search
main
0

Честь профессии. Отстоять ее помогут самоуважение, достоинство и солидарность

В преддверии 90-летия профсоюзной организации Уралуниверситета хотелось бы обратить внимание на особенности некоторых функций нашего профессионального союза. В 1920-1921 годах развернулась известная «дискуссия о профсоюзах», выявившая разные подходы к пониманию роли молодых еще тогда профессиональных союзов в жизни еще более молодой страны. Итоги дискуссии, подведенные на Х съезде РКП(б) в марте 1921 года, вылились в чеканные формулировки ленинской платформы о профсоюзах как «школе хозяйствования, школе коммунизма… приводном ремне от партии к массам».

В течение 70 лет в нашем общенародном государстве эти формулы революционных лет не вызывали какого-либо отторжения, и профсоюзные организации выполняли обозначенные функции.Последнее двадцатилетие поставило на первый план задач профсоюзов защиту трудовых и социальных прав работников. Кстати, из трудового законодательства исчезли понятия «рабочий» и «служащий», их заменили на обезличенное «работник». Это можно понять, имея в виду унификацию трудовых отношений, хотя в учителях, вузовских преподавателях, врачах изначально воспитывается именно «служение» обществу.Между прочим, даже в те самые революционные годы Ленин в разговоре с Луначарским, услышав слово «шкраб» и получив разъяснение, что это школьный работник, был сильно раздосадован и потребовал впредь говорить «народный учитель».На мой взгляд, очень важной функцией профессионального союза является согласование интересов «работника» и «работодателя», поиск оптимального компромисса между ними. Но известны ли нам эти интересы? Много ли здесь правды и открытости? Провозглашаемая социальная направленность политики государства не всегда сопровождается реальными действиями.Понятие «бюджетники», относимое именно к врачам, учителям, работникам вузов (а отнюдь не к госчиновникам), приобрело негативный оттенок «проедателей налогов». Добавим сюда и навязываемую обществу мысль о сплошной коррумпированности нашей сферы.Таким образом, борьба за справедливую оплату труда, вынесенная в качестве первой задачи Общероссийского профсоюза образования, должна сопровождаться еще одной важнейшей функцией – защитой достоинства профессии.И еще очень важным считаю достижение действительного единства в рамках профессионального союза. Сегодня, мне кажется, мало кого из профсоюзных активистов волнует в должной мере положение «народного учителя», равно как и наоборот. Беды вузов списываются на результаты работы школы, а школа ждет и не дождется выпускников вузов. Более того, и те и другие мало интересуются статусом научных работников. Отсутствие солидарности, понимания интересов различных групп внутри профсоюза гарантирует, что мы никогда не сможем громко заявить о себе, защитить свои профессиональные достоинство и честь.Как убедить человека в необходимости вступления в профессиональный союз? Как объяснить ему и доказать, что профсоюзная организация – это не «касса взаимопомощи», не только «касса», но и реальный защитник его профессиональных, трудовых и социальных прав и свобод? Только реальными действиями и выработкой идеологии профсоюзного движения. Упаси нас Бог снова быть «приводным ремнем», но «школой» профсоюзы должны оставаться. Вот только «школой» чего? Убежден, что в центре учебный программы этой школы должны быть самоуважение, достоинство и солидарность.Андрей БАБУШКИН, председатель профсоюзной организации УрГУ в 1999-2004 годах,заместитель начальника НИИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте