Пробовали ли вы воспитывать себя? Вспомните, сколько раз обещали себе начать с понедельника новую жизнь, сколько раз, несмотря на придирчивый анализ своего опыта, совершали одни и те же ошибки, сколько раз полыхали в вашей душе эмоции и опрокидывали договоренности с самим собой…
А как быть с воспитанием другого человека? Возможно ли это? Педагогика – не сказка Андерсена, где никто не помогал гадкому утенку превратиться в лебедя.
Не лукавьте: педагогическая стрела не всегда попадает в цель! Везет тому, кто уже стал метким стрелком либо кого мишень не подвела. Чудес в педагогике не бывает.
Тот, кто захочет перевоспитать ребенка, должен прежде поразмышлять, по той ли дорожке ступает сам, ту ли профессию выбрал. Альтернативную среду обитания для выращивания Человека надо создавать вместе с ним самим. Тогда можно отправляться в путешествие к звездам.
Воспитание – не обслуживание кого-то. Оно складывается из всякой всячины в процессе диалога двоих – учителя и ребенка. Диалог же начинается со взаимного интереса друг к другу.
Если учитель не испытывает чувства привязанности к детям, душевного комфорта, счастья общения с детьми, зависимости от детей, значит, он не осознал подлинного смысла своей профессии. Стало быть, если он действительно желает остаться в образовании, ему надо безотлагательно разобраться в самом себе.
Что бы ни происходило, что бы ни вытворял ребенок, берегите как зеницу ока тонкую нить понимания между вами. Не клеймите ребенка за его проделки и причуды. Это непорядочно и ошибочно с вашей стороны. Не опускайте руки и не впадайте в панику! Жизнь продолжается! Развивайте ваш диалог!
В учительском деле как таковом интуиции и импровизации намного больше, чем ремесла и технологий. Поэтому настоящий учитель избежит самовыгорания, он предпочтет умереть от старости.
Костер – душа ребенка – может разгораться вверх, вширь и вглубь. Отсюда и задача учителя – мастера диалога в том, чтобы поднять голову ребенка к небу, к познанию бесконечного мироздания, помочь оглядеться вокруг и постичь мир людей, наконец, обрести внутреннее зрение, то есть понять самого себя.
Наиглавнейшая нравственная задача ступившего на педагогическую стезю – одолеть путь от себя к детям. И не изменить романтике педагогического романса! В живой, взаправдашней педагогике перед учителем не типовой, а именной ребенок. «Черти не мелом, а любовью» (Велимир Хлебников). Учителю, как и врачу, нельзя быть неудачником. Для него вполне естествен страх за судьбы детей. Это симптом нормальной профессиональной дееспособности, который ни в коем случае нельзя заглушать в себе либо вытравлять из себя. Иначе неизбежен сбой в системе безопасности учителя и ребенка.
На долгой педагогической стезе каждый переживающий, глубоко поклоняющийся жизни учитель строит собственную судьбу. А дети все больше чувствуют в учителе, накапливающем потенциал детства, до края заряженном флюидами детского человеческого мира, своего, необыкновенно похожего на них самих. У детей замечательный, утонченный нюх на себе подобных.
От хорошего учителя всегда «детьми пахнет».
Валерий СУДАКОВ, ректор Вологодского института развития образования, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии