search
main
0

ЧГА нам дорога. или За какими вузами будущее?

Много это или мало, десять лет? Как посмотреть… В 1996 году по инициативе Российской академии образования и администрации города Сочи в этом черноморском городе был открыт Государственный научно-образовательный центр РАО. В следующем году как его экспериментальная площадка была создана Черноморская гуманитарная академия. В состав Научно-образовательного центра РАО сегодня вошли в качестве ассоциированных членов Научно-исследовательский институт проблем высшего образования и Учебно-экспериментальный комплекс, включающий, кроме ЧГА, академический колледж, аспирантуру, докторантуру, диссертационные советы. ЧГА – единственный вуз в Сочи, имеющий аккредитационный статус академии. В рейтинге Министерства образования и науки РФ среди крупнейших вузов ЧГА занимает пятое место.

Совместно с Фондом развития отечественного образования и Научно-образовательным центром РАО Черноморская гуманитарная академия ежегодно проводит Всероссийский конкурс на лучшую научную книгу года среди преподавателей высших учебных заведений. Академия ведет активную международную деятельность, накопила богатый опыт сотрудничества с ведущими зарубежными вузами. Здесь создана отличная материальная база, дающая студентам все возможности и для учебы, и для творчества, и для спорта. В марте 2006 года президент ЧГА, академик, доктор педагогических наук Михаил Берулава был награжден в Оксфордском университете медалью имени Сократа за вклад в развитие высшего образования, а в 2007 году – Государственной премией Правительства РФ в области образования.

Такова вкратце визитная карточка ЧГА, которая отметила в конце сентября 10 лет со дня основания. Что и говорить, это молодой вуз, но его успехи впечатляют.

Торжества, приуроченные к десятилетию, прошли в сочинском цирке. Но юбилей – это не только торжественные речи, концерты и т.п. Он не освобождает от научной работы. В стенах ЧГА состоялся международный симпозиум «Состояние и развитие высшего образования», также посвященный основанию академии.

Выступая на нем, академик Михаил Берулава подчеркнул, что проблема развития личности вузовского студента непосредственно зависит от уровня вузовской науки. Но ситуация здесь непроста. Исчезают научные школы, «вымирает» профессия ученого. А ведь только большой ученый может воспитать достойных учеников. Научная деятельность становится одной из самых непопулярных. Элемент научной дискуссии, обеспечивающий развитие творческого мышления, в вузах практически отсутствует. Негативную роль здесь играет тестирование, которое не оставляет поля для развития мышления, а вынуждает вузы заниматься банальным натаскиванием на определенный понятийный аппарат, превращая гипотезы в аксиомы. Такой подход дискредитирует развитие научного мышления.

– Развитие науки возможно лишь через развитие научных школ, – отметил Михаил Берулава. – Это, кстати, был путь, по которому в свое время в Сочи шли к созданию академии. Если нет научной школы, то невозможно говорить о формировании нового поколения вузовских ученых, которые воспитали бы достойных учеников. Только тогда вузовская практика позволит выращивать молодые таланты, когда вести занятия будут люди с высоким творческим потенциалом, постоянно, а не по необходимости занимающиеся научной деятельностью. Продуктивным является создание таких вузов, которые формируются на базе научных центров.

…Воспитание молодежи важнее вооружения ее знаниями. Система образования не учитывает реальный социокультурный опыт, который ребенок получает в обществе. За окном и на экране царят приоритеты, далекие от ценностей, которые проповедует педагог.

– Известно, что значимую роль в развитии личности играют образцы для подражания – модели поведения и общения, – считает Михаил Берулава. – Они всегда эмоционально насыщенны. В этой связи важно отметить роль телевидения в воспитании. Сегодня таким образцом для подражания является некий субъект, постоянно что-то жующий, цель жизни которого – стремление выиграть миллион. В сфере его интересов отсутствует патриотизм, желание создать семью, вырастить детей, помочь другим людям, уважение к старикам, умение получать удовольствие не только от жвачки и пива, но и от общения с культурой, от того, что делает человека человеком. Современное телевидение ведет целенаправленную работу по разрушению в молодом человеке всего человеческого. Мы пожинаем плоды современной антикультуры, которая активно формирует у молодых людей деструктивный социокультурный опыт. Без учета этого, уже сложившегося у многих молодых людей негативного опыта и его коррекции не будет развиваться и экономика нашего государства, поскольку молодежь, которая приходит в нее, не видит на экране других жизненных целей, кроме эгоизма, пустого времяпрепровождения, патологических форм поведения. В соревновании между образованием и массмедиа всегда выиграют последние, поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы противостоять агрессивному влиянию антикультуры, и именно в этом мы видим сегодня основной путь выхода российского общества и системы образования из сложившегося кризиса.

Президент РАО Николай Никандров рассказал на симпозиуме об общих тенденциях развития образования. В частности, он коснулся проблемы дошкольного образования. Интеллект формируется к 12 годам. Все, что позже, – это, главным образом, приращение знаний. Поэтому между дошкольным и послешкольным образованием прямая связь, несмотря на, казалось бы, столь большую разницу во времени и возрасте. Выступая, он также коснулся проблемы повышения зарплаты вузовских работников

Проблеме преемственности между школой и вузом посвятил свое выступление академик, доктор педагогический наук, профессор Александр Кузнецов:

– Проблема преемственности школьного и вузовского образования многократно исследована, но изменения в содержании образования вскрывают все новые и новые аспекты. Фактор преемственности становится настолько важным, что, разрабатывая содержание школьного образования, мы начинаем его серьезно учитывать. Первый вопрос здесь связан с введением профильного обучения, второй с созданием нового поколения школьных образовательных стандартов. Система профильного обучения предусматривает большее число профилей, чем в других странах. Сейчас практика показывает, что из всех профилей реально сохранится семь-восемь. Наиболее популярны филологический и физико-математический. То, что школьник получил возможность выбирать содержание образования, соответствующее его интересам и потребностям, конечно, повышает эффективность реализации преемственности между двумя ступенями образования. Но дело не только в этом. Сейчас мы ощущаем нарастающую тенденцию, при которой специализация образования в вузе начинает обусловливать специализацию образования в школе. Профиль обучения подстраивается под профиль вузовского образования. Второй фактор, который мне кажется не менее важным, это фактор постепенного переноса методов и организационных форм вузовского обучения на старшую ступень школы. В рамках традиционной классно-урочной системы, традиционных методик обучения в школе нам не удастся в полной мере выполнить те задачи, которые ставились перед профильным обучением. Поэтому в школу начинают проникать формы обучения, характерные для вузовского образования. Это, например, метод учебных проектов, введение в школу зачетно-модульной или модульно-рейтинговой системы обучения. Важным фактором интеграции школы и вуза станет создание новой образовательной среды на базе информационных и коммуникационных технологий.

…В наши дни речь идет о более расширенном понимании содержания образования, которое зафиксировано в отдельных программах по предметам, а также во многих других видах учебной и внеучебной деятельности, входящей в систему основных образовательных программ школы. Это программа социализации, программа воспитательной работы и многое другое, что составляет реальный компонент содержания образования.

– Вероятно, мы придем к новой структуре базисного учебного плана или теперь уже образовательного плана, – отметил Александр Андреевич, – куда войдут все другие виды деятельности, включая внеучебную. Вслед за расширением структуры образования претерпит изменения и базисный учебный план. Ранее обязанности по выполнению стандарта всегда замыкались на школе и учениках. Но мало сформулировать в стандарте обоснованную цель и содержание, нужны требования к условиям осуществления образовательного процесса: к материально-технической базе школы, к учебному оборудованию, кадрам, финансированию, ко всему тому, за что отвечает государство. Стандарт рассматривается как совокупность нескольких требований: к результатам образования, к структуре основных образовательных программ, к условиям осуществления образовательного процесса. И несколько слов о ЕГЭ. Если мы вводим двухуровневое образование, надо вводить и двухуровневую итоговую аттестацию: на базовом уровне и на профильном, предоставляя школьнику возможность выбора в зависимости от своих дальнейших планов, в какой вуз он собирается поступать. В ЕГЭ должны проверятся не узкопредметные результаты, а в значительной степени – овладение общими универсальными способами деятельности. Это существенно изменит ориентацию учебного процесса в школе.

На симпозиуме выступили также ректор Российского государственного педагогического университета им. Герцена Геннадий Бордовский, зав. кафедрой педагогики Санкт-Петербургского госуниверситета Нина Бордовская, ректор ЧГА Галина Берулава и иностранные гости: профессор Тихоокеанского университета в Сиэтле Артур Эллис (США), профессора Магдебургского университета Рихард Гольц и Ханс Питер Бруххойзер (Германия), доктора наук Дэвид Зиркл (Австралия) и Сюзанна Ормбрек (Канада). 28 сентября в академии состоялось вручение грантов за лучшую научную книгу по результатам конкурса среди ученых, работающих в сфере образования, о котором упоминалось выше.

Так за какими же вузами будущее?

Как показывает опыт ЧГА, за теми (и об этом тоже говорили участники международного симпозиума), которые целенаправленно работают со школами, которые развивают и создают свои научные школы. Кроме всего прочего, признак элитного вуза – эффективные образовательные технологии, которые могут быть воспроизведены массой других вузов. Образовательный акцент следует делать на формировании механизмов самообучения и саморазвития, поскольку то, что излагается порой в программах, учебниках, к моменту окончания студентом вуза устаревает или нуждается в дополнении. Должны быть задействованы активные механизмы познания, иначе мы не получим специалиста, способного генерировать собственные идеи. Проблем немало. Но опыт ЧГА дает основания полагать, что они вполне решаемы, если мы того захотим.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте