search
main
0

Черные дельфины. или Зачем художнику психология?

Юлия БАЙКАЛОВА из Тувы была самой молодой участницей прошлогоднего Всероссийского конкурса «Учитель года». Живет она в небольшом городке Туран километрах в семидесяти пяти от Кызыла, преподает рисование и черчение в местной средней школе №1. Окончила Тувинское училище искусств. Заочно учится на факультете психологии Тувинского государственного университета. Любит рисовать тувинские пейзажи. Любимые художники у Юлии Петровны – Шишкин и Айвазовский: «Я люблю прорисовывать мелкие детали. Веточки разные. Шишкин прорабатывает мелочи, а Айвазовский обвораживает цветом». Участие в конкурсе дало возможность побывать в Третьяковке, у полотен любимых живописцев Юлия стояла долго-долго. Своих ребят Байкалова учит не проходить мимо красоты и видеть ее повсюду. Красив изгиб травинки, листик на осеннем дереве. Все это надо научиться чувствовать, иначе рисовать невозможно…

Главное в рисовании – помочь ребенку раскрыться, раскрепоститься. Неталантливых детей нет, убеждена Юлия Байкалова. «Я никогда не соглашусь, если о ребенке скажут: неталантлив – и на этом крест. Надо найти путь помочь ему».

На уроке у Байкаловой дети могут поставить парту, как хотят, лишь бы это способствовало творчеству. Если состоялся контакт между учителем и учеником, значит урок получился. Объяснения на уроке рисования, как правило, коротки, основное время занимает творческая работа. Часто в начале урока проводится разминка. Надо нарисовать в альбоме «какую-нибудь каракулю», потом обменяться альбомами, другой ученик должен дорисовать эти абстрактные линии и черточки так, чтобы получилось нечто узнаваемое: у кого-то получается цветок, у кого-то рыбка или зайчик. Это активизирует воображение и мышление. Можно и посмеяться. Разминки многим нравятся. «Иногда прихожу и начинаю сразу объяснять тему урока. И слышу: «А разминка?» И приходится исправляться».

Если ты объяснил и увидел, что дети взялись за карандаш, то урок удачный, считает Байкалова. Если за карандаши взялись человек пять, а остальные думают, ищи свои ошибки: в чем ты был не прав, почему не смог преподать тему так, чтобы она заинтересовала детей. Многое значит наглядность. Если учитель рисования не преподнесет тему ярко, не проиллюстрирует, то результата на уроке не будет. К урокам Байкалова готовит не только чужие, но и собственные рисунки, чтобы ребенок видел: учитель рисования тоже умеет рисовать. Обязательно должны быть детские рисунки, чтобы ученики убедились: дети их же возраста справились с этой работой.

Урок рисования для Байкаловой – это не только способ эстетического освоения мира, но также средство раскрытия внутреннего мира ребенка. Этот подход принципиально важен. И здесь на помощь учителю рисования приходит знание психологии.

Юлия Байкалова бережно хранит детские рисунки. Они аккуратно разложены по темам. Вот мы рассматриваем пейзаж: на альбомном листе изображена юрта, барашки, далеко к горизонту уходит степь.

Юлия Петровна комментирует рисунок как психолог.

– По этому рисунку видно, что ребенок не очень-то любит доводить начатое дело до конца. Посмотрите, с какой мелкой прорисовки он начал: всех барашков в стаде прорисовал тщательно, а на втором плане выпустил это из виду. Это общительный человек, любит людей. Вообще дети не любят рисовать людей, это сложно. А здесь они и на лошадях, и вот стоят позируют. Этот ребенок любит распыляться по мелочам: даже по рисунку видно: и там стадо, и там, и там. Дробность. С другой стороны он, возможно, ощущает одиночество: у него каждый барашек нарисован отдельно. Часто рисуют так: одно животное выглядывает из-за другого, заслоняет другое, но у него этого нет. По цвету можно судить о том, что в жизни у ребенка не все так уж ярко: бледные тона, незакрашенные участки. Возможно, он нетерпелив, ему не хватает терпения прорисовывать детали: вот машина нарисована схематично, быстренько…

Мы берем другой рисунок.

– Это рисовал ученик пятого класса. Здесь все ярко, живо, но с другой стороны… Это ребенок из класса ЗПР. У него особое видение мира. Посмотрите, как нарисован забор. Никакой перспективы. Он что видит, то и рисует, то и говорит, то и чувствует. Но с какой трепетностью, тщательностью! Ребенок очень усидчив. Он любит быть на природе, посмотрите, как основательно прорисованы деревья. Ребенок домашний: эта юрта изображена очень большой и стоит на переднем плане.

Смотрим следующий рисунок.

– А вот здесь юрта маленькая, баран нарисован отдельно. Разные могут быть причины: нехватка времени, лень. Животное на переднем плане. Вообще, по моим наблюдениям, животное означает дружбу. Это яркая живописная работа, ребенок совершенно без страха, он очень яркой кистью все это сделал и к тому же быстро. Но что мне не понравилось? Вода. Она очень холодного цвета. Это может означать холодность. Когда смотришь на рисунок, даже не столько барашек бросается в глаза, а это темно-синее пятно воды. У детей во многих рисунках есть дорога. Они хотят, чтобы к ним приходили. Это выражается подсознательно. Здесь же этого нет. И юрта нарисована далеко и мелко, хотя она находится на переднем плане. По всем законам она должна быть крупной. Ребенок отдален от дома и не очень-то хочет принимать у себя гостей… Что еще посмотрим?

Я выбираю тему «Подводный мир». Наугад. Первый рисунок, который Юлия Петровна извлекает из папки, очень красочен.

– Эту работу выполнила ученица шестого класса. Она ходит в художественную школу, и это прекрасно видно по уровню рисунка. Все живописно. Если вода, то для детей она вода, голубого цвета. А тут и охра, и розовый, и чего только нет. Эта девочка – очень интересный ребенок, но она погружена в себя. Это выражается в цвете. Придраться не к чему. Но вода-то серая, холодная… Яркость она выделила в графической проработке рыб, а цветовой яркости нет. Девочка замкнута, у нее свой мир, в который она пускает не всех. И рыбы все нарисованы порознь. Можно было бы взять эти три, например, и расположить двух рядышком, мол, это пара, а эта третья – другая рыба. Тут же все они поодиночке.

– А вот интересная рыба с большим глазом, – показываю я на другой рисунок.

– Но посмотрите, как здесь ограничена вода. Там, где заканчивается подводный мир, ребенок не стал рисовать какой-то надводный, а просто оставил лист бумаги белым. Это пустота. Это дело, не доведенное до конца. Хотя это ребенок очень общительный, всегда в центре внимания: он широко открытыми глазами смотрит на мир. Много теплого цвета. Жизнерадостный ребенок, хотя уровень рисунка, сами видите, ниже, чем в первом случае.

Мы берем очередной рисунок.

– Здесь, конечно, все срисовано с книг. Но ребенок постарался. Допускаю такой вариант, если уж запало в душу. Здесь есть разнообразие. И черепахи, и дельфины, и рыбы. Живность обособлена, но у этого ребенка другая проблема, он очень хочет казаться лучше. Поэтому все рыбы откуда-то переведены. Он чувствует, что не может хорошо нарисовать сам, и боится этого. Я у него спрашивала: зачем тебе это надо. Он ответил: «Если я нарисую от руки, это будет некрасиво, и вы не возьмете». Но ребенок постарался. Собрал книжки, провел большую работу по подбору иллюстраций, все подгонял, старался. Это тоже труд! Как я могу не принять такой рисунок? Я ему тоже поставила пять.

Мы смотрим рисунок с затонувшим кораблем, вокруг которого плавают маленькие рыбки и осьминог.

– Этот ребенок тоже чувствует себя в коллективе маленьким, не любит быть в центре внимания. Это выражается в рисунке. Затонувший корабль – грустные переживания ребенка. Рыбы находятся далеко от корабля. Нет у них заинтересованности: ну лежит он себе, и ладно. Лишь бы быть подальше.

– А вот черные дельфины, – я смотрю на другой рисунок.

– Да, но этот мальчик очень дружелюбный и общительный. Смотрите, дельфины вместе плывут. И их трое. Два больших, один маленький. Я знаю этого ребенка, у него недавно родилась сестренка…

Байкалова не из тех учителей, кто просто даст задание: «Рисуйте», и все. Нет, ей нужно разобраться в ребенке и помочь ему. Это стремление помочь – ее отличительная черта. Для того и пошла она учиться в университет. Раньше ей казалось, что психология и рисование несовместимы, теперь наоборот. Желание помогать, понять ребенка, вникнуть в его переживания, в его внутренний мир, это, наверное и есть то, что делает учителя Учителем. И еще. Верно заметил министр общего и профессионального образования Тувы Петр Морозов, представляя Байкалову на Всероссийский конкурс: ей за короткое время работы удалось разрушить стереотипное отношение к урокам рисования как к урокам только «развлекательным» и «неважным» – и дети, и коллеги, и родители понимают важность этих уроков для духовного воспитания и становления личности.

Юлия Байкалова работает над составлением собственной программы кружковой работы. Ведь она не только замечательно рисует, но увлекается еще прикладным искусством, ей хочется, чтобы ребенок проявил себя в разных материалах: пластилин, работа по дереву, фитографика, когда в рисунке используют травы и цветы, наконец, рисунок… зубной щеткой – особая техника, когда краска разбрызгивается по бумаге.

Юлия Байкалова категорически против отмены черчения. Если на уроке рисования развивается фантазия, воображение, говорит она, то здесь пространственное мышление. На другом предмете, например на геометрии, этого достичь невозможно. Нужно, чтобы ребенок видел деталь с разных сторон и представлял ее. Черчение – сложный предмет, требующий аккуратности, точности, усидчивости, силы воли.

Многое впереди еще у Юлии Байкаловой, молодой, но талантливой учительницы из Турана. Много планов, идей, мыслей. Мечта посетить Третьяковку сбылась, остается еще одна, тоже заветная: побывать на озере Байкал…

Туран, Республика Тува

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте