23 августа глава Министерства образования и науки РФ Андрей Фурсенко побывал с рабочим визитом в Воронежской области. За один день министр успел посетить две школы, ознакомиться с выставкой инновационных проектов вузов, принять участие в заседании регионального Совета молодых ученых и бюро Координационного совета по делам молодежи в научно-образовательной сфере при Совете по науке, технике и образованию при Президенте РФ, а также в совещании представителей системы образования сельских муниципальных районов области. Целью приезда министра в регион было не только знакомство с достижениями системы образования, но и проверка его работы.
После пожараПоселок Масловский, его еще называют Масловка, входит в черту города Воронежа. В конце июля он оказался в центре внимания СМИ и стал отправной точкой рабочего визита Андрея Фурсенко в регион.29 июля пожар, бушевавший в лесу, неожиданно перекинулся на поселковые постройки и уничтожил более двадцати домов. Жители до сих пор вспоминают этот день с ужасом: огненные шары выбрасывались какой-то неведомой силой и летели на десятки метров, пересекая железнодорожное полотно, на другую, более заселенную сторону поселка. Пламя быстро обгладывало крыши домов и, проникая внутрь помещений, в считанные минуты губило все нажитое. Средняя общеобразовательная школа №77, расположенная в Масловке, к вечеру превратилась в пункт помощи погорельцам. «Уже во второй половине дня мы готовились к эвакуации людей, – рассказывает директор Валентина Латынина. – В школе для них был организован ночлег, подвезли матрацы, приготовили еду. Вскоре пострадавших разместили в воронежской гостинице «Брно». Всего в результате пожара без крова остались 84 семьи, в том числе 59 детей, из которых 19 учатся в нашей школе».Благодаря помощи фракции партии «Единая Россия» Воронежской городской Думы и одного московского благотворительного фонда все пострадавшие от пожара ученики школы обеспечены учебниками, школьными принадлежностями, ранцами, портфелями, обувью, одеждой, спортивной формой.Среди пострадавших от пожара – два педагога школы: преподаватель физики Любовь Должникова и учитель рисования Анна Макаренко. Дома для их семей уже строятся и должны быть закончены в октябре. Невозвратимой утратой Анна Ивановна, которая тоже была на встрече с министром, считает семейный альбом, где хранились фотографии с 20-х годов прошлого века, жаль и сгоревшие наработки по каждому уроку. Дом из силикатных блоков на капитальном фундаменте, который возводится на месте сгоревшего жилища, Анне Ивановне Макаренко нравится. Есть надежда на то, что жизнь в новом доме быстро наладится – обгоревшая яблоня на участке учительницы вдруг ожила и стояла (в конце августа!) усыпанная цветами, а это, считает педагог, хороший знак.В поселке во время пожара погиб один человек – пожилой мужчина, его убило током оборвавшегося провода. Но жертв могло быть и больше, иногда спасение человека зависело от того, вспомнят ли о нем окружающие. Пятиклассница Ирина Кадынцева, которая 23 августа пришла в школу за учебниками, благодарит за свое спасение соседа: увидев загоревшийся рядом дом, он пришел на помощь и вывел из помещения до смерти напуганную девочку. А четвероклассница Женя Рябчук, общаясь с министром, неожиданно расплакалась: вспомнила она не о сгоревших в пожаре куклах или платьях, а о грамотах, полученных за успехи в школе. Грамоты девочке директор обещала восстановить, а министр образования решил прислать Жене общие фотографии с личной подписью.Сто лет на получение квартирыВо время знакомства министра с разработками вузов области ректор Воронежского государственного архитектурно-строительного университета Игорь Суровцев, словно в продолжение темы борьбы с пожарами, представил Андрею Фурсенко и губернатору Алексею Гордееву систему беспроводной связи с пожарной частью, которая может быть востребована, например, в детских оздоровительных лагерях. Показ инновационных разработок прошел на демонстрационных площадках бизнес-инкубатора ВГАСУ.В здании недавно отстроенного бизнес-инкубатора прошло совместное заседание Совета молодых ученых Воронежской области и бюро Координационного совета по делам молодежи в научно-образовательной сфере при Совете по науке, технике и образованию при Президенте РФ. Тема заседания была обозначена всего одним вопросом: «Об обеспечении жильем молодых ученых и специалистов в научно-образовательной сфере». В заседании приняли участие руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов, депутат Госдумы Галина Карелова, члены Общественной палаты РФ, представители ректорского корпуса.Как отмечалось на встрече, сегодня размеры выделяемой помощи в рамках федеральной целевой программы «Жилье» позволяют улучшить жилищные условия примерно одному проценту нуждающихся молодых ученых в год. Всего за последний год было выделено 246 субсидий, в денежном выражении это 276 миллионов рублей. А в прошлом году, по данным Минобрнауки, в стране насчитывалось 24 тысячи нуждающихся в жилье молодых ученых. То есть потребуется сто лет, чтобы решить проблему нынешними темпами. Кроме того, при выделении субсидий не учитываются научные заслуги. Таким образом, поддерживаются не наиболее талантливые, а наиболее нуждающиеся, и средства размазываются, не достигая цели по поддержке действительно перспективных ученых. По мнению Андрея Фурсенко, в первую очередь стоит задуматься о строительстве служебного жилья с последующей возможностью его приватизации при условии достаточно длительной и успешной работы сотрудника в университете. Сейчас бывают случаи, что после получения субсидий ученые уходят из науки или выезжают из страны.Координационный совет в этой связи предложил разработать отдельную федеральную целевую программу «Жилье для молодых ученых» с комплексом мер по реальному решению проблемы.Также Андрей Фурсенко отметил, что сейчас Министерство образования и науки РФ сотрудничает с несколькими фондами, чтобы обеспечить поддержку создания малых предприятий при вузах. От воронежских вузов в прошлом году было получено только тринадцать проектов, семь из них отклонены по формальным причинам. «Это означает, что люди не удосужились прочесть техническое задание и правильно написать заявку на участие в конкурсе. Из бюджета 2009 года Воронежская область получила меньше 68 миллионов рублей, а в общей сложности регионам на реализацию инновационных проектов выделено около 15 миллиардов, – подчеркнул Андрей Фурсенко. – В этом году из пяти заявок на создание инновационных инфраструктур на меня произвела впечатление только одна. Важно понимать, что главная задача молодых ученых – это реализация амбициозных планов в науке и производстве. Таких возможностей сегодня очень много, их просто нужно использовать». Министр призвал ученых улучшить качество присылаемых заявок и подчеркнул, что научный и образовательный потенциал Воронежа, который в советское время был центром научно-технического развития и промышленности, сегодня реализуется не в полной мере.Губернатор Алексей Гордеев отметил, что если на 36 вузов в области подано только пять заявок по инновациям, то возникает вопрос: чем они занимаются? И пообещал решить проблему инертности вузовского сообщества. Сейчас в Воронежской области для поддержки научной деятельности реализуется несколько региональных программ. В последние годы развивается система конкурсной поддержки молодых ученых и специалистов. В прошлом году по личному поручению Алексея Васильевича из резервного фонда губернатора было выделено четыре с половиной миллиона рублей на девять грантов для формирования малых инновационных предприятий.Участником совместного заседания стала председатель Воронежского областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки, член Совета ректоров области Тамара Андреевна Бирюкова. После заседания она поделилась своими впечатлениями: «Слова Андрея Фурсенко о том, что наши вузы не всегда умеют себя преподнести и сделать нормальную заявку на получение грантов, были как пощечина, но он прав. Думаю, коллективам наших школ, профсоюзным студенческим организациям тоже нужно научиться правильно оформлять документы на участие в конкурсах. Что касается жилья для молодых ученых, то многие, и я в том числе, ждали от заседания не только дискуссий, но и принятия конкретных мер. В 2005 году мы построили учительский дом на 160 квартир, профсоюзу тогда выделили участок земли бесплатно, поэтому себестоимость жилья была всего 6 тысяч рублей за квадратный метр. Хотелось бы, чтобы и для молодых ученых был построен дом, но сейчас земля выделяется под строительство на конкурсной основе, земельные участки стоят дорого, поэтому цены на жилье очень высокие».Плюсы сельского воспитанияВизит министра образования и науки РФ завершился в Лискинском районе, в школе села Средний Икорец, где проходило совещание представителей системы образования сельских муниципальных районов Воронежской области. Тема совещания – реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на селе.Перед началом совещания министр, губернатор и многочисленные гости совершили экскурсию по школе, открывшейся всего три года назад. В образовательном учреждении, рассчитанном на 950 мест, есть тренажерный и два спортивных зала, бассейн, два компьютерных класса, четыре лингафонных кабинета, зал для занятий хореографией, зимний сад, современный актовый зал, спальня для шестилеток, осваивающих программы предшкольной подготовки. Школа является базовой, поэтому на четырех автобусах сюда на занятия привозят из соседних сел более двухсот детей.На совещании развернулась дискуссия о том, какой должна быть сельская школа, чтобы соответствовать современным требованиям образования и воспитания. Говорили о том, что зачастую уровень образования в городе выше, чем на селе, хотя ситуация постепенно выравнивается. Зато окружающая среда села в широком смысле этого слова менее заражена теми пороками, которыми «болеет» современное общество. Министр подчеркнул, что не нужно ставить задачу по обучению сельских школьников в городе, нужно в глубинке создать условия для получения полноценного образования. Пока Среднеикорецкая школа – это некий эталон базовой сельской школы в Воронежской области, но губернатор Алексей Гордеев отметил, что возможно появление в регионе новых школ такого уровня.В ходе дискуссии обсуждалась проблема малокомплектных школ: закрывать или сохранять? Вспомнив расхожее выражение «Когда закрывается школа – умирает село», Андрей Фурсенко отметил, что нельзя делать сельских детей заложниками проблем взрослых и использовать их в качестве заградотряда по сохранению села. По мнению министра, в вопросе о судьбе сельской малокомплектной школы, который в каждом случае должен решаться индивидуально, главным должно быть благополучие ученика и возможность предоставления ему достойного образования.
Комментарии