В понедельник прием населения с 16.00. Заходит родитель – с порога: учитель на уроках вместо прохождения программы беседует с детьми о политике, экономике, межнациональных отношениях. Просит разобраться, а лучше предоставить другого учителя. Обещаю разобраться. Процесс разбора сопровождается мыслями, как бы убедительно напомнить учителю, что неплохо придерживаться образовательной программы.
Гневные речи останавливает воспоминание о занятиях по математике моего отца, инженера-конструктора, директора школы изобретателей при МАИ, ныне на пенсии. Занятия проходили с мальчиком, который, как часто это бывает, был окружен проблемами по всем предметам, а в особенности по математике. Каждый раз, когда я был свидетелем его занятий, видел открытый учебник по математике и слышал их беседы о смысле художественных произведений, изучаемых мальчиком на уроках литературы, о политике, экономике, межнациональных отношениях. Мне тогда казалось, что занятия можно построить более эффективно, но так как уволить отца не мог, я в процесс не вмешивался. К моему удивлению, результатом этих немногочисленных занятий стало то, что ребенок начал сам учиться, выбился в твердые четверочники, после окончания школы смог поступить на бюджетное место элитного факультета столичного университета.Итак, опять вечные вопросы! Чему и как должен учить педагог, чтобы давать актуальное качественное образование? Как организовать образовательный процесс в условиях не только изменчивых требований к успешности, но разного понимания этой успешности? Что задаст основу для реализации разного рода успешности не только сегодняшнего дня, но и дня завтрашнего? Здесь следует отметить симптоматичный факт – поручение Президента РФ по итогам заседания Государственного совета от 23 декабря 2015 года «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях…» Этот факт свидетельствует о развороте государственной системы в сторону оценки успешности современной школы через успешность выпускников в будущем. Говоря о реализации разного рода успешности, особенно об успешности жизни в будущем обществе, эксперты отмечают необходимость в более высоком интеллектуальном уровне сложности сознания человека, так называемого авторского уровня: наличие критического мышления, рефлексивный, целостный подход к жизни со стороны индивида. В своей московской публичной лекции австралийский исследователь природы сознания Дэвид Чалмерс (D.Chalmers) отмечает, что уровень сложности сознания определяется сложностью интеграции обработанной им информации. Отсюда напрашивается вывод: чтобы повысить уровень сознания человека, необходимо, с одной стороны, увеличить разнообразие получаемой им информации, а с другой – усложнить методы ее переработки. Безусловно, в рамках школы интеграция (конвергенция) получаемых знаний обучающихся происходит во время их проектно-исследовательской и практической деятельности, профориентационной подготовки, однако требуется и развитие существующей системы предметного и классно-урочного обучения для реализации подобного рода задач. Школы идут в этом направлении, например, гимназия №1576 имеет многолетний опыт интеграции гуманитарных предметов, а в центре образования №1296 принята концепция развития школы с углубленным изучением иностранных языков к школе полиязычного обучения, в которой под языком понимается не только иностранный язык, но и любая система кодирования, в которую и из которой школьники должны уметь переводить информацию.Вместе с тем надо отметить, что школе еще многое следует сделать в направлении трансформации системы обучения под задачи будущего. На уроке чтения во втором классе дети вместе с учителем изучают литературное произведение. После окончания урока один из учеников продолжил чтение книги на перемене, а потом и на следующем уроке. На просьбу учителя закончить чтение и перейти к следующему материалу ответил «не хочу», за что получил требование выйти за дверь. Оставляя за скобками статьи вопрос безопасности ребенка в указанной ситуации, хочется отметить два процесса, которые столкнулись здесь в противоречии: увлечение ребенка предметом и требование учителя оставить эту увлеченность и перейти к другой 40-минутной увлеченности. Как следствие такой системы предметного обучения у ребенка не только будет возникать эффект предметных туннелей в сознании, но и ребенок будет в дальнейшем осторожничать сильно увлекаться чем-либо на уроках. Вопрос о необходимости интеграции (конвергенции) знаний на уроках приобретает дополнительный оттенок в своем звучании благодаря внедрению информационных технологий в образование. На IV съезде учителей Москвы руководитель Департамента информационных технологий анонсировал двухлетнюю программу информатизации образования, благодаря которой учителя получат полноценную электронную образовательную среду. Уже существуют педагогические технологии ее использования и подобных ей ресурсов в образовании – технологии смешанного обучения (blended learning, подробнее в материалах международной конференции по новым образовательным технологиям Edcrunch), которые ориентированы на предоставление ученику возможности и обязанности самому решать, как, когда, где и с какой скоростью учиться. Благодаря их тщательной проработанности электронные образовательные ресурсы смогут частично «заменить» учителя на уроке, позволяя ему высвободить часть своего времени и усилий, которые он тратил на рутинную часть своей педагогической деятельности, на решение других педагогических задач. Другое дело, будут ли эти задачи осознаваться учителем? Если да, то ему нужно решить, чему он сможет еще обучить детей за рамками электронной среды. Если нет, скорее всего такой учитель потеряет свою актуальность. В завершение хочется передать мысль из работы экономистов Фрэнка Леви и Ричарда Мурнена (Levy and Murnane) «Новое разделение труда», которая в том числе указывает на новые требования к педагогическому профессионализму и на будущие риски педагогической профессии: «Мы не можем точно предсказать род занятий, который будет востребован в будущем, или точно описать задачи, которые надо будет выполнять. Тем не менее можно с уверенностью утверждать, что человек на рынке труда будет необходим на трех основных видах работ: при решении неструктурированных проблем, при работе с новой информацией и при реализации нестандартных задач, выполняемых вручную». Валентин МАКАРОВ,директор Центра образования №1296, кандидат философских наук
Комментарии