search
Топ 10

Черты типичного директора российской школы обозначены в исследовании ученых ВШЭ

Исследование ученых ВШЭ основано на многих источниках. Прежде всего это регулярный Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ (директоров школ анкетировали по выборке, репрезентативной для РФ, — 1200 участников) и Исследование эффективных моделей управления, которое проводилось Центром развития лидерства в образовании в 2014-2015 годах (анкетировались директора в 64 регионах РФ и фокус-группы в 10 регионах; общее количество участников анкетирования — 4477 директоров).

Еще один источник информации — российская часть международного исследования 7 System Leadership Study (7SLS), проведенная в 2015 году Центром развития лидерства в образовании среди директоров школ (300 анкет и 26 интервью) в четырех регионах РФ с «типовыми» характеристиками. Наконец, учтены и данные Международного исследования систем преподавания и обучения Teaching and Learning International Survey (TALIS), сделанного ОЭСР по репрезентативной для России выборке (200 директоров).

Руководители школ уделяют гораздо больше внимания хозяйственным, финансовым и правовым вопросам, чем улучшению качества преподавания. Они чаще контролируют учителей, чем поддерживают их, и редко практикуют инновации в обучении, отметили Надежда Бысик, Анатолий Каспржак и младший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Наталья Исаева в исследовании \”Директор современной российской школы: статистический портрет, система подготовки, практики управления\” (часть 1 и часть 2). Работа представлена в выпусках №5 и №6 \”Фактов образования\” (серии аналитических материалов Института образования НИУ ВШЭ).

Ключевым словом в отношениях директоров с учителями становится \”контроль\”. Более чем в половине случаев (54%) руководители школ посещают уроки именно с целью планового контроля. Решению проблем в классе и \”организации образовательного процесса\” уделяется намного меньше внимания. Так, с руководителями школьных методических объединений, которые ответственны за качество преподавания, большинство директоров встречаются не чаще нескольких раз в месяц.

К учителям директора относятся с уважением, следят за поощрительными выплатами (66% руководителей), но реже пытаются вместе с педагогами усовершенствовать учебный процесс (40%).Только 13% директоров указали, что они способствуют тому, чтобы учителя ощущали ответственность за качество преподавания, и 25% принимают меры для того, чтобы учителя чувствовали ответственность за успеваемость учеников. В целом руководители российских школ не стремятся к педагогическим инновациям, сделали вывод исследователи. Они не хотят рисковать и экспериментировать, почти не получают от учителей обратную связь относительно влияния своих управленческих шагов.

Справедливости ради нужно отметить, что исследование TALIS дало более оптимистичную картину: 65% директоров достаточно часто посещают уроки учителей, пытаются способствовать их профессиональному сотрудничеству (52%), стараются повысить ответственность учителя за качество его собственной работы (72%).

Ученые составили среднестатистический портрет директора российской школы. Это женщина 35-55 лет, имеющая высшее педагогическое образование и общий стаж работы более двадцати лет. Она работает на полную ставку в государственной школе на селе и при этом совмещает управление с преподаванием.

Подготовка директоров также консервативна

Большинство директоров школ регулярно повышают свою квалификацию (нередко это происходит уже после назначения на руководящую должность). Они принимают участие в разнообразных формах апгрейда подготовки: от получения второго высшего образования до краткосрочных курсов, участия в семинарах и конференциях. Но и это не слишком меняет ситуацию с приоритетами.

Дело в том, что в содержании подготовки руководителей преобладают правовые и финансовые сюжеты управления школой (53% и 48%), вопросы менеджмента (51%) и государственной политики в сфере образования (43%). Управлению качеством преподавания внимание почти не уделяется. Между тем, такие установки явно не совпадают с трендами современного образования. И едва ли подобные ориентиры помогут развиваться российской школе.

Приоритеты руководителей школ становятся понятнее с учетом позиции специалистов муниципальных органов управления образованием (их опрос проведен в рамках исследования эффективных моделей управления образовательными организациями). Эта категория респондентов считает, что директор школы должен прежде всего уметь решать кадровые, административные, финансовые и хозяйственные вопросы работы организации. Такой ответ дали абсолютное большинство — 82% опрошенных.

По информации iq.hse.ruФото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту