search
main
0

Честное пионерское

Слово, которому доверяли

Уверен, те, кому довелось быть пионерами, по-доброму и с трепетным волнением вспоминают это время. Столетний юбилей – хороший повод, чтобы поговорить о значимости пионерского движения в жизни школьников того времени. Для меня, например, до сих пор незабываем момент вступления в пионеры. Помнится, как тогда целыми днями не снимал красный галстук.

Я очень гордился званием пионера, пока соседка, учительница из другой школы, не высказала замечание, что галстук надо носить только в школе. Она, видимо, полагала, что поскольку пионерская организация к тому времени строилась на базе школы, то и вся ее деятельность должна быть ограничена только стенами учебного заведения. Но, к счастью, пионерская организация приобретала уже тогда качественно новые черты и признаки и была направлена на вовлечение детей в различные виды активной общественно полезной деятельности.

Стоит вспомнить, что Надежда Константиновна Крупская, о чем не раз писала в свое время «Учительская газета», рассматривала детское движение как объективно необходимое явление нашей общественной жизни, отстаивала взгляд на пионерскую организацию как на могучее средство воспитания сознательных патриотов, созидателей, борцов за новое будущее страны. Крупская по праву считается основоположником детского коммунистического движения, первым и наиболее крупным исследователем научных и педагогических основ деятельности пионерской организации.

Ее педагогические труды сыграли огромную роль в становлении и развитии пионерского движения.

Широкое понимание направлений работы с пионерами позволило мне, комсомольцу-старшекласснику, при активной поддержке школьного учителя стать вожатым уличного отряда из пионеров по месту жительства. Мы вместе участвовали в городских футбольных играх на приз клуба «Кожаный мяч», проводили соревнования по пионерскому четырехборью с командой местного лагеря, вместе ходили в кино, сообща наводили порядок на спортплощадке. Навык общения с младшими детьми, забота о них помогли мне найти свое призвание. Последующая практика работы отрядным вожатым в 5-6‑х классах школы-интерната во время учебы в пединституте укрепила во мне желание смелее использовать воспитательную силу и влияние пионерского коллектива.

Замечательным, просто идеальным образцом доверия учителя к пионерам, уважения к пионерскому отряду стала для меня в свое время книга Валентины Осеевой «Васек Трубачев и его товарищи». В ней рассказывается, как уже при первом знакомстве с классом учитель дал ребятам понять, что для него важны и интересны пионерский отряд, пионерские вожаки, на которых он будет опираться в своей работе. А ребят расположило к себе такое доверие учителя их пионерскому коллективу. В книге была отражена правда жизни.

Она как нельзя лучше подтверждает слова первого советского наркома просвещения Анатолия Васильевича Луначарского о том, что «пионерское движение может ответить целиком и на все воспитательные заботы учителя». А классик нашей педагогики Антон Семенович Макаренко советовал помнить о том, что «пионерские организации давно уже придумали много хорошего, общественно целеустремленного и отвечающего естественной потребности детей украшать жизнь элементами игры, внешними атрибутами парадности – значками, знаменами, музыкой. Для изобретательного воспитателя здесь большое и благородное поприще».

Воспитание, осуществляемое через пионерскую организацию, ни в коей мере не исключает, а, наоборот, предполагает индивидуальный подход к детям. Воспитание в коллективе направлено именно на всестороннее развитие личности. Приступая после окончания вуза к работе в школе с коллективами детей пионерского возраста, я старался всячески опираться на широкую самодеятельность пионерского коллектива, быть верным помощником, советчиком, штурманом в работе отряда, добиваться его благотворного влияния на детей.

Счастливой удачей в моей педагогической практике стала учеба в Высшей комсомольской школе на отделении «Школьный комсомол и пионерская организация». Все приобретенные знания и навыки пригодились и в дальнейшей деятельности, когда я в течение 30 лет работал директором кооперативного техникума. Уже перестали действовать пионерские и комсомольские организации, но мое убеждение в необходимости постоянного сотворчества учителя и ученика, умелого использования для этого студенческих самодеятельных объединений, различных форм самоуправления только укрепилось. У нас были созданы и активно работали молодежные объединения «Бизнес и творчество», «Студенческое потребительское общество», «Торговый отряд». Студенты активно участвовали в волонтерском движении.

Сегодня можно только сожалеть о том, как легко был сломан такой мощный инструмент, проверенный многолетним опытом работы с молодежью. Восстановить же лучшие традиции молодежных организаций – пионерии и комсомола – пока не удается, что порождает множество трудно решаемых, беспокоящих общество проблем в обучении и воспитании.

«Учитель хочет, горячо хочет строить новую школу. Но он должен отдать себе отчет, что это он может сделать только вместе с детьми. Пионерское движение до чрезвычайности облегчит ему задачу», – писала Крупская в то время, когда еще только создавалась и строилась советская школа. Эти слова не потеряли актуальности и сегодня.

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте