Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Воспитание

Честь имею!

В сухопутном городе появилась «морская» гавань
Учительская газета, №25 от 22 июня 2021. Читать номер
Автор:

«Задача школы – воспитание», – говорил Константин Дмитриевич Ушинский. Мы нечасто вспоминаем завет нашего великого педагога: «Дело воспитания – важное и святое дело… Здесь сеются семена благоденствия. Благоденствия или несчастья миллионов соотечественников. Здесь завеса будущего нашей Родины».

Этими словами можно определить кредо педагогического коллектива курской школы №18. Воспитание здесь стержень всей деятельности, оно главная, а не вторичная задача. Впрочем, и образование ребята получают основательное, о чем свидетельствуют отзывы преподавателей различных вузов, которые охотно принимают абитуриентов из этой школы.

В конце девяностых, когда идеология ушла из школ, новый директор Светлана Медвецкая решила вернуть воспитание как основу всей педагогической работы. А для этого требовалось многое изменить. Отказаться от утвердившейся модели, когда во главу угла ставилась задача дать знания, а воспитание становилось чем-то второстепенным. Наряду с преподаванием общеобразовательных предметов было выбрано важное направление, включающее патриотическое, духовно-нравственное, культурное содержание, которое становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Впоследствии это направление было закреплено в федеральном государственном образовательном стандарте. Тогда же были введены как дополнительное образование основы православной культуры и основы культуры поведения. Обращение к духовно-нравственным ценностям стало важным началом становления личности ребенка.

Школе было присвоено имя знаменитого земляка – командира миноносца «Стерегущий» Александра Сергеева, повторившего во время Русско-японской войны подвиг «Варяга». История и традиции непосредственно влияют на учеников, способствуют развитию их личности. Дети вместе с педагогами стали изучать историю подвига своего земляка. Это положило начало изучению истории российского флота и созданию в школе кадетских классов, да не обычных, а морских. Проект назвали «Морские ворота сухопутного Курска». И в начале учебного года в 2001 году появился военно-морской кадетский класс. Как говорит об этом сама Светлана Геннадьевна: «Школа стала «морской» гаванью в сухопутном Курске, кораблем, плывущим по волнам знаний и творчества».

Скоро исполнится 20 лет этому проекту. Десятки, а может быть, сотни ребят были спасены от влияния улицы. Строптивые хулиганистые мальчишки, которых называли трудными, потянулись в кадетский класс, были увлечены новым видом учебы.
Естественно, кадеты изучают значительно больше предметов, чем их сверстники из обычных классов. И, надо сказать, учатся с удовольствием, они увидели в знаниях смысл, особенно по таким важным дисциплинам, как математика, физика, химия, информатика, которые для них являются профильными.

Обучение в кадетских классах ведется по авторским программам. Самые младшие кадеты начинают знакомство с историей и традициями ВМФ, проходят строевую подготовку. В 5‑6‑х классах они изучают устройство корабля, парусов, учатся вязать узлы, занимаются плаванием. Семиклассники изучают военные уставы, особенно военно-морской службы, учатся обращению со стрелковым оружием.

В восьмом классе у подростков появляются новые спецкурсы – «Основы военно-морского дела», «История великих морских сражений», «Строевая подготовка». В июне у них проходит профильная практика на реке Тускарь. Там они учатся хождению на веслах, постигают правила поведения на воде.

Кадеты-девятиклассники с гордостью несут почетную вахту у памятника морякам АГРК «Курск». Продолжаются спецкурсы «Основы Военно-морского флота России». А летом отправляются на военно-морскую практику в Севастополь. Там знакомятся с боевыми кораблями.

В десятом классе добавляются спецкурсы «Основы пожарного дела», «Основы военно-морского дела», «Элементы компьютеризации военных кораблей». В Санкт-Петербурге на учебных сборах проходят практику в Военно-морском инженерном институте и институте «Морской корпус Петра Великого».

Кадеты-выпускники получают навыки компьютерной графики, необходимые в морской навигации, проходят спецкурс «Военно-морские профессии ВМФ России». Это настолько увлекает ребят, что после окончания школы многие из них идут служить на Военно-морской флот, поступают в военно-морские вузы, становятся офицерами.

Учебные программы дополняют внеклассные занятия в кружках и клубах, так или иначе связанных с морской темой, – «Клуб юных друзей флота», клуб авторской песни «Морская душа», хореографическая студия «Парус», изостудия «Волна», школьный военно-морской музей «Курск и российский флот».

Так была решена проблема воспитания мальчиков, в том числе из неблагополучных и многодетных семей. Кадеты-выпускники вышли из школы самостоятельными творцами своей судьбы, а спустя годы стали уважаемыми и успешными людьми. Ими гордятся и учителя, и родители.

Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах, – долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины, говорил В.А.Сухомлинский. При этом он добавлял, что для воспитания настоящих мужчин нужно воспитывать настоящих женщин. Как с этим справляется нынешняя школа? Современные девушки, как правило, не готовы к семейной жизни, к высокой роли матери, воспитанию детей. Эти идеалы необходимо прививать со школьных лет. В кадетские классы потянулись и девочки. Вполне логично в курской школе №18 пришли к мысли обратиться к давним традициям в истории образования. Изучили архивы Курской мариинской гимназии, в основе которой было воспитание духовности, нравственности, женственности, идеалов материнства. Последнее особенно важно. В 2011 году, ровно десять лет назад, впервые в сегодняшней России был открыт мариинский класс для восьмиклассниц.

Как и в позапрошлом веке, воспитанниц учат хорошим манерам, двум иностранным языкам. Помимо учебной программы девочки изучают мировую художественную культуру, сценическую речь. Их учат пению, танцам, кулинарии, швейному делу. Они получают основы медицинских знаний, обязательно проходят практику. Мариинки становятся вожатыми в летнем детском лагере, те, кто постарше, помогают воспитателям в детских садах, а десятиклассницы ухаживают за новорожденными в областном доме ребенка.

Мариинки заметно отличаются от других сверстниц. У них красивая осанка, хорошие манеры, правильная речь, ровное поведение, они скромны, вежливы и деликатны в отношении к окружающим, как говорится, звание обязывает. Это не внешняя форма, а содержание, в ученицах формируется ответственная и гармоничная личность. Они отзывчивы, испытывают желание творить добро, поэтому охотно участвуют в благотворительности, становятся волонтерами. Словом, напоминают благородных барышень XIX века. Этот проект так и назвали – «Благородные девицы с улицы Советской». Разумеется, кадеты и мариинки тянутся друг к другу, у них проходят совместные мероприятия, концерты, балы. Многие парни и девушки дружат и после окончания школы. И нередко бывает, что судьбы соединяются, создаются семьи.

Родители детей не гости в школе, а активные участники воспитания. Для них проводятся психолого-педагогические консультации, создана школа родительского мастерства. Работают родительский клуб «Гнездышко», совет отцов, клуб «Серебряный возраст», киноклуб «Отцы и дети», совет бабушек.

Кадетские и мариинские классы увлекают за собой всю школу. Во всех классах, а их 33, школьная жизнь бьет ключом. Ребята живут здесь увлекательно. У каждого есть любимое занятие. Многих привлекает научное общество учеников «Отечество», в нем восемь секций. Работают предметные кружки «Загадки математики», «Тайны родного языка», «Духовное краеведение» и другие. Питомцы школы – постоянные победители и призеры олимпиад, участники школьных конференций.

В эту школу приезжают за опытом из области. Прежде всего по поводу преподавания основ православной культуры. Заимствуют созданные здесь методики и авторские программы. Урок на тему православной культуры, который провела Светлана Геннадьевна Медвецкая, был показан на японском телевидении.

В этой школе создана новая модель муниципального ресурсного центра «Духовно-нравственное становление патриота и гражданина Отечества». Инновационные образовательные программы, разработанные в курской школе №18, известны во многих регионах России.

Директор школы Светлана Медвецкая, почетный работник общего образования РФ, уверена, что миссия школы состоит в том, чтобы воспитать личность с твердой жизненной позицией и нравственными устоями, ответственную, понимающую свое назначение в обществе.

Маргарита КУРГАНОВА, Курск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt