Многие сверстники им завидуют. Еще бы – десятиклассники, а учатся, как взрослые: с 10 до 16.30, по «парам». Более того, учатся в настоящем университете, да еще в каком: Российском государственном гуманитарном, в одном из самых популярных и уважаемых вузов столицы. Уроки ведут вузовские преподаватели, асы и легенды студенческого мира. Ребята постоянно общаются и со студентами, и с преподавателями, вовсю участвуют в университетских праздниках. С другой стороны, боязно: наверное, спрашивают гораздо строже и нагрузка больше. Предуниверсарий РГГУ совсем юное существо, ему всего 5 месяцев, но многое уже сделано. Его организаторам понятно, в какую сторону двигаться. Самое парадоксальное – не в сторону профилизации, ведь РГГУ за универсализм предуниверсария. Почему?
Ивсе-таки в чем сходства и отличия предуниверсария, или профильного класса РГГУ, от школы и вуза? Возможность личностного развитияС одной стороны, предуниверсарий обязан дать детям программу старших классов общеобразовательной школы (на уровне гимназии) со всеми вытекающими последствиями – сдачей ЕГЭ и получением аттестата, в этом смысле он подчиняется требованиям федерального стандарта со всеми его ограничениями, с другой стороны, есть филологический профиль и свои особенности. Вариативный компонент не такой большой, как хотелось бы организаторам и вдохновителям предуниверсария. Так, в учебном плане обосновалась психология, что неудивительно, ведь куратор профильного класса – Институт психологии имени Л.С.Выготского РГГУ. Правда, ребята занимаются не только в РГГУ, но и в педагогическом колледже №7 «Маросейка», который в перспективе предполагается включить в состав РГГУ, в итоге школьники вовлечены и в университетскую, и в колледжную жизнь, участвуют в совместных мероприятиях. РГГУ – один из пяти вузов Москвы, в которых проходит такой эксперимент, но, конечно, ни один предуниверсарий не похож на другой. Особенности предуниверсария РГГУ в основном в концептуальной программе, положенной в основу, и людях, которые ее создавали и сейчас адаптируют.- Наша программа «Открытие» – часть нашей программы непрерывного образования, которая следует за программами воспитания и обучения дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик» и «Мастер» для детей 5-9-х классов, – пояснила нам куратор предуниверсария, директор Института психологии имени Л.С.Выготского РГГУ (и внучка Льва Семеновича) Елена Кравцова. – Особенность программы в том, что, с одной стороны, она имеет прочную философско-психологическо-методологическую основу, связанную с культурно-исторической концепцией Льва Выготского, а с другой – выстроена с учетом представлений о том, какими должны быть дети, какого уровня развития достигать к определенному периоду. Мы должны создать ребенку условия, которые позволят ему достичь определенного психического и личностного развития. Поэтому у нас, с одной стороны, профильный класс, а с другой – его профильность связана не с узко прагматическими предметами, а с теми дисциплинами и с той логикой, которые, по мнению последователей Выготского, необходимы детям этого возраста, для того чтобы они могли развиваться и реализоваться. Так что отличие предуниверсария от школы не столько формальное, сколько содержательное. Многие дети, родители и вузы рассматривают предуниверсарии как способ поступить в вуз, своего рода подготовительные курсы, но мы такую задачу не ставим. У нас другие конкретные задачи: мы хотим, чтобы ребята могли быть полноценными субъектами собственной жизни, стали взрослыми, чтобы им важно было не только поступить в вуз, но еще и учиться в нем. Ведь нередко бывает, что дети поступают с хорошими данными по ЕГЭ, но удержаться им бывает нелегко. Еще более узкая, прагматическая, задача связана с интересами, которые уже должны сложиться у детей этого возраста. Чего греха таить, с этим плохо. И нам важно, чтобы ребенок сумел найти эти интересы. Также мы пытаемся просто сформировать у ребят положительное отношение к учению: его у них, как правило, нет к этому возрасту. Первое время ребята ходили и говорили: «Как не похоже на школу!» И это было для нас очень значимым комплиментом. Нам кажется, что за 5 месяцев нам уже удалось даже тех ребят, что пока не блещут успехами, настроить на другое отношение к учению, теперь, как мне кажется, уже можно решать все остальные задачи. Как показала практика, программа потребовала корректировки. Во-первых, предуниверсарий – новое, незнакомое народу образование, поэтому пришли в него очень разные, иногда, казалось бы, случайные люди (хотя среди учеников есть и дети преподавателей РГГУ, которые, как тут иронично говорят, «не боятся ставить эксперименты на своих детях»). Уровень знаний ребят оказался абсолютно разным, из 30 человек только 9 имели аттестат за 9-й класс без троек. У 9 ребят в аттестате были одни тройки. В результате…- Мы вынуждены были немного приспосабливать программу «Открытие» под пришедших учиться детей, – признаётся Елена Евгеньевна. – В основном та работа, которую приходится вести сейчас (а ранее все время), – это коррекция. Поскольку они пришли из своих школ с проблемами и как бы задержались в развитии, мы во многом используем элементы «Мастера», например, исторический театр, который помогает ребятам выстроить межпредметные связи. Вторая часть основы, скелета программы для выстраивания межпредметных связей – проекты. Нам важно, чтобы ребята выучили или сделали что-то не ради оценки, а потому что это кусочек пазла, из которого потом сложится что-то значимое для них. Проекты пока преимущественно имеют практический характер, например, создание презентации или использование демократии в Риме в системе самоуправления, перевод (с русского на английский и обратно) текстов по решению экологических проблем. В будущем мы надеемся, что дети дорастут (психологически и личностно) до того, чтобы проекты стали научно-исследовательскими. Пока тем детям, которые пришли к нам учиться всего полгода назад, это еще трудно. И тут как раз очень важно введение в программу психологии. Она у нас строится не как обычно – как облегченный институтский курс, мы даем реальную, практическую психологию, помогающую детям открыть самих себя.Доверие за довериеНи одну даже самую замечательную программу невозможно осуществить без креативных, горящих своим делом педагогов. В РГГУ отобрали лучших.- Наши учителя – штучный товар, – подтверждает директор предуниверсария Илья Слободчиков. – Каждый – личность. Мало того что большая часть из них профессиональные возрастные психологи, все наши педагоги имеют большой опыт творческого преподавания. Фактически это индивидуально отобранные люди, изначально готовые общаться с детьми в другом формате. У них есть мотивация на это общение. Ведь прежде чем ребенка научить, в нем нужно разбудить желание узнавать новое, жить, чувствовать, переживать, взаимодействовать с миром. Нормально и правильно, что подростки многое не умеют и многого боятся, в том числе в немалой степени и себя, и того же мира, необходимо преодолевать эти страхи вместе с ребятами, а это возможно только в ситуации обоюдного доверия. Думаю, не ошибусь, утверждая, что главное в том, что наши педагоги и наши ученики верят друг другу. К самому Илье Михайловичу сказанное относится в полной мере: доктор психологических наук, профессор РГГУ, консультирующий психолог, он окончил еще и режиссерский факультет Щукинского театрального училища, преподает во ВГИКе, а также учительствует в школе. О себе он уже рассказал ребятам на «директорском часе», который проходит раз в неделю. На нем школьники могут спросить своего директора о чем угодно. Слободчиков не боится отвечать ни на какие вопросы. – Для доверительного общения один человек должен не бояться спрашивать, другой – не бояться отвечать, – объясняет Илья Михайлович. – Я им рассказал про свою работу на «телефоне доверия», в детском приюте и в детском доме, о своей работе во ВГИКе и о постановках в театрах, им же все интересно. А еще Никита спросил меня, как я отношусь к армии. Я честно ответил, что сложно отношусь, притом что есть у меня опыт работы и в военных госпиталях, и в системе МЧС, и я не по слухам знаю войну… Мы разговаривали с ними про страшное первое сентября в Беслане и про то, как чувствует себя человек под обстрелом в Хайфе… Моя откровенность дает мне право спрашивать и их: ведь доверие на доверие.Научить ребят доверять, а в более широком смысле уметь и не бояться думать и говорить непростая, мягко говоря, задача. Теперь педагоги вспоминают реакцию детей на предложение подойти к учителям, если что-то не устраивает, обсудить это, и смеются. Ребята были в шоке: в школе-то такие отношения не приняты.- Когда ребята только пришли в предуниверсарий, они думали, что будет как в школе: «Это вам надо, чтобы мы хорошо учились», а мы доказывали, что это надо им, – поделилась с нами классный руководитель Мария Макаренко, естественно, психолог. – У нас ведь нестандартный подход, максимально личностное общение, отношение такое: ты личность и я личность, если тебе что-то не нравится, ты можешь подойти и договориться. Я говорю им: ты можешь прогулять, но смотри, что произойдет, и перечисляю последствия. Спрашиваю: «Ты готов нести ответственность и разгребать эти проблемы?» Человек начинает задумываться, оказывается, нет. Мы тем самым устраняем распространенную ловушку: при поступлении в университет многие ребята несерьезно относятся к учебе, думая, что проскочат как-нибудь первую сессию, а их «вдруг» отчисляют… В итоге наши ребята взяли ответственность за свою жизнь. Не все и не полностью, но взяли.Снисхождения к уровню знаний, как и в вузе, тут не делают: заслужил двойку – получи. Другое дело, что проштрафившийся всегда может подойти к учителю и обсудить, готов ли он ее исправить, и как. Кстати, Мария Александровна «своих не сдает»: по договоренности с родителями после первой двойки ребенка им не звонит. Сначала говорит с «двоечником», как ее исправить, если это не помогает, предупреждает ребенка, что подключает помощь родителей. – Тогда у ребенка не будет необходимости защищаться, – поясняет классный руководитель. – И вы знаете, в последнее время я ни одному родителю не звонила.Кстати, о степени доверия и принципах общения говорит и тот факт, что все три стороны договорились: в предуниверсарии будет детско-родительский комитет – совместный. Пришлось ли вузовским преподавателям подстраиваться под уровень школьников?- Конечно, – не спорит учитель английского языка, преподаватель РГГУ Зоя Печкурова. – Со студентами намного проще общаться: они взрослые люди, отвечают сами за себя. Наши школьники во многом еще дети, подчас не очень дисциплинированные. Приходится их собирать и воспитывать, но они прислушиваются, и начинается диалог.- Конечно же, не все гимназисты справляются с таким темпом, – признается завуч Елена Башарова, кстати, тоже подтверждающая тезис о штучности здешних учителей – приехала в РГГУ аж из Иркутска, где много лет была завучем по воспитательной работе. – Но в классе есть «выручалочки» – дети, которые помогают понять материал, консультируют даже дома у себя. Никогда не отказывают в помощи и преподаватели. А вообще нагрузка соответствует учебному плану и нормам СанПиНов, рабочая неделя составляет 37 часов на одного ребенка. От детей жалоб на нагрузку не поступало. – Тут есть одна хитрость, – подсказывает директор Илья Слободчиков. – Если содержание предмета и форма его ведения интересны, никакого ощущения повышения нагрузки нет. Да и не такая уж она у них сильно повышенная, классическая гимназическая программа плюс внеучебная – та самая проектная деятельность. А на длинные пары не только не жалуются, наоборот, им нравится – они же похожи на настоящих студентов! А еще тут исповедуют лозунг: «Не надо обучать детей, не надо их воспитывать, надо жить с ними вместе интересной жизнью». – Мы с ними проживаем каждый день и видим, чем они живут, – заверила меня Мария Александровна. – Наши ребята очень яркие и нестандартные. С ними не заскучаешь, и я очень рада, что с ними работаю.«Птичкам» и «солнышкам» посвящается«Исходя из необходимости непрерывного образования волшебников, для более полного изучения волшебных искусств было принято решение о создании школы юных волшебников – Предуниверсариуса, где собрать самых умных, спортивных, креативных.Воплощение данной магической идеи поручаю профессору Кравцовнагл.Профессор Пивовардорн». Такое объявление начинает весьма примечательную доску объявлений в коридоре предуниверсария в РГГУ. Здесь и шуточные переделки детьми известных песен, и необычные новогодние коллажи, и поздравления. Тут же объявления учителей на разноцветных стикерах. Достаточно посмотреть на них, и становится понятно, как общаются здесь ребята и учителя: «Насте и Пете – сочинение о Порфирии Петровиче». А вот задания для «солнышек», «птичек» и «группы 0» (так «англичанки» ласково и необидно поделили ребят по уровню знаний).А вот музыкальная комната, в которой стоят синтезатор, альт и виолончель, на которых ребята играют. Даром что ли значительная часть школьников поступала на музыкальное отделение в педколледж? Когда набор туда отменили, ребятам предложили пойти в предуниверсарий. Они пошли и не пожалели: простор для творчества теперь даже шире, аудитория у них не только студенты и преподаватели РГГУ, но и множество других умных взрослых людей. В ноябре хор, в котором школьники объединились со студентами колледжа, выступил перед психологами со всего мира, приехавшими на Международную конференцию памяти Выготского. И выступил блестяще.- И было непонятно, где студенты, а где наши школьники, – говорит куратор ПУ Елена Кравцова. Да и на Новый год ребята показали интересную программу. Теперь педагоги в предвкушении университетского КВН 1 апреля, где наряду с командами преподавателей, студентов предположительно выступит команда предуниверсария. Конечно, психологи РГГУ правы: вот эта общая среда – а ребята, естественно, постепенно знакомятся с университетом, едят в вузовской столовой, неформально общаются со студентами – и воспитывает, и формирует сама по себе. Здесь создана какая-то домашняя атмосфера. Как будет дальше, начнут ли ребят в предуниверсарий отбирать, пока еще в стадии обсуждения (хотя уже ясно: классов будет несколько, потому что ряды желающих прийти сюда в результате работы «беспроволочного телеграфа» постоянно растут). Конечно, своих первых учеников тут опекают и лелеют особенно нежно и тщательно. И «солнышки» с «птичками», похоже, платят учителям уважением и заинтересованностью. – Мне здесь нравится, у нас классные преподаватели, с ними приятно работать, – оговаривается по Фрейду ученица Ксюша Бурлова. – Некоторые предметы здесь дают намного интереснее, чем в школе, я, например, в восторге от нашей учительницы литературы Марины Вильгельмовны Грунд. Вообще отношения с учителями у нас доверительные, с ними легче находить общий язык. В обычной школе меня напрягали все время: давай учись. Я к этому привыкла, а здесь все под твою ответственность…К слову о ярких личностях: Ксюша 4 года отучилась в Гнесинке по классу альта. При этом девочку всегда влекла педагогика – хотела бы поработать и в школе, и частной гувернанткой. Девушка умеет и любит возиться с детьми – у нее в семье шестеро детей, из которых двое приемных (точнее, находящихся под опекой ее родителей). Сейчас Ксения раздумывает, не поступить ли в РГГУ на психолого-педагогическое отделение (только чтобы обязательно можно было работать в школе). Миша Десятов тоже планирует поступать в РГГУ на психологию.- Мы с родителями не знали, что такое предуниверсарий, но сейчас я понимаю, что не ошибся с выбором: здесь учиться гораздо интереснее, чем в школе, – объясняет мальчик. – Да и в школе у учителей обычно предвзятое, часто негативное отношение к ученикам, а здесь нас оценивают строго, но при этом с преподавателями можно договориться о пересдаче. Вообще отношения гораздо более демократичные. К тому же добавилось много интересных вещей. Раньше я бы никогда не подумал, что меня привлечет история, но теперь, после исторического театра, я подумываю, не сдавать ли мне этот предмет на ЕГЭ. Ты стратег, а я сатир…Исторический театр вообще статья особая: не только Михаил считает, что разыгранные в нем события помогают легче запомнить определенный период истории. – Мы сотрудничаем с Еленой Евгеньевной Кравцовой уже давно, а идею исторического театра воплощаем в жизнь с 1994 года, – рассказала нам учитель истории предуниверсария Наталья Ляпунова. – Суть театра в том, чтобы ребята могли личностно пропустить через себя материал. Мы разыгрываем какие-то сцены, и они не просто запоминают материал, а ставят себя на место героев. К счастью, у предметника есть возможность начать практически с чистого листа – изучать историю с самого начала. Сейчас ребята проходят Средневековье и в рамках темы «Становление восточнохристианской цивилизации» изучают и Киевскую Русь как варварское государство в зоне влияния Византии. По словам Ляпуновой, получается интегрированное изучение русской истории, и это хорошо для проведения параллелей, потому что дети, к примеру, не видят связи между Варфоломеевской ночью и опричниной Ивана Грозного. Исторический театр идет параллельно изучению материала, например, когда ребята проходили Древний Египет, то разыгрывали суд Осириса, впитывая не только рационально понятия о божественной природе фараона и загробной жизни древних египтян. На уроке, который мне удалось посетить, Наталья Валерьевна вместе с учениками «переживала» период правления императора Византии Юстиниана и его супруги Феодоры. Учительница напомнила, насколько исключительным был их союз – Феодора была из простолюдинов, актрисой, и чтобы жениться на ней, Юстиниану пришлось преодолеть не только сопротивление дяди-императора и знатного окружения, но и издать особый закон. Это, несомненно, была любовь, а Феодора – необыкновенной женщиной. Она не только поддерживала мужа и вела государственные дела с ним наравне, но и однажды спасла Юстиниана – во время мятежа выступила с речью против бегства императора, после чего было решено напасть на восставших, что и было с успехом сделано. Ребята разбились на 2 группы и разыграли сценки: одну про императора и его спор с одной из политических партий, другую про ту самую речь Феодоры. Получилось живо, особенно когда «военачальник» размахивал мечом перед «восставшими». – Есть такой термин «отстраненное обучение» – как обычно происходит в массовой школе, а есть «осмысленное обучение», – говорит Елена Кравцова. – Нам хочется надеяться, что мы занимаемся именно последним.Работает ли на деле такой прием «проживания» истории? Судя по ученикам предуниверсария, вполне. Так, в «наследство» от Древней Греции им досталось собственное демократическое устройство: ребята сформулировали, какие коллегии им нужны, проверили друг друга в разных ролях и теперь работают каждый в своей нише. Например, архонты – руководят, сатиры отвечают за проведение праздников, экологи – за уборку, хронографы следят за событиями внутренней жизни и фиксируют их, агорономы должны следить за порядком, трофеномы отвечают за еду, а стратеги – за связь с «высшими силами» – учителями. Вспоминается главное устремление педагогов предуниверсария: научить ребят учиться в первую очередь, уметь получать и перерабатывать самую разную информацию, извлекать из нее содержательный смысл, уметь и не бояться рефлексировать, думать, чувствовать, говорить. – Если наши дети научатся этому, мы победили, победили независимо от оценок, – считает директор предуниверсария РГГУ Илья Слободчиков.Ну и родной вуз, что бы там ни говорили идеалисты, при этом никак не пострадает: по внутреннему опросу выяснилось, что в университет уже планируют поступать 80% учеников предуниверсария, и треть из них по психологическому профилю. все-таки в чем сходства и отличия предуниверсария, или профильного класса РГГУ, от школы и вуза? Возможность личностного развитияС одной стороны, предуниверсарий обязан дать детям программу старших классов общеобразовательной школы (на уровне гимназии) со всеми вытекающими последствиями – сдачей ЕГЭ и получением аттестата, в этом смысле он подчиняется требованиям федерального стандарта со всеми его ограничениями, с другой стороны, есть филологический профиль и свои особенности. Вариативный компонент не такой большой, как хотелось бы организаторам и вдохновителям предуниверсария. Так, в учебном плане обосновалась психология, что неудивительно, ведь куратор профильного класса – Институт психологии имени Л.С.Выготского РГГУ. Правда, ребята занимаются не только в РГГУ, но и в педагогическом колледже №7 «Маросейка», который в перспективе предполагается включить в состав РГГУ, в итоге школьники вовлечены и в университетскую, и в колледжную жизнь, участвуют в совместных мероприятиях. РГГУ – один из пяти вузов Москвы, в которых проходит такой эксперимент, но, конечно, ни один предуниверсарий не похож на другой. Особенности предуниверсария РГГУ в основном в концептуальной программе, положенной в основу, и людях, которые ее создавали и сейчас адаптируют.- Наша программа «Открытие» – часть нашей программы непрерывного образования, которая следует за программами воспитания и обучения дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик» и «Мастер» для детей 5-9-х классов, – пояснила нам куратор предуниверсария, директор Института психологии имени Л.С.Выготского РГГУ (и внучка Льва Семеновича) Елена Кравцова. – Особенность программы в том, что, с одной стороны, она имеет прочную философско-психологическо-методологическую основу, связанную с культурно-исторической концепцией Льва Выготского, а с другой – выстроена с учетом представлений о том, какими должны быть дети, какого уровня развития достигать к определенному периоду. Мы должны создать ребенку условия, которые позволят ему достичь определенного психического и личностного развития. Поэтому у нас, с одной стороны, профильный класс, а с другой – его профильность связана не с узко прагматическими предметами, а с теми дисциплинами и с той логикой, которые, по мнению последователей Выготского, необходимы детям этого возраста, для того чтобы они могли развиваться и реализоваться. Так что отличие предуниверсария от школы не столько формальное, сколько содержательное. Многие дети, родители и вузы рассматривают предуниверсарии как способ поступить в вуз, своего рода подготовительные курсы, но мы такую задачу не ставим. У нас другие конкретные задачи: мы хотим, чтобы ребята могли быть полноценными субъектами собственной жизни, стали взрослыми, чтобы им важно было не только поступить в вуз, но еще и учиться в нем. Ведь нередко бывает, что дети поступают с хорошими данными по ЕГЭ, но удержаться им бывает нелегко. Еще более узкая, прагматическая, задача связана с интересами, которые уже должны сложиться у детей этого возраста. Чего греха таить, с этим плохо. И нам важно, чтобы ребенок сумел найти эти интересы. Также мы пытаемся просто сформировать у ребят положительное отношение к учению: его у них, как правило, нет к этому возрасту. Первое время ребята ходили и говорили: «Как не похоже на школу!» И это было для нас очень значимым комплиментом. Нам кажется, что за 5 месяцев нам уже удалось даже тех ребят, что пока не блещут успехами, настроить на другое отношение к учению, теперь, как мне кажется, уже можно решать все остальные задачи. Как показала практика, программа потребовала корректировки. Во-первых, предуниверсарий – новое, незнакомое народу образование, поэтому пришли в него очень разные, иногда, казалось бы, случайные люди (хотя среди учеников есть и дети преподавателей РГГУ, которые, как тут иронично говорят, «не боятся ставить эксперименты на своих детях»). Уровень знаний ребят оказался абсолютно разным, из 30 человек только 9 имели аттестат за 9-й класс без троек. У 9 ребят в аттестате были одни тройки. В результате…- Мы вынуждены были немного приспосабливать программу «Открытие» под пришедших учиться детей, – признаётся Елена Евгеньевна. – В основном та работа, которую приходится вести сейчас (а ранее все время), – это коррекция. Поскольку они пришли из своих школ с проблемами и как бы задержались в развитии, мы во многом используем элементы «Мастера», например, исторический театр, который помогает ребятам выстроить межпредметные связи. Вторая часть основы, скелета программы для выстраивания межпредметных связей – проекты. Нам важно, чтобы ребята выучили или сделали что-то не ради оценки, а потому что это кусочек пазла, из которого потом сложится что-то значимое для них. Проекты пока преимущественно имеют практический характер, например, создание презентации или использование демократии в Риме в системе самоуправления, перевод (с русского на английский и обратно) текстов по решению экологических проблем. В будущем мы надеемся, что дети дорастут (психологически и личностно) до того, чтобы проекты стали научно-исследовательскими. Пока тем детям, которые пришли к нам учиться всего полгода назад, это еще трудно. И тут как раз очень важно введение в программу психологии. Она у нас строится не как обычно – как облегченный институтский курс, мы даем реальную, практическую психологию, помогающую детям открыть самих себя.Доверие за довериеНи одну даже самую замечательную программу невозможно осуществить без креативных, горящих своим делом педагогов. В РГГУ отобрали лучших.- Наши учителя – штучный товар, – подтверждает директор предуниверсария Илья Слободчиков. – Каждый – личность. Мало того что большая часть из них профессиональные возрастные психологи, все наши педагоги имеют большой опыт творческого преподавания. Фактически это индивидуально отобранные люди, изначально готовые общаться с детьми в другом формате. У них есть мотивация на это общение. Ведь прежде чем ребенка научить, в нем нужно разбудить желание узнавать новое, жить, чувствовать, переживать, взаимодействовать с миром. Нормально и правильно, что подростки многое не умеют и многого боятся, в том числе в немалой степени и себя, и того же мира, необходимо преодолевать эти страхи вместе с ребятами, а это возможно только в ситуации обоюдного доверия. Думаю, не ошибусь, утверждая, что главное в том, что наши педагоги и наши ученики верят друг другу. К самому Илье Михайловичу сказанное относится в полной мере: доктор психологических наук, профессор РГГУ, консультирующий психолог, он окончил еще и режиссерский факультет Щукинского театрального училища, преподает во ВГИКе, а также учительствует в школе. О себе он уже рассказал ребятам на «директорском часе», который проходит раз в неделю. На нем школьники могут спросить своего директора о чем угодно. Слободчиков не боится отвечать ни на какие вопросы. – Для доверительного общения один человек должен не бояться спрашивать, другой – не бояться отвечать, – объясняет Илья Михайлович. – Я им рассказал про свою работу на «телефоне доверия», в детском приюте и в детском доме, о своей работе во ВГИКе и о постановках в театрах, им же все интересно. А еще Никита спросил меня, как я отношусь к армии. Я честно ответил, что сложно отношусь, притом что есть у меня опыт работы и в военных госпиталях, и в системе МЧС, и я не по слухам знаю войну… Мы разговаривали с ними про страшное первое сентября в Беслане и про то, как чувствует себя человек под обстрелом в Хайфе… Моя откровенность дает мне право спрашивать и их: ведь доверие на доверие.Научить ребят доверять, а в более широком смысле уметь и не бояться думать и говорить непростая, мягко говоря, задача. Теперь педагоги вспоминают реакцию детей на предложение подойти к учителям, если что-то не устраивает, обсудить это, и смеются. Ребята были в шоке: в школе-то такие отношения не приняты.- Когда ребята только пришли в предуниверсарий, они думали, что будет как в школе: «Это вам надо, чтобы мы хорошо учились», а мы доказывали, что это надо им, – поделилась с нами классный руководитель Мария Макаренко, естественно, психолог. – У нас ведь нестандартный подход, максимально личностное общение, отношение такое: ты личность и я личность, если тебе что-то не нравится, ты можешь подойти и договориться. Я говорю им: ты можешь прогулять, но смотри, что произойдет, и перечисляю последствия. Спрашиваю: «Ты готов нести ответственность и разгребать эти проблемы?» Человек начинает задумываться, оказывается, нет. Мы тем самым устраняем распространенную ловушку: при поступлении в университет многие ребята несерьезно относятся к учебе, думая, что проскочат как-нибудь первую сессию, а их «вдруг» отчисляют… В итоге наши ребята взяли ответственность за свою жизнь. Не все и не полностью, но взяли.Снисхождения к уровню знаний, как и в вузе, тут не делают: заслужил двойку – получи. Другое дело, что проштрафившийся всегда может подойти к учителю и обсудить, готов ли он ее исправить, и как. Кстати, Мария Александровна «своих не сдает»: по договоренности с родителями после первой двойки ребенка им не звонит. Сначала говорит с «двоечником», как ее исправить, если это не помогает, предупреждает ребенка, что подключает помощь родителей. – Тогда у ребенка не будет необходимости защищаться, – поясняет классный руководитель. – И вы знаете, в последнее время я ни одному родителю не звонила.Кстати, о степени доверия и принципах общения говорит и тот факт, что все три стороны договорились: в предуниверсарии будет детско-родительский комитет – совместный. Пришлось ли вузовским преподавателям подстраиваться под уровень школьников?- Конечно, – не спорит учитель английского языка, преподаватель РГГУ Зоя Печкурова. – Со студентами намного проще общаться: они взрослые люди, отвечают сами за себя. Наши школьники во многом еще дети, подчас не очень дисциплинированные. Приходится их собирать и воспитывать, но они прислушиваются, и начинается диалог.- Конечно же, не все гимназисты справляются с таким темпом, – признается завуч Елена Башарова, кстати, тоже подтверждающая тезис о штучности здешних учителей – приехала в РГГУ аж из Иркутска, где много лет была завучем по воспитательной работе. – Но в классе есть «выручалочки» – дети, которые помогают понять материал, консультируют даже дома у себя. Никогда не отказывают в помощи и преподаватели. А вообще нагрузка соответствует учебному плану и нормам СанПиНов, рабочая неделя составляет 37 часов на одного ребенка. От детей жалоб на нагрузку не поступало. – Тут есть одна хитрость, – подсказывает директор Илья Слободчиков. – Если содержание предмета и форма его ведения интересны, никакого ощущения повышения нагрузки нет. Да и не такая уж она у них сильно повышенная, классическая гимназическая программа плюс внеучебная – та самая проектная деятельность. А на длинные пары не только не жалуются, наоборот, им нравится – они же похожи на настоящих студентов! А еще тут исповедуют лозунг: «Не надо обучать детей, не надо их воспитывать, надо жить с ними вместе интересной жизнью». – Мы с ними проживаем каждый день и видим, чем они живут, – заверила меня Мария Александровна. – Наши ребята очень яркие и нестандартные. С ними не заскучаешь, и я очень рада, что с ними работаю.«Птичкам» и «солнышкам» посвящается«Исходя из необходимости непрерывного образования волшебников, для более полного изучения волшебных искусств было принято решение о создании школы юных волшебников – Предуниверсариуса, где собрать самых умных, спортивных, креативных.Воплощение данной магической идеи поручаю профессору Кравцовнагл.Профессор Пивовардорн». Такое объявление начинает весьма примечательную доску объявлений в коридоре предуниверсария в РГГУ. Здесь и шуточные переделки детьми известных песен, и необычные новогодние коллажи, и поздравления. Тут же объявления учителей на разноцветных стикерах. Достаточно посмотреть на них, и становится понятно, как общаются здесь ребята и учителя: «Насте и Пете – сочинение о Порфирии Петровиче». А вот задания для «солнышек», «птичек» и «группы 0» (так «англичанки» ласково и необидно поделили ребят по уровню знаний).А вот музыкальная комната, в которой стоят синтезатор, альт и виолончель, на которых ребята играют. Даром что ли значительная часть школьников поступала на музыкальное отделение в педколледж? Когда набор туда отменили, ребятам предложили пойти в предуниверсарий. Они пошли и не пожалели: простор для творчества теперь даже шире, аудитория у них не только студенты и преподаватели РГГУ, но и множество других умных взрослых людей. В ноябре хор, в котором школьники объединились со студентами колледжа, выступил перед психологами со всего мира, приехавшими на Международную конференцию памяти Выготского. И выступил блестяще.- И было непонятно, где студенты, а где наши школьники, – говорит куратор ПУ Елена Кравцова. Да и на Новый год ребята показали интересную программу. Теперь педагоги в предвкушении университетского КВН 1 апреля, где наряду с командами преподавателей, студентов предположительно выступит команда предуниверсария. Конечно, психологи РГГУ правы: вот эта общая среда – а ребята, естественно, постепенно знакомятся с университетом, едят в вузовской столовой, неформально общаются со студентами – и воспитывает, и формирует сама по себе. Здесь создана какая-то домашняя атмосфера. Как будет дальше, начнут ли ребят в предуниверсарий отбирать, пока еще в стадии обсуждения (хотя уже ясно: классов будет несколько, потому что ряды желающих прийти сюда в результате работы «беспроволочного телеграфа» постоянно растут). Конечно, своих первых учеников тут опекают и лелеют особенно нежно и тщательно. И «солнышки» с «птичками», похоже, платят учителям уважением и заинтересованностью. – Мне здесь нравится, у нас классные преподаватели, с ними приятно работать, – оговаривается по Фрейду ученица Ксюша Бурлова. – Некоторые предметы здесь дают намного интереснее, чем в школе, я, например, в восторге от нашей учительницы литературы Марины Вильгельмовны Грунд. Вообще отношения с учителями у нас доверительные, с ними легче находить общий язык. В обычной школе меня напрягали все время: давай учись. Я к этому привыкла, а здесь все под твою ответственность…К слову о ярких личностях: Ксюша 4 года отучилась в Гнесинке по классу альта. При этом девочку всегда влекла педагогика – хотела бы поработать и в школе, и частной гувернанткой. Девушка умеет и любит возиться с детьми – у нее в семье шестеро детей, из которых двое приемных (точнее, находящихся под опекой ее родителей). Сейчас Ксения раздумывает, не поступить ли в РГГУ на психолого-педагогическое отделение (только чтобы обязательно можно было работать в школе). Миша Десятов тоже планирует поступать в РГГУ на психологию.- Мы с родителями не знали, что такое предуниверсарий, но сейчас я понимаю, что не ошибся с выбором: здесь учиться гораздо интереснее, чем в школе, – объясняет мальчик. – Да и в школе у учителей обычно предвзятое, часто негативное отношение к ученикам, а здесь нас оценивают строго, но при этом с преподавателями можно договориться о пересдаче. Вообще отношения гораздо более демократичные. К тому же добавилось много интересных вещей. Раньше я бы никогда не подумал, что меня привлечет история, но теперь, после исторического театра, я подумываю, не сдавать ли мне этот предмет на ЕГЭ. Ты стратег, а я сатир…Исторический театр вообще статья особая: не только Михаил считает, что разыгранные в нем события помогают легче запомнить определенный период истории. – Мы сотрудничаем с Еленой Евгеньевной Кравцовой уже давно, а идею исторического театра воплощаем в жизнь с 1994 года, – рассказала нам учитель истории предуниверсария Наталья Ляпунова. – Суть театра в том, чтобы ребята могли личностно пропустить через себя материал. Мы разыгрываем какие-то сцены, и они не просто запоминают материал, а ставят себя на место героев. К счастью, у предметника есть возможность начать практически с чистого листа – изучать историю с самого начала. Сейчас ребята проходят Средневековье и в рамках темы «Становление восточнохристианской цивилизации» изучают и Киевскую Русь как варварское государство в зоне влияния Византии. По словам Ляпуновой, получается интегрированное изучение русской истории, и это хорошо для проведения параллелей, потому что дети, к примеру, не видят связи между Варфоломеевской ночью и опричниной Ивана Грозного. Исторический театр идет параллельно изучению материала, например, когда ребята проходили Древний Египет, то разыгрывали суд Осириса, впитывая не только рационально понятия о божественной природе фараона и загробной жизни древних египтян. На уроке, который мне удалось посетить, Наталья Валерьевна вместе с учениками «переживала» период правления императора Византии Юстиниана и его супруги Феодоры. Учительница напомнила, насколько исключительным был их союз – Феодора была из простолюдинов, актрисой, и чтобы жениться на ней, Юстиниану пришлось преодолеть не только сопротивление дяди-императора и знатного окружения, но и издать особый закон. Это, несомненно, была любовь, а Феодора – необыкновенной женщиной. Она не только поддерживала мужа и вела государственные дела с ним наравне, но и однажды спасла Юстиниана – во время мятежа выступила с речью против бегства императора, после чего было решено напасть на восставших, что и было с успехом сделано. Ребята разбились на 2 группы и разыграли сценки: одну про императора и его спор с одной из политических партий, другую про ту самую речь Феодоры. Получилось живо, особенно когда «военачальник» размахивал мечом перед «восставшими». – Есть такой термин «отстраненное обучение» – как обычно происходит в массовой школе, а есть «осмысленное обучение», – говорит Елена Кравцова. – Нам хочется надеяться, что мы занимаемся именно последним.Работает ли на деле такой прием «проживания» истории? Судя по ученикам предуниверсария, вполне. Так, в «наследство» от Древней Греции им досталось собственное демократическое устройство: ребята сформулировали, какие коллегии им нужны, проверили друг друга в разных ролях и теперь работают каждый в своей нише. Например, архонты – руководят, сатиры отвечают за проведение праздников, экологи – за уборку, хронографы следят за событиями внутренней жизни и фиксируют их, агорономы должны следить за порядком, трофеномы отвечают за еду, а стратеги – за связь с «высшими силами» – учителями. Вспоминается главное устремление педагогов предуниверсария: научить ребят учиться в первую очередь, уметь получать и перерабатывать самую разную информацию, извлекать из нее содержательный смысл, уметь и не бояться рефлексировать, думать, чувствовать, говорить. – Если наши дети научатся этому, мы победили, победили независимо от оценок, – считает директор предуниверсария РГГУ Илья Слободчиков.Ну и родной вуз, что бы там ни говорили идеалисты, при этом никак не пострадает: по внутреннему опросу выяснилось, что в университет уже планируют поступать 80% учеников предуниверсария, и треть из них по психологическому профилю.
Комментарии