search
main
0

Четверть земного шара… …отведут под будущий университет ШОС

В Москве прошла Первая студенческая международная конференция «Университет Шанхайской организации сотрудничества глазами студентов» в рамках III недели «Образование без границ». На конференции не было скучных докладов и формальных выступлений в прениях. Перед участниками – студентами из Казахстана, КНР, Киргизии, России и Таджикистана – весьма интересная задача: изучить концепцию создания университета ШОС и внести в нее свои коррективы.

Не случайно на встречу собралась молодежь именно этих пяти стран. Вузы вышеперечисленных государств войдут в сеть УШОС. Да, новый вуз не разместится в конкретном здании, городе, стране, но займет сразу четверть земного шара и 53 головных (базовых) вуза стран – участников Шанхайской организации сотрудничества. Сетевой принцип в 2007 году предложила Россия.

Каждая из пяти стран, участвующих в создании университета, определилась с головными вузами для УШОС. От Российской Федерации в новый университет войдут 16 учебных заведений, от Республики Таджикистан, Казахской Республики, Китайской Народной Республики – по десять, от Киргизской Республики – 7. Кроме того, были определены пять направлений подготовки студентов, самые актуальные для стран ШОС, да и для всей мировой экономики. Каждое направление в странах курирует особый вуз-координатор. В России: нанотехнологии – Московский институт стали и сплавов, IT-технологии – Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, энергетику – Московский энергетический институт (технический университет), экологию – Российский университет дружбы народов, регионоведение – Московский государственный институт международных отношений (университет).

Лариса Ефремова, зам. директора Департамента международного сотрудничества в образовании и науке Министерства образования и науки РФ, объяснила, как будет проходить обучение. Сначала студент поступает в головной (базовый) вуз в своей стране, в дальнейшем он может продолжить свое образование в другом головном вузе. Кстати, участники конференции предложили – не обязательно уезжать за рубеж, это может быть другой базовый вуз в собственной стране.

Решено, что обучение «на выезде» займет четверть времени от всей учебы. При этом будущему студенту необходимо знать как минимум русский и китайский – основные языки преподавания, они же официальные языки ШОС. Возможно, со временем к ним присоединится и английский. В национальных университетах будут использоваться национальные языки. Участники конференции считают, что надо сделать официальные языки университета ШОС обязательной частью программы бакалавриата, а также включить в программу обучения в УШОС краткий курс по истории и культуре страны пребывания. Хорошо бы также предусмотреть вводные курсы по изучению языков, страноведения и лингвострановедения стран, где собираются обучаться студенты УШОС. Делегация Института стран Азии и Африки МГУ сразу предложила организовать подготовительные языковые курсы на своей базе – благо у ИСАА есть и опыт, и готовые учебники, и высококвалифицированные преподаватели.

Аспирант Астраханского государственного университета Иван Шригель сделал очень ценное замечание: «Под руководством ШОС необходимо разработать отраслевые мультиязычные словари по приоритетным областям».

А Нуркен Рзалиев, студент МГИМО, гражданин Казахской Республики, уверен, что для языковой адаптации и бытовой ориентировки было бы разумно по приезде в другую страну размещать студентов УШОС в семьях на месяц и более. А дальше предоставить возможность переехать в кампус или общежитие.

Как будут набирать студентов в УШОС? Исходя из взаимосогласованных льгот, а также на контрактной основе. Участники конференции предложили подумать об оплачиваемых стажировках и практике для студентов УШОС в профильных организациях – партнерах УШОС, крупнейших международных компаниях и организациях во время обучения в базовых вузах. Это позволит набраться опыта и заработать деньги на учебу и проживание.

Запуск университета ШОС будет проходить поэтапно – сначала магистратура, затем докторантура (аспирантура) и, наконец, бакалавриат. Со временем планируется запустить программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки и дистанционного образования. Студенты, приехавшие на конференцию, предлагают сразу подумать о проведении «круглых столов», интерактивных игр, видеоконференций по научным и культурным темам. А чтобы облегчить выбор вуза для продолжения обучения, необходимо предусмотреть цикл видеолекций по всем пяти направлениям. Магистр РУДН Елена Ганьшина продолжает ИКТ-тематику: «Предлагаю запустить единый студенческий интернет-портал головных вузов УШОС (на всех языках стран – членов ШОС)». Из выступления Евгении Поспеловой (МГИМО): «Необходимо создать общую электронную библиотеку, обеспечивающую доступ к материалам по пяти направлениям УШОС».

Конечно, кроме электронных изданий, нужен и бумажный журнал УШОС на китайском и русском языках, редакция которого объединяла бы студентов из различных вузов УШОС. Уточнение от Российского университета дружбы народов: это может быть и газета, а также нужен информационный вестник, аккредитованный при ВАК.

Во многих докладах прозвучало: «Нам нужен студенческий союз университета ШОС!» А еще консультационный совет из представителей студенчества базовых вузов на уровне страны, из их числа можно сформировать консультационный совет на уровне ШОС.

Наконец, о документах. По окончании УШОС студент получит диплом того вуза, в котором прошел основной курс обучения, и сертификат университета ШОС. Пока сертификат, а со временем – полноценный диплом.

Какие планы претворятся в жизнь, а какие отпадут за ненадобностью, покажет время. Директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов считает, что УШОС будет готовить специалистов, «которые работают в едином духе, мыслят через границы, через культуры». А значит, самое главное, что предстоит сделать будущим студентам строящегося вуза, – найти общий язык. Язык общечеловеческих ценностей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте