search
main
0

Четыре года ФИО. Это годы реализации новых идей

В апреле Федерации Интернет Образования (ФИО) исполняется четыре года. Все это время мои коллеги из Москвы, Питера, Томска, Улан-Удэ, – в общей сложности более чем из 40 столиц российских регионов, претворяют в жизнь проект, имя которому «Поколение.ru». Для нас эти четыре года пролетели, как одно мгновение. Наверное, потому, что каждый день был заполнен напряженной работой, поиском и реализацией новых идей. Мы через многое прошли, были у нас и ошибки, и разочарования. Но главное, что было и есть, – это понимание важности и необходимости нашей работы, ее конкретных результатов.

был разработан в конце 1999 – начале 2000 года в нефтяной компании ЮКОС. Современная проектная практика предусматривает разные типы и виды проектов. Я бы назвал наш проект инновационно-образовательным. В самом начале к его разработке были привлечены менеджеры ЮКОСа, но вскоре к ним присоединились и специалисты-практики в области образования. Сложился коллектив единомышленников, и результат их деятельности можно с полным основанием назвать научно-практической работой. Именно за эту работу творческому коллективу ФИО была присуждена Премия Президента России в области образования за 2002 год.

Проект «Поколение.ru»

Проект «Поколение.ru» был разработан в конце 1999 – начале 2000 года в нефтяной компании ЮКОС. Современная проектная практика предусматривает разные типы и виды проектов. Я бы назвал наш проект инновационно-образовательным. В самом начале к его разработке были привлечены менеджеры ЮКОСа, но вскоре к ним присоединились и специалисты-практики в области образования. Сложился коллектив единомышленников, и результат их деятельности можно с полным основанием назвать научно-практической работой. Именно за эту работу творческому коллективу ФИО была присуждена Премия Президента России в области образования за 2002 год.

Естественно, в начале пути о возможности столь высокой оценки никто и не думал – специалисты просто разрабатывали проект в соответствии с общими целями, определенными руководством НК ЮКОС. А они были заданы достаточно четко: роль и влияние нашей страны в мировом сообществе не должны определяться только ее сырьевыми ресурсами. Конкурентоспособная Россия – это в первую очередь государство, использующее и развивающее высокие технологии, а самое главное, их создающее. Построение гражданского общества в России, равноправное участие нашей страны в цивилизованном мировом сообществе невозможно без информационной открытости для окружающего мира и равнодоступности информации внутри страны. Строить современную высокотехнологичную Россию предстоит новому поколению россиян, в основном сегодняшним школьникам. Необходимо уже сегодня прививать им информационную культуру, практические навыки поиска, анализа, использования и создания информации.

Было совершенно ясно, что достижение поставленных целей невозможно без вовлечения в этот процесс школьных учителей. Именно они должны и могут стать носителями информационной культуры, передавая ее тем, кого мы называем «новое поколение». Но учителям необходимо помочь, нужно дать им новые знания, научить использованию информационных технологий в их труде. Так появилась главная, стержневая идея проекта «Поколение.ru» – учить педагогов интернет-технологиям.

Авторы проекта прекрасно понимали, что он не может быть оторван от реалий российского образования. В то время общее образование только начинало выходить из кризисного состояния, и информатизация воспринималась как нечто оторванное от реальной жизни. На фоне невыплат зарплаты педагогам, плохого состояния материально-технической базы школ, других не менее серьезных проблем это было понятно.

Разработчики предполагали, что, особенно на первом этапе, возможно недоверие общества к некоммерческому проекту крупной частной компании, «олигархической», в общественном понимании. Что могут возникнуть подозрения в «благородном прикрытии» своих корыстных интересов. Необходимо было также отдавать себе отчет и в том, что ЮКОС не в состоянии в одиночку решить все проблемы информатизации образования, и было бы безответственно об этом заявлять.

В результате мы приняли решения, во многом определившие динамичность и успешность проекта «Поколение.ru». Назову лишь некоторые из них: проект, не претендуя на глобальное решение проблемы информатизации как таковой, должен дать сильный импульс к внедрению информационных технологий в образование, а затем органично встроиться в этот процесс. При этом была полная уверенность, что в ближайшее время «процесс пойдет». Проект, его цели, задачи и результаты должны быть понятны системе образования, педагогическому сообществу и обществу в целом. При реализации проекта должны использоваться эффективные формы и методы, дающие быстрые и качественные результаты, а также создаваться устойчивые модели функционирования и развития.

Был сделан важный вывод, также во многом предопределивший судьбу проекта, – являясь некоммерческим, он не должен быть благотворительным. Необходимо многостороннее партнерство с властью всех уровней, общественностью и другими, помимо ЮКОСа, представителями бизнес-сообщества.

Целью проекта стало содействие информатизации общего образования, а главной задачей – организация в большинстве российских регионов бесплатного обучения работников общего образования применению интернет-технологий в их повседневной профессиональной деятельности. Были намечены основные результаты реализации проекта на ближайшие годы: к 2006 году должно быть создано 50 региональных центров интернет-образования, а к 2007 году необходимо организовать обучение не менее 250 тысяч российских педагогов.

Аббревиатура, понятная многим

Проектным менеджерам хорошо знаком термин «организация проекта». По сути, речь идет о том, кто будет заниматься его реализацией после разработки. Как правило, для выполнения крупных проектов создаются отдельные структуры. «Поколение.ru» не стал исключением, и в апреле 2000 года была создана автономная некоммерческая организация «Федерация Интернет Образования». ФИО – сегодня эта аббревиатура понятна и привычна для многих, используя новомодное слово, можно сказать, что она стала «брендом» в системе образования нашей страны. Но для этого потребовалось несколько лет упорного труда. Вначале все приходилось делать с нуля. Поэтому неудивительно, что один из первых вопросов, с которым, мы столкнулись, был «А существует ли определение, что такое интернет-образование?» Не найдя его в современной педагогической науке, мы ввели в обиход собственное: «Интернет-образование – это внедрение интернет-технологий в образовательный процесс». Было также принято решение во всех внутренних и внешних документах ФИО писать слово «Интернет» с большой буквы, считать, что это слово мужского рода и поддается склонению. Может быть, сейчас кому-то это покажется несущественным, но для нас тогда это было важно.

Владеть технологиями должны все

К сентябрю 2000 года специалисты ФИО уже разработали и сертифицировали в Министерстве образования РФ ряд учебных программ и учебно-методических комплексов (более 15 разработок). Со временем, приобретя некоторый опыт, мы пришли к выводу о необходимости унификации содержания программ в отношении профессиональной направленности, сроков обучения и уровня начальной подготовки наших слушателей. Был создан модульный программно-методический комплекс «Интернет-технологии – образованию». Он прошел государственную экспертизу и был рекомендован Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для системы дополнительного профессионального образования.

Говоря о наших учебных программах, отметим один важный момент. Поначалу нам даже не задавали вопрос, с какими учителями мы работаем: все были уверены, что только с преподавателями информатики. Мы объясняли, что владеть информационными технологиями должен каждый педагог, независимо от того, в какой предметной области он работает. Сегодня это кажется само собой разумеющимся, но в 2000 году ситуация была несколько иной.

Конвейерный метод

Наличие учебных программ и курсов – вещь важная, необходимая, но далеко не достаточная. Помимо представления о том, чему учить, немаловажно понимание, где и как это делать. Необходимо было создать инфраструктуру обучения педагогов интернет-технологиям. Как уже было сказано, проект «Поколение.ru» предусматривает формирование сети региональных центров интернет-образования, и организация этой сети была и остается одной из главных задач ФИО. Наши специалисты разработали технологию создания и поддержки региональных центров интернет-образования, у себя мы назвали ее «конвейерный метод». В его основе типовые требования к технической конфигурации центра, его структуре и штатному расписанию, графику создания и т.д.

Типовая конфигурация регионального центра интернет-образования включает в себя четыре компьютерных класса для одновременного обучения 40 человек. Все компьютеры в таком центре подключены к Интернету по высокоскоростному каналу (128 кбит/сек). В каждом классе есть мультимедиа-проекторы, экраны, принтеры, сканеры и цифровые видеокамеры. С учетом непрерывного процесса обучения (6 учебных дней в неделю) и продолжительности учебных программ (80 часов) «пропускная способность» каждого центра составляет более 1000 выпускников в год.

Центры интернет-образования создаются как структурные подразделения ведущих региональных высших учебных заведений – университетов или институтов повышения квалификации работников образования (ИПКРО). Такой подход во многом ускоряет процесс создания центра. Насколько он себя оправдывает, можно судить по результатам – в 2000 году работало уже 7 центров, в 2001 – 19, в 2002 – 31 и в конце прошлого года – 41. Совсем скоро численность наших выпускников превысит 100 000 человек.

Партнерство власти, общественности и бизнеса

Вернемся к вопросу о том, что наш проект имеет не коммерческий, но и не благотворительный характер. Каждый центр – это совместный проект администрации региона (республики, края или области), вуза, на базе которого создается центр, и Федерации Интернет Образования. Причем объединяются не только организационные, что само по себе немаловажно, но и финансовые ресурсы. При создании центра регион бесплатно выделяет и за свой счет ремонтирует (в соответствии со стандартами ФИО) помещение, оплачивает подключение центра к Интернету. Со своей стороны мы обеспечиваем центр техникой, мебелью, организовываем все работы и в итоге сдаем центр «под ключ».

Финансовая поддержка деятельности региональных центров также осуществляется совместно регионом и ФИО. Региональная администрация оплачивает проживание, проезд и питание иногородних слушателей. ФИО обеспечивает финансирование всех расходов, связанных с организацией и проведением учебного процесса в центре (оплата труда преподавателей и персонала, административно-хозяйственные расходы и др.).

Как работают региональные центры

Мы стараемся создать максимально комфортные условия для слушателей с первых же дней их обучения. Причины возможного дискомфорта могут быть разные: новизна предмета изучения, непривычные условия занятий, многолетняя установка на передачу знаний, а не на их получение. Это было учтено при проектировании как самих центров, так и их деятельности.

Все помещения центров расположены компактно, имеют светлые интерьеры, а также технику и мебель светлых тонов. Мы абсолютно серьезно считаем, что цвет техники и мебели – это не мелочь. В здании, где находится центр, или в непосредственной близости от него расположены места питания и проживания иногородних слушателей.

В первый день занятий проводится анкетирование учителей, и по его результатам формируются группы по 10 человек примерно одного уровня навыков пользования компьютером и Интернетом. К преподаванию привлекаются ведущие специалисты высшей школы. Они проходят предварительный конкурсный отбор, который проводят комиссии из представителей регионального органа управления образованием, базового высшего учебного заведения (вуза, на базе которого создан центр интернет-образования), регионального центра интернет-образования. Независимо от опыта преподавания в нашем центре после первого же занятия преподавателя с новым потоком проходит еще одно анкетирование слушателей. Его цель – выяснить их мнения о доступности и комфортности изложения учебного материала.

Каждый слушатель, независимо от того, с какими знаниями и навыками он пришел в центр, должен подготовить за время обучения выпускную работу – свой образовательный интернет-ресурс (персональная страничка в Сети, главная страница своей школы, в более продвинутом варианте – интернет-урок). Защита работ происходит не перед высокой принимающей комиссией, а перед своими же коллегами, проходившими обучение в одном потоке с выпускником. Вручение дипломов об окончании обучения превращается в небольшой праздник, и каждый его участник искренне радуется собственному результату и результатам других слушателей.

По принципу открытости

По мере реализации проекта «Поколение.ru» его общественное восприятие стало достаточно быстро меняться от некоторого недоверия к позитивному отношению. Большую роль в этом сыграла публичная поддержка проекта Правительством России и, в первую очередь, Министерством образования РФ. Сам проект стал быстро «прорастать» в российских регионах, давая конкретные плоды.

Начало выполнения проекта практически совпало с началом работы федеральных программ информатизации образования. В 2000 году началась реализация программы Президента РФ В.В. Путина по компьютеризации сельских школ, а в 2002 году – программа поставок компьютерной техники в городские и поселковые школы. В результате выполнения только этих федеральных программ соотношение числа учащихся на один компьютер изменилось с конца 2000 по начало 2003 года с 500 до 145 школьников.

Внимание российских СМИ к теме информатизации образования в целом и интерес к проекту «Поколение.ru» также сыграли важную роль в формировании объективной оценки деятельности Федерации Интернет Образования. Тем более что мы всегда следовали и следуем принципу информационной открытости.

Опыт ФИО показывает: обучение интернет-технологиям – важный фактор профессиональной социализации педагогов. Это особенно актуально для регионов и городов России с развитой или интенсивно развивающейся практикой использования Интернета в повседневной жизни. Пройдя обучение в центрах интернет-образования, учитель, как минимум, говорит со своими учениками на одном языке – языке «продвинутого» пользователя Интернетом.

То, что уже сделано в рамках проекта «Поколение.ru», – это прообраз государственно-общественной системы повышения квалификации педагогов в области информационных технологий. Равноправными партнерами этой системы стали власть, общественность и бизнес. Говоря о бизнесе, я имею в виду не только ЮКОС. Нефтяная компания – генеральный, но уже не единственный спонсор проекта. Финансовую поддержку «Поколению. ru» оказывают Тюменская нефтяная компания, Магнитогорский металлургический комбинат, компания «КРОК» и ряд других коммерческих структур.

Позади четыре года работы ФИО. За это время сделано немало, но предстоит сделать гораздо больше.

Сергей Монахов, лауреат Премии Президента РФ в области образования, кандидат психологических наук, Ответственный секретарь Федерации Интернет Образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте