«Учительская газета» в 80‑е годы – особая страница в истории советского образования и неисчерпаемый ресурс для исследования роли профессионального педагогического издания, которое оказалось на определенном историческом этапе в центре внимания и стало активным участником проведения реформ в школе, учительской профессии, родительской среде, в обществе в целом. Это происходило в стране, которая все еще жила в эпоху застоя, но ветер перемен уже витал в воздухе.
В доперестроечный период советская журналистика, оставаясь подручной партии, в значительной степени способствовала расцвету застойных явлений. СМИ держали в сознании граждан картину вполне благополучной и спокойной жизни. Как пишет исследователь Стровский: «В конце 70‑х – середине 80‑х гг. в советской журналистике утверждаются помпезность, лжепафос, безудержное славословие, явное стремление выдать желаемое за действительное, уход от реальных проблем, выдвигаемых жизнью». Переломным моментом как в истории страны, так и в истории журналистики советского времени стал апрель 1985 года, когда пришедший к власти М.С.Горбачев полностью поменял курс дальнейшего развития страны. Провозглашалась политика гласности, в средствах массовой информации начались смягчение цензуры и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались. В экономике узаконивалось частное предпринимательство в форме кооперативов, начали активно создаваться совместные с зарубежными компаниями предприятия. В политике основной доктриной становится новое мышление. Именно тогда выдвигаются лозунги о необходимости избавить социализм от деформаций, о возвращении к социализму с человеческим лицом посредством демократизации всех сторон жизни общества, реформирования политических и других институтов.
В «Учительской газете» эти процессы начались значительно раньше, сразу после прихода в нее Владимира Федоровича Матвеева и Симона Львовича Соловейчика. Два смелых человека – яркие личности, талантливые публицисты, единомышленники, родственные души – оказавшись вместе, объединенные общими взглядами, сумели за пять лет сделать «Учительскую газету» рупором и площадкой демонстрации нового педагогического мышления. Владимир Матвеев был назначен на должность главного редактора 1 декабря 1983 года. «Княжеская осанка, рост под два метра, непроницаемое лицо дипломата, если не президента. А взгляд из-под темных квадратных очков полон озорства, ума и обаяния. Он был открытый, солнечный, Матвеев. Таким обычно веришь с полувзгляда», – написал о нем известный журналист Антон Зверев в статье, которая была опубликована в «Учительской газете» к юбилейной дате его рождения, в 2017 году. Автор лично был знаком с Владимиром Федоровичем, и не только как сын известного педагога-реформатора, писателя, публициста Олега Газмана, которого Матвеев бесконечно ценил и любил, но и как журналист, который имел опыт непосредственного общения с главным редактором той самой, «матвеевской», газеты. Не только эта, но и другие публикации Антона Зверева помогли мне сформировать образ Владимира Федоровича Матвеева, с которым, к сожалению, я не успела познакомиться (пришла в редакцию в 1991 году), но которого знала заочно, будучи ревностным читателем «Учительской газеты» задолго до прихода в нее на работу. Поэтому предлагаю прочитать еще раз вместе со мной практически полный текст Антона Зверева, посвященный этому выдающемуся человеку:
«Матвеев перевернул педагогический мир всего за пять лет. И уже в октябре 1986 года, когда он напечатает знаменитый манифест педагогов-новаторов «Педагогика сотрудничества», учителя назовут Матвеева совестью народного образования. «Под его руководством «Учительская газета» стала общественным центром движения учителей за обновление школы. По его идее учрежден Временный научно-исследовательский коллектив «Школа», создан Творческий союз учителей, состоялись открытые выборы в Академию педагогических наук», – написано в энциклопедии. Всего за пять лет. Да разве такое возможно? Так что задание Кремля он выполнил досрочно: из газеты, оповещающей читателя о последних указаниях КПСС, создал вневедомственный штаб по выработке моделей ускорения страны. Какой ценой, чьими талантами и мастерством? Привел, как теперь принято, свою команду в штат? Поувольнял пенсионеров, чтобы набрать молодежь? Владимир Федорович не избавился ни от одного журналиста, технички или машинистки, которых унаследовал от предыдущего редактора. Свою реформу он делал бескровно, с теми же людьми. С той же редакцией, в которую пришел. Этот его урок сотрудничества тоже пока не все усвоили. С высоты своего общественного положения и достаточно большого роста он отлично видел, чем болеет общество. «У нас великое множество работ о социализации ребенка – о приведении его к норме… До сих пор общепринятой считается логика, по которой ребенок, вырастая, приучается следовать социальным стандартам одобряемого поведения, приспосабливается к внешнему миру. Не из этих ли схем и теорий возникает постулат о необходимости командовать ребенком, о фатальной неизбежности принуждения как доминанты в воспитании, поскольку все сводится к тому, чтобы из ребенка «выбить дурь»? И тщетны все призывы педагогов-гуманистов, пока схема, сводящаяся к адаптации, приспособлению и социализации, широко распространена». Строки, написанные в апреле 1988 года, оказались довольно точным прогнозом. Вчитайтесь: «норма», «стандарт», «социализация» – все эти слова, изобличенные Матвеевым, да они же определяют современную политику в образовании. Где же альтернатива? В сотрудничестве. Владимир Федорович привлек к сотрудничеству с газетой людей, имена которых вскоре узнает вся страна. Евгений Сабуров (будущий заместитель Председателя Правительства РФ), Эдуард Днепров (будущий министр образования), академик Василий Давыдов вместе работали над концепцией ВНИК «Школа», которую инициировал Матвеев. Времена менялись на глазах. О педагогике сотрудничества уже выходили книги, снимались телефильмы. Конфронтация газеты с АПН СССР увенчалась долгожданной реорганизацией последней. В один из таких победных дней я подошел к Матвееву: «Поздравляю, главное дело сделано…» – «Вы ошибаетесь. Главное дело – впереди!» В этом он весь: корректность дипломата, выпускника МГИМО, молниеносный мяч в ответ, готовность биться до конца. Тут бы и поставить точку, но что-то мешает, грызет изнутри. Вспоминая журналиста, который каждое свое интервью начинал с вопроса к взрослым: «А детям в вашей школе хорошо?», необходимо сказать и о сегодняшних детях. Он оказался прав и тут. Ползучая Академия образования (или какой-нибудь залетный ее ген?), пока мы мечтали о новой России, взяла наши школы в оборот и превратила в свои филиалы. А детей – в объекты многолетнего исследования тестологов. «У нас в педагогике, – говорили мы в матвеевской газете, – на каждое слабое растеньице приходится по три уборочных комбайна. Его еще не успели даже посадить, а комбайн уже завелся и пошел». Кто остановит всероссийский сбор невыращенного урожая?» (Антон Зверев «Уроки Матвеева мы не усвоили. 18 июня Владимиру Федоровичу Матвееву исполнилось бы 85 лет», «Учительская газета» №27 от 4 июля 2017 года).
В самом деле, с приходом Владимира Матвеева газета практически сразу изменила формат подачи материалов, появились новые рубрики, темы, авторы, которые исповедовали либеральные идеи и ценности в образовании.
Перелистывая летние номера 1984 года, увидела таких прекрасных авторов, как Ольга Чайковская. Талантливый писатель, журналист, историк публиковалась в основном в «Известиях», долгие годы работала в «Литературной газете». Ольга Георгиевна, кстати, внучатая племянница великого композитора Петра Ильича Чайковского, известна тем, что, будучи публицистом с острым пером, сумела возродить жанр судебного очерка. Уже в 1984 году газета представила читателям выдающегося педагога-новатора из Ленинграда Евгения Ильина. Она публиковала новаторские статьи замечательных педагогов-психологов З.Новлянской, Г.Кудиновой, ярких научных деятелей, личностей Юрия Бабанского, Михаила Скаткина, Сергея Бабышева, Сталя Шмакова и многих-многих других выдающихся и незабвенных педагогов, методистов, ученых. В тот период в номерах появились материалы, посвященные писателю Анатолию Алексину, выдающемуся литературоведу Дмитрию Лихачеву, рецензию на его новую книгу «Простые истины воспитания» написал Сергей Михалков. Авторами издания становятся известный режиссер Сергей Герасимов, писатель, драматург Леонид Жуховицкий, журналист Юрий Щекочихин, поэт, переводчик Игорь Шкляревский, историк образования Анатолий Цирульников, культуролог Дмитрий Лихачев, который в статье «Нет предела совершенствованию» так формулирует свои взгляды на жизнь: «Мы должны быть созидателями, а не разрушителями жизни… Оно проявляется по-разному – созидание – в творчестве художников, ученых, педагогов, в воспитании детей, в выращивании хлеба и в труде заводского рабочего. Смысл жизни у каждого человека конкретизируется по-своему. Каждый должен стремиться к своему призванию, пусть маленькому, но достойному. Человек все время должен быть недоволен собой, стремиться к лучшему… Кем бы человек ни работал, какую бы высокую должность ни занимал, нет предела настоящему нравственному совершенствованию» (Д.С.Лихачев «Нет предела совершенствованию», «Учительская газета» №70 от 12 июня 1984 года).
В июльском номере в том же 1984 году читаем статью доктора педагогических наук действительного члена АПН СССР Игоря Зверева, ученого, известного своей взыскательной критикой в области методики обучения биологии, экологии, а также страстного поборника всего нового и творческого в педагогике. Публикацию под названием «Как научить шестилеток учиться» он посвятил книге Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!», которая вышла в издательстве «Просвещение» в 1983 году. Игорь Дмитриевич отметил интересный аспект в методической системе Амонашвили – стремление развить самосознание детей, их способность критически давать оценку своему продвижению в учении, умение видеть новый этап познания окружающего мира и понимание своего места в нем: «Ш.А.Амонашвили утверждает «принцип продолжения жизни ребенка на уроке», неразрывной связи ее со всем бытием, с повседневными делами и заботами дома. И этот принцип подкрепляется в книге выразительными фрагментами школьного дня или описаниями интересных событий в жизни класса, занятий на продленке. Поиску способов установления гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка помогает согласованность действий учителя и родителя… Вся книга проникнута романтикой педагогического труда…» («Учительская газета», июль, 1984 год).
Работая с нашими архивами, которые хранят историю газеты с момента ее создания по сей день, чаще всего открываю подшивку номеров за 1986 год, смотрю выпуски первого и второго полугодий, которые позволяют проследить эволюцию рождения на ее страницах педагогики сотрудничества. Многие знают, что историческая статья – манифест «Педагогика сотрудничества», или, как его назвали журналисты, «Отчет о встрече учителей-экспериментаторов», – была опубликована 18 октября 1986 года (к слову, текст вышел накануне даты создания Императорского Царскосельского лицея, для нас сегодня пушкинского, девизом которого стал лозунг «Для общей пользы!». Согласитесь, если и случайное, но все-таки символическое совпадение). Отмечу важное: всему этому предшествовали публикации на страницах газеты с явным демократическим и культурно-гуманистическим уклоном, особенно в статьях Симона Соловейчика, в его репортажах, аналитических материалах по итогам встреч с учителями-новаторами в студии «Останкино». Заинтересованные читатели помнят его замечательные статьи с заголовками «Человек с идеями», «Письмо учителю об учителе» и другие. В них Симон Львович объяснял, почему и как надо беречь талантливых учителей. «Признаюсь, – писал он, – когда видишь нападки на талант, то поначалу просто оторопь берет: как же так? Как не признать талант настолько яркий, что, казалось бы, смолкни смиренно, склони голову в знак уважения и слушай, слушай, впитывай…» Или: «Почему я защищаю Евгения Николаевича Ильина? Да потому же, почему защищаю и других учителей-ученых – как могу, стараюсь сберечь свою профессиональную честь и не хочу значиться в списке их гонителей, увольте. За несоответствие» (Симон Соловейчик «Встречи в «Останкино», 1 июля, 1986 год, «Слово учителю об учителе», август-сентябрь 1986 года). А еще не могу не процитировать другой фрагмент из публикации Симона Львовича, он актуален как никогда: «Мы становимся деятельными участниками историко-педагогического процесса. Мы начинаем отвечать перед потомками – сумели ли мы по достоинству оценить талант, увидеть будущее в его зародыше или были настолько некомпетентны, что проглядели его? От вас, Инга Хаковна, от ваших коллег, от меня, от редакторов «Учительской газеты» и «Советской педагогики», от министра просвещения Г.С.Щербакова, от президентов М.И.Кондакова (Михаил Иванович возглавлял тогда Академию педагогических наук. – Прим. авт.), от их заместителей и помощников, от ученых академии и учителей самой маленькой школы зависит, будут ли признаны и точно оценены выдающиеся педагоги наших дней или мы окажемся равнодушными к ним, и потомки наши будут думать о нас – что?»
До первой встречи педагогов-новаторов в Переделкине на даче писателя Анатолия Рыбакова, которая состоялась по инициативе Владимира Матвеева и благодаря Симону Соловейчику, в «Учительской газете» практически в каждом номере были статьи Михаила Щетинина, главы из его книги «Мелодия детства», Владимира Шаталова о его опорных конспектах («Дайте мне школу», 7 октября, 1986 год), проводились круглые столы с участием педагогов-новаторов, например, по темам «Как научить человека чувствовать человека?» (22 июля, 1986 год), «Современная. Не современная. Есть ли современная нравственность?» и др. Под рубрикой «Эксперимент проводится в классе» практически в каждом втором номере выходили статьи о новых подходах в обучении и воспитании Шалвы Амонашвили. Среди них – «Ходил ли ты, учитель, в коротких штанишках?» (25 января, 1986 год), «Сто девятнадцать бабушек и дедушек» (9 сентября, 1986 год), «Есть ли у ребенка личные вопросы?» (9 августа, 1986 год) и др. Печатались его полемические материалы, такие как «Всматриваясь в человека, как в зеркало», «Размышления в «Учительской»… За неделю до выхода газеты с публикацией манифеста «Педагогика сотрудничества», во многом изменившего взгляды на цели и задачи образования, идеологию и технологию преподавания, профессию учителя в целом, появилась статья Шалвы Александровича Амонашвили «У подножия мастерства» (9 октября, 1986 год). Психолог-новатор, педагог-исследователь продолжил цикл публикаций об эксперименте, который он проводил в начальной школе в Тбилиси. Он написал в ней: «Давно я следую наставлению, которое даю сам себе: учитель, всегда возвращайся с летних каникул с новыми впечатлениями, чтобы и тебе было что рассказать своим ученикам. За это лето я много размышлял о своей профессии. Может быть, началось это тогда, когда я стоял у подножия безымянной горы, похожей на старого человека, согнутого в плечах и опирающегося на палку. А не скрыт ли в этой горе образ моей любимой учительницы словесности, а точнее человечности? Прошло уже более сорока лет с тех пор, как заходила она в наш класс, и мы с нетерпением ждали ее. Да, уроки Варо Вардиашвили возвышали! И литература была для нас не просто областью знаний, а личной позицией, концепцией, мировоззрением. Наша добрая и величественная «тетя Варо» сделала художественное произведение для каждого из нас зеркалом собственной души: загляни в него, и ты увидишь, какой ты есть, каким ты должен стать. Каким бы я мог стать человеком, не будь в моей жизни Варо Вардиашвили?» Она живет во мне не как память, а как стремление, поиск, наступление, вера…»
В этой публикации особенно выпукло и ярко звучат взгляды Шалвы Амонашвили как сторонника и последователя гуманистических идей в образовании, как основателя концепции гуманной педагогики. Размышляя о том, чем профессия учителя отличается, например, от профессий архитектора, строителя, геолога, астронома… он говорит, что все они имеют дело с неживой природой. Ему же приходится общаться с маленьким человеком, который сам носит в себе свои планы, мечты и стремится их осуществить. Учитель Амонашвили делает для себя выводы, формулируя свои правила и группируя их для памятки: будь осторожен! Не ошибись! Не навреди! Будь надеждой для школьника! Дари себя детям! Знай, к чему стремишься! Постоянно ищи в ребенке богатство его души! Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке!
А на вопрос, что значит быть мастером педагогического труда и как совершенствовать свое мастерство, автор статьи отвечает так: учитель должен постоянно двигаться вперед, не повторяться, не быть скучным, уметь возбуждать в учениках познавательный интерес, разжигать жажду знаний: «Быть мастером педагогического труда – значит иметь исходную позицию. Чем моя позиция будет общественно ценнее и оптимистичнее, тем глубже отразятся в ней мысли и чаяния прогрессивной педагогики, идеалы общества, современной науки, тем мое совершенствование будет более плодотворным. Для себя я уже определил эту позицию – она есть личностно-гуманный, а не императивный подход к детям». Заключительный аккорд в педагогической сонате Шалвы Амонашвили «У подножия мастерства» звучит так: «Стать мастером не самоцель, эта страсть должна быть присуща профессии педагога как неотъемлемая черта его любви к детям» (9 сентября, 1986 год).
С осени 1986 по конец 1988 года «Учительская газета» стала трибуной, с которой звучали голоса сторонников демократизации советской системы образования. Программные статьи того времени – «Демократизация личности», «Учителю об учителе», «Войдем в новую школу», «Коняга или учитель?», «Принципы Амонашвили», «Золотой ларец Выготского», «Воспитание духа: педагогика сотрудничества в семье», «И вдруг рождается урок», «Размышления в «Учительской» – писали прогрессивно мыслящие и новаторски работающие педагоги, ученые Ш.Амонашвили, В.Караковский, В.Шаталов, С.Лысенкова, Е.Ильин, М.Щетинин, И.Волков, Б.Никитин и др. И конечно, большую роль в продвижении идей педагогики сотрудничества сыграли сами журналисты «УГ», поддерживавшие демократические преобразования в школе, в числе которых были С.Соловейчик, Т.Миледина, И.Ханхасаева и другие сотрудники редакции 80‑х.
В канун 100‑летия «Учительской газеты» хочется выразить признательность всем коллегам-предшественникам и сказать особые слова светлой памяти и благодарности Владимиру Федоровичу Матвееву, человеку с «княжеской осанкой», высокому во всех смыслах этого слова руководителю издания того периода, Симону Львовичу Соловейчику, о котором известный ученый-психолог, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов сказал так: «Симон Соловейчик – и порождение Культуры Достоинства, и демиург, создавший эту культуру по образу и подобию» (Александр Асмолов «Наградами не унижен. О рыцаре непечального образа Симоне Соловейчике». Из книги «Воспитание школы», издательство «Первое сентября», 2021 год). Им суждено было выполнить великую миссию – стать апологетами педагогики сотрудничества, оказаться преобразователями, созидателями, вдохновителями, творцами нового образовательного мира.
Ирина ДИМОВА, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ, профессор Академии гуманной педагогики Ш.Амонашвили
Комментарии