search
main
0

Через тернии – в космос!

Как пятиклассники в «Астрон» ездили

«Ребята, кто из вас хочет стать космонавтом?» – первое, что услышали мои пятиклассники в изумляющем своей инопланетной оснащенностью Центре космического тренажеростроения «Астрон». В ответ послышались смущенное покашливание, шепот и беспокойное ерзанье. Признаться, я была удивлена: как, из моих любознательных и весьма продвинутых двадцати сорванцов никто не грезит о космосе? Видимо, прошел период, когда профессии космонавтов и летчиков были популярными и о них мечтал каждый школьник. Позади осталось и время восторга вездесущими юристами и экономистами. Каждый год на рынке труда происходят разительные перемены: промоутер, байер, мерчандайзер, флейворист, копирайтер, контент-менеджер, баннермейкер, веб-девелопер, контент-редактор, андеррайтер, тьютор, коуч и фасилитатор… Эти профессии в моде.

Если честно, я не преследовала четко выраженных профориентированных целей, отправляясь со своим легким на подъем 5‑м «Б» в Новочеркасск. Просто слава о вновь открывшемся для школьников космоцентре «Астрон» быстро облетела всю Ростовскую область, и единственное «окошко» для экскурсии пришлось на 4 апреля. Как раз к Дню космонавтики…
Итак, мы на месте. Первое, что нас приятно удивило, – четкая организация и вместе с тем радушие, с которым нас встретили сотрудники центра. Мы узнали, что мечты о создании подобных центров лелеяло много городов, но первым он открылся в Новочеркасске. Идея его создания принадлежит главному конструктору центра тренажеростроения, лауреату Государственной премии В.Е.Шукшунову. Появление такого центра в небольшом провинциальном городке не случайно. В городе есть кузница научных кадров, крупнейший на Юге России вуз – Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). С удивлением во время обзорной экскурсии по городу мы узнали, что каждый третий житель Новочеркасска – студент. В течение 30 лет продолжается сотрудничество ДФЦТ и Центра подготовки космонавтов в области создания тренажной техники. Оказалось, что постоянные заказчики Центра тренажеростроения – это не только Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, Министерство обороны РФ, Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», но и Министерство образования. И это не случайно.
В последнее время все больше внимания Донской филиал центра тренажеростроения уделяет воспитанию молодежи, вовлечению ее в инновационную деятельность. Технологии виртуальной реальности приходят на службу образованию. Среди разработок ДФЦТ – мультимедийные диски: Музей Донского казачества, Галерея новочеркасских художников, Виртуальный музей космонавтики Звездного городка, в котором в интересной форме рассказывается об истории пилотируемой космонавтики, о героях космоса. Вот с такого увлекательного фильма, подготовленного Роскосмосом, и началась наша экскурсия. Мы узнали, что космонавт обязан быть не только летчиком, но и инженером, врачом, астрофизиком, психологом… Как в условиях невесомости двигаться, принимать пищу, тренироваться, бриться, спать, пить воду? Какие испытания должен пройти летчик, чтобы стать космонавтом? Как подбирают экипаж для полета? На эти и многие другие вопросы мы получили ответы. А дальше… началось невероятное! Ребят разделили на несколько групп, и под руководством молодых и энергичных ученых они приступили к самому настоящему тестированию космических тренажеров, которые существуют только в двух экземплярах – в Звездном городке и Космоцентре «Астрон».
Невероятный восторг вызвал тренажер сближения и стыковки транспортного космического корабля с орбитальной космической станцией. Как настоящие космонавты, наши испытатели обеспечивали подготовку экипажей по задачам ручного сближения, причаливания, стыковки и перестыковки транспортных пилотируемых кораблей к различным стыковочным узлам Международной космической станции.
Мы апробировали виртуальный тренажер Международной космической станции, предназначенный для:
изучения внешнего вида Международной космической станции (МКС) и интерьера с пультовым оборудованием;
интерактивного взаимодействия с объектами интерьера, пультами бортовых систем (открытие-закрытие съемных панелей внутри интерьера и переходных люков, выдвигание-задвигание ящиков стеллажей, поворачивание подвижных шкафов);
отработки нештатных ситуаций:
– перегорание предохранителей;
– разгерметизация в модуле «Звезда»;
– возникновение задымления и пожара в модуле «Звезда»;
– выход из строя солнечной батареи.
А чтобы завершить полет и вернуть космонавтов из точки заземления, мы протестировали специализированный пилотажный стенд вертолета, который представляет собой каркасную конструкцию с рабочим местом летчика, оснащенную креслом пилота, органами управления и средствами визуализации. Он предназначен для выполнения полета в район посадки спускаемого аппарата с целью визуального обнаружения спускаемого аппарата и выполнения посадки рядом со спускаемым аппаратом для оказания помощи космонавтам…
Завершилась экскурсия посещением планетария, в котором мы получили уникальную информацию по астрофизике и незабываемые ощущения, которые лучше всего описать немеркнущими словами М.В.Ломоносова:
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…

Я уверена, после таких экскурсий представления ребят о разнообразном мире профессий меняются. В планах – поездка в военную часть с кинологическим подразделением, в Донскую аграрную академию и мастер-класс по изготовлению прославившей Донской край семикаракорской керамики. Выбор за молодежью!
​Светлана Колесниченко, учитель русского языка и литературы, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2013, Новочеркасск, Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте