Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Чертите не мелом, а любовью

Учительская газета, №14 от 7 апреля 2009. Читать номер
Автор:

Пробовали ли вы воспитывать себя? Вспомните, сколько раз обещали себе начать с понедельника новую жизнь, сколько раз, несмотря на придирчивый анализ своего опыта, совершали одни и те же ошибки, сколько раз полыхали в вашей душе эмоции и опрокидывали договоренности с самим собой…

А как быть с воспитанием другого человека? Возможно ли это? Педагогика – не сказка Андерсена, где никто не помогал гадкому утенку превратиться в лебедя.

Не лукавьте: педагогическая стрела не всегда попадает в цель! Везет тому, кто уже стал метким стрелком либо кого мишень не подвела. Чудес в педагогике не бывает.

Тот, кто захочет перевоспитать ребенка, должен прежде поразмышлять, по той ли дорожке ступает сам, ту ли профессию выбрал. Альтернативную среду обитания для выращивания Человека надо создавать вместе с ним самим. Тогда можно отправляться в путешествие к звездам.

Воспитание – не обслуживание кого-то. Оно складывается из всякой всячины в процессе диалога двоих – учителя и ребенка. Диалог же начинается со взаимного интереса друг к другу.

Если учитель не испытывает чувства привязанности к детям, душевного комфорта, счастья общения с детьми, зависимости от детей, значит, он не осознал подлинного смысла своей профессии. Стало быть, если он действительно желает остаться в образовании, ему надо безотлагательно разобраться в самом себе.

Что бы ни происходило, что бы ни вытворял ребенок, берегите как зеницу ока тонкую нить понимания между вами. Не клеймите ребенка за его проделки и причуды. Это непорядочно и ошибочно с вашей стороны. Не опускайте руки и не впадайте в панику! Жизнь продолжается! Развивайте ваш диалог!

В учительском деле как таковом интуиции и импровизации намного больше, чем ремесла и технологий. Поэтому настоящий учитель избежит самовыгорания, он предпочтет умереть от старости.

Костер – душа ребенка – может разгораться вверх, вширь и вглубь. Отсюда и задача учителя – мастера диалога в том, чтобы поднять голову ребенка к небу, к познанию бесконечного мироздания, помочь оглядеться вокруг и постичь мир людей, наконец, обрести внутреннее зрение, то есть понять самого себя.

Наиглавнейшая нравственная задача ступившего на педагогическую стезю – одолеть путь от себя к детям. И не изменить романтике педагогического романса! В живой, взаправдашней педагогике перед учителем не типовой, а именной ребенок. «Черти не мелом, а любовью» (Велимир Хлебников). Учителю, как и врачу, нельзя быть неудачником. Для него вполне естествен страх за судьбы детей. Это симптом нормальной профессиональной дееспособности, который ни в коем случае нельзя заглушать в себе либо вытравлять из себя. Иначе неизбежен сбой в системе безопасности учителя и ребенка.

На долгой педагогической стезе каждый переживающий, глубоко поклоняющийся жизни учитель строит собственную судьбу. А дети все больше чувствуют в учителе, накапливающем потенциал детства, до края заряженном флюидами детского человеческого мира, своего, необыкновенно похожего на них самих. У детей замечательный, утонченный нюх на себе подобных.

От хорошего учителя всегда «детьми пахнет».

Валерий СУДАКОВ, ректор Вологодского института развития образования, доктор педагогических наук, профессор


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту