search
main
0

Черепахи, викинги и другие ми-ми-мишки. В Москве завершился фееричный Большой фестиваль мультфильмов

Вот и закончился юбилейный, 10-й Большой фестиваль мультфильмов. Он вместил 12 дней показов, 20 площадок и 60 уникальных программ мультфильмов. Позади яркие премьеры отечественных и зарубежных анимационных фильмов, мастер-классы, встречи с легендарными мультипликаторами — такими, как Юрий Норштейн и Александр Петров. Все охватить в обзоре невозможно, поэтому ограничимся самыми яркими моментами, которые открыли для себя на фестивале наши корреспонденты.

«Ты вернёшься. Заклятье не снято…»

Фильмом открытия фестиваля стала поистине удивительная премьера. Дебют полнометражной ленты «Красная черепаха» известного нидерландского художника-аниматора и иллюстратора Михаэля Дюдока де Вита состоялась на Каннском фестивале, в программе «Особый взгляд», где картина получила специальный приз. Прокат фильма начнется лишь в 2017 году. Исключение сделали лишь для Большого фестиваля мультфильмов.

Это совместный франко-японский проект, снятый на легендарной студии «Гибли». 80-минутная анимация, мастерски нарисованная и практически бессловесная. Его сюжет сначала незамысловат: после кораблекрушения мужчину выносит на необитаемый остров. Он трижды будет мастерить плот и пытаться уплыть с ненавистного ему острова, но каждый раз красная черепаха будет проламывать головой судно.

Оказывается, будучи ребенком, режиссёр очень любил чёрно-белый фильм «Приключения Робинзона Крузо». «Кто я такой? Что я здесь делаю? Один, среди лесов, воды, живых существ, но не людей?», – такие вопросы волновали Дюдока де Вита на протяжении всей жизни, так же как и вопросы одиночества, взросления, взращивания – «как появляется что-то из ничего, чем-то становится, а потом исчезает», как говорил режиссёр в одном из своих интервью.

Главный герой ненавидит красную черепаху – она мешает ему выбраться, уплыть к людям, к «своим», возможно к городам, дальше от непонятной и незнакомой природы (люди, кстати, мерещатся ему по ночам – в костюмах музыкантов 18 века). Желание свободы будет настолько сильным, что в ярости мужчина перевернёт коварное животное на спину, попробует разломать панцирь, но наутро он лопнет сам, и из него выйдет прекрасная девушка. В фильме будет всё – и рождение сына, и безграничная родительская любовь – герои рисуют на песке забавных крабов и черепах, увлекая ребёнка и приучая его любить ту природу, среди которой он живёт. Позже сын будет отлично плавать среди морских обитателей, и уже взрослый, покинет их, чтобы уплыть вместе с другими черепахами – в другую, неведомую и отдельную от родителей жизнь. А герои останутся на острове до тех пор, пока смерть не разлучит их – первым покинет этот мир мужчина, а с ним и женщина. Уплывая, она снова  превратится в красную черепаху – возможно, для того чтобы когда-нибудь снова обрести человеческий облик, и снова подарить миру новую жизнь… Такая вот печальная и трогательная история одиночества, любви, жертвенности и самообладания.

Марина АБРАМОВА

Хулиганы, они же – художники

Конкурсная программа БФМ состояла из несколько блоков: «Победители» (зарубежные фильмы с хорошей фестивальной историей), «Премьеры» (новые российские короткометражки) и «Молодая российская анимация» (студенческие и дебютные фильмы). В этих программах были не только просмотры, но и зрительское голосование.

Особенно любопытно было посмотреть отечественные «Премьеры». Как выяснилось, нынешняя анимация дает простор любителям анимации, дилетантам (так же, как сильно расширилось поле литературного творчества, куда все чаще приходят \”люди из интернета\”). Так, в программе «Художник и хулиганы» как минимум двое режиссеров (именно они явились на встречу со зрителями) оказались не профессионалами. Как призналась режиссер короткометражки Александра Евсеева, она снимала свою «Сагу о настоящем викинге» после работы и для своего удовольствия. Получилась довольно симпатичная история. Уровень визуального ряда тоже вполне хорош — и не угадаешь, что рисовал не профессионал. Подкупает и юмор: неожиданный финал придает сюжету о бравом викинге, мастере драки, иронический и позитивный оттенок. Так что первый блин не вышел комом.

Но самым интересным фильмом программы все-таки оказалась работа профи — режиссеров студии «Шар», основанной Юрием Норштейном, Андреем Хржановским, Эдуардом Назаровым и Фёдором Хитруком, Анны Романовой и Ивана Максимова. Давшая название всей программе, лента «Художник и хулиганы» – настоящий маленький шедевр, в котором удивительно все — как чудесные «наивные» рисунки художника Александра Войцеховского, так и «игры юных хулиганов» – двух рисованных малышей, которые якобы «портят» картины. Но рисунки сами по себе изумительно теплые и трогательные, предполагают простор воображения и поощряют ребенка в каждом из нас. И вот хор грузин в фильме вдруг поет украинскую песню, а две дамы, выясняя отношения друг с другом, плескают друг в друга вином, а третья и вовсе прыгает с ботинком на вытянутой руке. Какая же детская вселенная обходится без абсурда и дуракаваляния, пробования всего на свете на вкус! Все вместе это погружает в атмосферу некоего идеального детства, которого, возможно, у нас и не было… Ради таких мгновений и ходят на БФМ!

Татьяна МОРОЗОВА

Победила «Морошка»

Вчера фестиваль подвел свои итоги в зале кинотеатр «Космос». Жюри БФМ, а это традиционно все зрители – от мала до велика – подвели итоги двенадцатидневного марафона при помощи тайного голосования. Среди российских фильмов победила дебютная короткометражка режиссера Полины Минченок «Морошка». Зрителей подкупила трогательная история о дружбе девочки и волка. Второе и третье место досталось фильмам, которые уже прошли с успехом по многим анимационным фестивалям этого года – «Даша и людоед» Натальи Суринович и «Мама Цапля» Марии Карповой.

Критики и журналисты предпочли наградить фильм более «взрослый» и не простой для понимания – «До любви» Игоря Ковалева. А дирекция  фестиваля решила своим призом примирить детей и их родителей, отметив безусловного фаворита этого мультипликационного года – фильм Антона Дьякова «Питон и сторож». Известный режиссер Михаил Алдашин, принимая приз за режиссера ленты, с юмором отметил, что «взрослые тоже люди и для них нужно делать хорошие фильмы».

В этом году БФМ впервые провел студенческий конкурс, в котором принимали участие большинство анимационных студий России и даже российские студенты, которые сейчас учатся в различных зарубежных киношколах. Большая часть призов досталась мультфильмам школы-студии «Шар», особенно зрителям понравились картины «Гамлет-комедия» Евгения Фадеева и «Square» Вари Яковлевой. Однако главный студенческий приз ушел в объединение «ВГИК-дебют» режиссеру Наталье Грофпель за ленту «Письма куклы».

Не забыл фестиваль отметить и столь популярные сегодня мультипликационные телесериалы. В этой номинации, получившей очень уютное название «С какао и булочкой», лидировали сериалы, которые уже полюбились детям: «Ми-ми-мишки», «Маша и Медведь», «Летающие звери». А среди зарубежных фильмов, включенных в программу фестиваля, лучшей, по мнению жюри, оказалась короткометражка «Мистер Мадила» студента Британской Королевской Академией искусств Рори Вдби Толли.

Завершил фестивальный марафон прекрасный фильм классика французской мультипликации Жана-Франсуа Лагиони  «Луиза зимой». Буквально накануне московского фестиваля фильм был показан на крупнейшем анимационном форуме в Оттаве (Канада), где его признали лучшим среди полнометражных рисованных картин. «Луиза зимой» – фильм очень мудрый и красивый, он рассказывает о том, как прекрасна и наполнена может быть жизнь в любом возрасте, даже в глубокой старости. Героиня фильма, довольно благообразная старушка, опаздывает на последний маленький поезд, который забирает дачников из приморского поселка. Она оказывается отрезана от цивилизации морским приливом, но даже не думает унывать. Совсем как ребенок, она устраивает из своего вынужденного одиночества целое приключение, исследуя окрестности в обществе строго пса. Луиза, которую озвучивает известная французская актриса Доминик Фрот, оказывается рассудительной оптимисткой. И, наверное, только в мультипликационном формате, изначально добром и позитивном, тема одинокой старости оказывается столь светлой и дарит зрителям столько надежды и веры в хорошее…

Светлана КОЗЛОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте