Пьесы Александра Островского – россыпь характеров, не устаревающих десятилетиями. Это наша жизнь, наш быт, наши привычки, наше поведение и образ мыслей. «Доходное место» – пьеса, боюсь, вечная для сцен русского театра. Заслуженный деятель искусств России, режиссер Дмитрий Астрахан поставил спектакль на сцене театра «Ленком Марка Захарова».
На сцене любимое драматургом Замоскворечье, полное деревянных домиков, мелодий шарманки (к слову, и шарманщик присутствует – Игорь Коняхин), роскошных особняков, разноцветных юбок и шляпок, трактиров, разгула и «лишь только спросить чаю» – на большее средств не хватает. Спектакль вышел на славу, поставлен в эстетике века XIX, но современности от этого не убавилось ни на секунду. И дух Александра Островского передан (а он у нас никуда и не ушел), и яркость и выпуклость образов показана, и работа художника-постановщика (Анастасия Глебова) визуализирует обстановку происходящего. Повествование течет от богато убранных домов и залов до бедных квартир внаем с бельем на веревке да питейных заведений с чиновничьим вертепом, гитарами, стаканами чая и дорогими пирожными (кому и на что хватит). Вечные русские крайности – честность или порок. Не находится ни золотой середины, ни законов, ни правил, ни морали. И как жить, каждый делает свой выбор.
В одном из роскошных домов проживает Аристарх Владимирыч Вышневский (народный артист России Евгений Герасимов) – старик, одряхлевший, но спесь не потерявший. Да и не только спесь – со взяточничеством в России боролись-боролись, но, видимо, никак победить не смогли. Старик Вышневский в этом деле преуспел, да еще как! Вышневский – Герасимов дряхл внешне, но силен внутренне. Все бы у него было хорошо, если бы не два обстоятельства – молодая супруга Анна Павловна (Елена Есенина) не любит и не полюбит даже за деньги. Вторая беда – передать умение и стремление к казнокрадству некому – родной племянник Василий Николаич Жадов (Антон Шагин) ни в какую не желает следовать учению родного дядюшки. Хочет быть честным, и все тут! Всем миром его пытаются убедить. И Аким Акимыч Юсов, старый чиновник (Дмитрий Астрахан), и Онисим Панфилыч Белогубов (Станислав Тикунов) всем своим видом и поведением, граничащим с лизоблюдством, пытается подать пример. А все без толку.
Не спасла Жадова даже женитьба на Полине (Сафия Яруллина): женам нужны средства на платья да на безбедную жизнь. Где же их взять? Работать честно, но бедно – семейного счастья не видать. А тут еще Фелисата Герасимовна Кукушкина (Олеся Железняк) зятя пилит, дочь супротив настраивает, да еще обе в пример Белогубова, мужа Юлиньки, сестры Полины, приводят. Тот молодец, усвоил уроки Вышневского и Юсова, супружнице одно только счастье и радость от обновок. А все же Жадов не сдается, даже когда приходит к дядюшке просить «доходного места». Сколько веревочке ни виться, а взяточники и казнокрады будут наказаны. По крайней мере, так происходит у Александра Островского: Вышневского отдают под суд. Это наша Россия, наша страна с ее вечными и труднорешаемыми проблемами, в которых обвинять можно многих, да вот только решения не находится, но в данном случае не то что «коготок увяз», тут «вся птичка» – коршун Вышневский – пропала.
В «Доходном месте» объяснить и понять можно многое и многих, всех. Сложившуюся за века систему не исправишь за несколько дней, для этого нужны поколения, десятилетия, века. А пока в ней живут и обитают Жадовы, Кукушкины, Юсовы, Вышневские. Как не понять Фелисату Герасимовну Кукушкину – прекрасное исполнение Олеси Железняк?! Дама вдовая, две дочери на выданье, дело за одним – женихов богатых сыскать. Сами-то без приданого! Самое жгучее желание матери – выдать кровиночек замуж, спихнуть с плеч собственной ответственности. Роль эксцентричная, гротесковая, с юмором. Чего только стоят ее костюмы – грубоватые разноцветные платья, базарные. Но такое одеяние совершенно не смущает мамашу, для достижения цели выдать дочерей удачно замуж Кукушкина ни перед чем не остановится. И слезу пустит где надо, и улыбкой приманит, а где и на крик изойдет. Все для настоящего и будущего счастья любимых дочерей. И осуждать ее трудно (у каждого своя колокольня, и они разные), и сочувствовать тяжело, и понять можно. Жить-то нечем.
С системой бороться сложно, вольешься в нее – будешь, как Юсов или Белогубов, иметь все благости бытовой жизни. Правда, проведение досуга не будет столь культурным. Гитара, трактир, попойки – вот на что уходят барыши. Смотреть на эту трактирную оргию и похвальбу чиновников друг перед другом тошно. На зеркало, как говорится, нечего пенять, коли рожи кривы. А рожи-то Дмитрий Астрахан сумел изобразить, вызывают они лишь только отторжение, а может, даже и ненависть. Они глупы, смешны и омерзительны в своем безудержном разгуле.
Однако же что тогда остается? Жить бедно, как Жадов. В каморке с печным отоплением, скудной пищей и одеждой, вечной нуждой и отсутствием всяческих перспектив. Куда уж тут до новой шляпки любимой супруге! Выбору не позавидуешь, точно. Крайности идут рука об руку. И все же есть сила в Жадове! Не хочет он мириться с тем положением, каковое существует вот уже не один десяток лет. Жадов Антона Шагина молод, горяч, романтичен, да! Он идеалист, живущий в системе, полной порока, искоренение которого вряд ли возможно. И тем не менее Жадов – Шагин прекрасен в своих порывах и желаниях. Сочувствовать его идеализму можно, жалеть Жадова можно, сопереживать. Все же он куда лучше, чем свора чиновников.
Комментарии