search
main
0

Через тернии к звездам!

Первым законом должно быть уважение к себе

Что такое наставничество? Наставничество – это прежде всего процесс поддержки опытными учителями начинающих учителей, учителей, которые имеют недостаточный опыт в силу небольшого времени работы в школе, и, конечно же, студентов – будущих учителей, которые выбрали интересную, но трудную профессию. Ведь нет труда более ответственного, более сложного, чем труд учителя. Но нет и более благородного. Нет и более многогранной профессии, нежели профессия учителя, которая является инструментом высочайшего профессионализма, человечности, нравственности, интеллекта.

Главная цель – помочь молодым специалистам овладеть всеми педагогическими приемами, дидактическими принципами, инновационными методиками преподавания для успешного освоения роли учителя. С помощью наставника происходит и социализация начинающих учителей в педагогической деятельности. Всегда говорю молодым учителям, что задача жизни учителя состоит не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно внутренним, сознаваемым тобой законам. Нужно разделять мнение греческого философа, математика Пифагора: «Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни в тайне.

Первым твоим законом должно быть уважение к себе». А как учитель я бы добавила еще уважение к детям и осознание их человеческого достоинства. И только активная жизненная позиция учителя поможет вырастить гражданина своей страны, осознающего свою социальную позицию. Необходимо всегда помнить, что только от тебя зависит, какими вырастут дети, какими будут наша молодежь, наша страна. Важно, чтобы учитель никогда не терял связи между учебным процессом и личностными качествами учеников, недаром говорят: «Святая наука – расслышать друг друга».

Каждый день, приходя на работу, мы должны задавать себе вопросы: «С чем я сегодня приду к детям на урок? Что хочу им сказать и чему научить? Как это лучше сделать? Как донести до каждого ученика те знания, которыми ты сам владеешь? Что возьмут, усвоят ученики из моего сегодняшнего урока? Подготовит ли урок ребенка не только к поступлению в вуз, но и к жизни?» Как часто в жизни нам необходимы те или иные точные даты, уравнения… А насколько важно умение оценить и принять адекватное решение, адаптированное к быстроразвивающимся условиям жизни… «Учите ребенка главным образом тому, что может быть ему полезно в жизни, и сообразно карьере, которая ему предстоит» (Дж. Локк).

В нашей школе наставничество – закономерный процесс, это общественное поручение, основанное на принципе добровольности. У нас всегда проходили педагогическую или психолого-педагогическую практику студенты из педагогических вузов не только из России, но и Германии. В ноябре этого года стажировалась студентка Института иностранных языков Московского городского педагогического университета (профиль образовательной программы «Немецкий язык»).

Моя задача как учителя немецкого языка с большим стажем состояла в том, чтобы за небольшой период времени помочь будущему учителю овладеть ключевыми принципами развития образования в современных условиях. Показать, как можно решить практические, образовательные, воспитательные и развивающие задачи в рамках одного урока. Разработка, сценарий урока строились на адекватности предлагаемых на уроке упражнений. Это означает, что упражнения должны развивать такой тип деятельности, который должен развиваться на уроке.

Упражнения подбирали по принципу последовательности, то есть чтобы каждое предыдущее упражнение предваряло следующее, применяя принцип обучения «от простого к сложному». Все четыре вида речевой деятельности должны развиваться в равной степени. Этому нужно учить. Как наставнику, конечно, хотелось организовать свою работу так, чтобы процесс повышения профессиональной компетентности молодого учителя прошел как можно эффективнее. А это значит, что нужно было сформировать не только функциональные (проектирование, организация, аналитика), но и личностные компоненты профессиональной деятельности молодого/будущего учителя/студента.

Сначала мы ознакомились с кругом ее обязанностей и полномочий: были обсуждены требования к организации учебного процесса, к ведению школьной документации, формы и методы организации урочной и внеурочной деятельности, целесообразность использования дидактического, наглядного и других материалов на уроке, в том числе ЭОМ МЭШ. Вместе определяли вид урока, структуру, проведение и его анализ, формы, методы и приемы обучения. После посещения студенткой моих уроков, их обсуждения, анализа, выявления приоритетных направлений обучения (как материал сделать доступным и понятным для всех без исключения, как дозировать учебный материал, чтобы он был посильным, как заинтересовать – мотивировать учеников на изучение немецкого языка, как построить урок так, чтобы он отвечал современным требованиям ведения урока иностранного языка, как удержать внимание целой группы на протяжении всего урока) наступил период проведения ее уроков. Она справилась на «отлично».

Итоговым/зачетным уроком был урок «Дорогой сказок братьев Гримм» с использованием мультимедийных средств, таких форм организационной работы на уроке, как групповая, индивидуальная, парная, коллективная, с развитием таких видов речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение, письмо. На уроке ставилась проблема, обсуждались пути ее решения, например, почему современные дети так мало читают, в том числе сказки братьев Гримм. В ходе урока наблюдалась заинтересованность со стороны учеников в освоении нового материала.

Урок прошел на «отлично», потому что диалог между нами был конструктивным. Нельзя выставлять себя в роли только лишь поучителя. Обязательно нужна межличностная коммуникация без давления, без выпячивания себя хорошего/опытного. Нужно без высокомерия передавать свой педагогический опыт, демонстрируя лучшие качества современного педагога. Обязательно должна быть рефлексия. И она была. Может, именно поэтому, суммируя все вышеперечисленное, будущий учитель изъявила желание проходить практику на 4‑м курсе в нашей школе у того же учителя. Это здорово!

Лариса ДВОРЖЕЦКАЯ, учитель немецкого языка школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте