Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Четыре шага. Использование модульного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Дата: 28 ноября 2011, 13:05
Автор:

Технология модульного обучения плотно связана с развивающим обучением, которое заложено в новых Федеральных Государственных стандартах, внедряемых с этого учебного года в первых классах всех российских школ. Мы применяем модульное обучение на уроках русского языка. Данная методика очень актуальна для начального звена: ребята учатся сотрудничать друг с другом, делиться своими знаниями, уважать мнение других людей.

Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают  ситуацию выбора для ученика и учителя, обеспечивают дальнейшее самообразование. Урок с элементами  модульного обучения по эффективности и практической направленности адаптивный. Модульное учебное занятие развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные общеучебные знания и навыки. В процессе учебной деятельности  создаются такие условия, которые позволяют детям перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.

Цель модульного обучения – развитие самостоятельности учащихся, умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Чтобы использовать модульное обучение, составить правильно модульный урок, учителю нужно:

1. Научиться выводить совместно с учениками целеполагание и тему урока.

2. Знать дидактирование задачи каждого этапа модуля урока.

3. Умело отбирать содержание учебного материала.

4. Научиться определять зону актуального и ближайшего развития ученика.

5. Определять обученность по итогам контрольных работ тестов, тематического учета знаний.

6. Уметь составлять развивающие и обучающие модульные карточки.

7. Научиться составлять диагностические тесты.

8. Научиться моделировать и проектировать деятельность учащихся на репродуктивном, конструктивном, творческом уровнях.

9. Четко знать по теме урока знания и формируемые умения на трех уровнях.

10.  Знать логику усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, понимание, применение по образцу, применение в измененной ситуации).

11. Хорошо знать технологию и структуру модульного учебного занятия (УЗ): УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний;  УЗ закрепления знаний; УЗ обобщения и систематизации знаний; УЗ комплексного применения знаний; УЗ проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся, рефлексия деятельности.

12. Хорошо знать каждый этап урока (цель, содержание учебного материала, выполнение учащимися, вид проверки, итог, рефлексия).

Польза такого обучения огромна, т.к. дети пропускают все этапы урока через себя  (самосознание, самоопределение, самовыражение, самоутверждение, самореализация, саморегуляция), и на уроке доминирующая роль на уроке принадлежит ученику.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:

–         законченный блок информации;

–         целевую программу действий ученика;

–         рекомендации (советы) учителя по ее успешной  реализации.

Отличие от других систем:

–         содержание обучения представлено в законченных самостоятельных комплексах, которые усваиваются в соответствии с поставленной целью;

–         изменяется форма общения учителя с учениками;

–         ученик работает большую часть времени самостоятельно;

–         ребенок учится  самопланированию и самоконтролю;

–         отсутствует проблема индивидуального консультирования.

Технологическая карта урока помогает учителю правильно формировать знания и умения  по данной теме, определять, как учащиеся усвоили данную тему, на каком уровне обучения они находятся. Умения ранжированы на трех уровнях. Технологическая карта служит для самоконтроля и самопроверки знаний учащихся. Ученик, используя технологическую карту, проставляет себе прогностическую оценку, а учитель проверяет обучаемость и уровень обученности, исходя из заложенных в технологической карте знаний и умений, отслеживает результаты обучения по данной теме и сверяет свой результат с прогнозом учащихся. Для проверки знаний используется развивающая карточка.

Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Первый шаг – определение интегрирующей цели модуля (ТДЦ).

Учителю следует формулировать ТДЦ и осуществлять ее на уроке. В зависимости от учебного предмета, темы урока, учитель сам ставит цель или предлагает сделать это самим ученикам. Во втором случае ребята учатся ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока. ТДЗ – запрограммированный результат данного  урока. Несет в себе три функции: обучающую, развивающую, воспитывающую.

Второй шаг – разбиение на учебные элементы в соответствии с логикой                               построения того или  иного  типа учебного занятия.

Третий шаг  – формулирование цели каждого учебного элемента.

Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании нужно предусмотреть показатель реального результата решения задачи. Цель должна быть диагностичной, т. е. настолько точно и определенно  поставленной, чтобы можно было делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время.

Четвертый шаг  – определение содержания каждого учебного элемента.

Учителю следует помнить, что, осуществляя переход от одного учебного элемента к другому, надо усложнять учебный материал, переводить деятельность учащихся с репродуктивной к творческой, поэтому на модульном занятии следует предусмотреть все виды деятельности учащихся.

Чаще всего модульный урок начинается с психологического настроя и проверки готовности детей к уроку, затем следует проверка домашнего задания (актуализация опорных знаний), совместный вывод темы и целеполагания на разных этапах модуля. Используются различные методы мотивации: создание ситуации успеха, наглядно-образных представлений, через поощрение, использование познавательного и занимательного материала, создание проблемных ситуаций, интриг.

Так же не следует забывать и о самом главном средстве на модульном уроке – алгоритме управления учебной деятельностью ученика. Данный алгоритм может быть заложен в различных средствах обучения (памятках, алгоритмах, модульных карточках, схемах, сигналах для обратной связи, схемах-опорах).

На модульных уроках также используется оценочная деятельность ученика:

– самооценка (сам оценивает свои знания),

– взаимооценка (при работе в паре),

– прогностическая оценка (оценивают свои знания и умения перед выполнением задания: «Как я справлюсь?»).

Оценочная деятельность позволяет учителю и ученику определять уровень усвоения учебного материала и выявить западающие проблемы, а затем наметить  индивидуальную и групповую коррекционную работу. На этапе изучения и первичного закрепления новых знаний необходимо проверить уровень усвоения учащимися нового материала. После объяснения  темы учитель предлагает детям базисный тест для определения обучаемости. На основе данных об обучаемости в классе формируются разноуровневые группы, ведется коррекционная работа с  учениками для доведения их знаний до базисного уровня, если это необходимо. Чтобы проверить умение самостоятельно в комплексе применять знания в новых условиях, учащимся предлагается модель трехуровневой развивающей карточки. Они выполняют задания последовательно, с учетом индивидуальных возможностей. Чаще всего данная карточка используется  на уроке обобщения и систематизации знаний.

В приложении к материалу – примеры разработок уроков-карточек по технологии модульного обучения по основным грамматическим темам русского языка, вызывающим трудности у учеников начальной школы, которые помогут учителю обобщить, систематизировать, закрепить и проверить изученный материал. Итоги самостоятельной работы  по развивающей карточке позволяют учителю определить, на каком уровне находится ученик. В конце каждого такого урока  обязательно рефлексия (вопросы), таким образом учитель может подвести итог проведенной работе.

Анна Громова, заместитель директора по методической работе, учитель начальных классов,

Наталия Коновалова, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов прогимназии №1779, Москва

Фото Оксаны Родионовой


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt