search
main
0

Чертите, как хотите

За последние годы из программы средней образовательной школы выводятся жизненно необходимые предметы. Одним из таких является ЧЕРЧЕНИЕ.

В свое время черчение преподавалось в школе два года по два часа в неделю, т.е. 136 часов. Затем, видимо, решив, что это роскошь для педагогики, взявшей курс на гуманизацию, количество часов на данный предмет сократили до 68 (1 час в неделю в 7-8-х или 8-9-х классах). И, наконец, последнее “гениальное” решение – 34 часа: 1 час в неделю только в 9-м классе. Если учесть, что иногда уроки выпадают за счет праздничных и каникулярных дней, то фактически получается 28-30 часов.

О каком технически грамотном специалисте может идти речь, если на уроке за 15-20 минут я должна научить детей писать чертежным шрифтом, за такое же время научить проставлять размеры на чертеже, а значит, раскрыть содержание ГОСТа по этому вопросу, т.е. объяснить 43 позиции.

В предлагаемой на сегодня программе выкинуты целые темы: понятие о чистоте обработки детали, понятие о видах передач, понятие о строительном черчении (“последнее достижение”).

О каких слесарях и механиках мечтают директора заводов? Что теперь будут делать в архитектурно-строительных вузах на кафедрах черчения?

Конечно, выход есть: начать преподавать черчение сразу в вузах. Но тогда, может быть, и другие предметы технического профиля переведем в институты? Зачем российскому школьнику техническая грамотность – выпишем чтеца чертежей и людей, выполняющих чертежи, из-за рубежа. Из многих школ ученики выходят с нулевым уровнем знаний и умений по черчению. Многим известно, что в технических институтах в сессию на чертежах можно хорошо заработать. Мои ученики хвастались, что чертеж стоит от 40 до 70 рублей и им удается заработать до 1000 рублей. Кроме того, в срок сдают чертежи от 10 до 20% студентов. Успехи моих учеников объясняются очень просто: до сего года в школах, где я работаю, мне удается убедить директора в необходимости выделения дополнительных часов в 11-м классе на курс “Элементы начертательной геометрии”, где на простых примерах я подвожу ребят к пониманию этого предмета. К счастью, есть еще директора, которые любыми путями предоставляют учителю еще один час в неделю на курс черчения. Низкий им поклон.

Сегодня все говорят о компьютерной графике: заканчивается эпоха выполнения чертежей за кульманом. Выполнение чертежей на компьютере в 1,5 раза сокращает время на вычерчивание, тем самым увеличивается время на понимание и осмысление, особенно в проецировании, сечениях, разрезах и сборочных чертежах. Главная задача в школе – понимание предмета, чтение чертежей, а не красивое перечерчивание чертежа из учебника.

Самое страшное для учителя черчения впереди. Нагрузка даже в переполненной двухсменной школе свелась к 6-8 часам, а в односменной – к 1-3 часам в неделю. Понятно, что специалист при такой нагрузке работать не будет, в основном предмет начинают вести совместители, неспециалисты по данному курсу. Очень часто по окончании школы в графе черчение ставят прочерк, что является прямым нарушением права ребенка на образование.

Поспешность, с которой произошло сокращение часов на черчение, говорит о том, что Министерство образования либо допустило очередной ляпсус, либо идет продуманное уничтожение русской инженерной мысли.

Критиковать, как говорят, могут все, поэтому предлагаю:

1. Вернуть в базисный учебный план общеобразовательных школ второй час на черчение.

2. Курс черчения сделать трехгодичным:

первый год – введение в черчение и геометрические построения; второй год – проецирование, разрезы и сечения; третий год – сборочные чертежи, соединения деталей и строительное черчение.

Все чертежи должны выполняться в классе, без домашнего задания.

3. Ввести обязательную двойную отметку по черчению: числитель – знания, знаменатель – графика. Сейчас она носит рекомендательный характер, и не все этого придерживаются.

4. Ввести с 10-го класса компьютерную графику, а для 11-го класса курс “Элементы начертательной геометрии”.

5. Не считать работу учителя черчения в 2-3 школах совмещением. Тогда высококвалифицированный учитель черчения сможет работать в нескольких школах, имея полную учебную нагрузку, не теряя ни “стажевых”, ни “книжных”, а выплаты производить по разным школам пропорционально нагрузке.

Наталья НАХТМАН,

учитель черчения гимназии # 3

Никольское,

Тосненский район

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте