search
main
0

Чему равен ноль? Двойку еще надо заслужить!.

Прочитал в №12 «Учительской газеты» от 22 марта 2016 года статью Вадима Мелешко «Право на двойку» и в который раз пришел к выводу: куда-то мы с вами не туда движемся, товарищи. Хотим быть добренькими, гуманными, а в конечном итоге нам же все это расхлебывать приходится.

Вот что бы вы сказали, если человек, который занят на каком-либо производстве, связан с изготовлением какого-либо продукта или с выполнением тех или иных действий, за целый месяц не произвел бы ничего вообще, то есть не ударил палец о палец, однако при этом требует, чтобы ему исправно платили зарплату? Может, на месте этого человека вы бы и сочли подобное поведение вполне нормальным, но, уверен, на месте работодателя вы бы такого «работягу» уволили в два счета. Мало того, уволили не только его, но и всех тех, кто что-то вроде бы и производит, но низкого качества и в малом количестве, хотя имеет все возможности выполнять норму и относиться к делу куда более ответственно.  А теперь скажите, почему в системе образования у нас принципиально иное отношение к труду?С детства родители мне внушали: мы ходим на работу, это наша обязанность, мы ее должны выполнять хорошо, а ты ребенок, твоя работа – это учеба, и ты точно так же должен относиться к ней – очень серьезно. И вообще кто не работает, тот не ест! В школе вполне разделяли это мнение, поэтому существовавшая тогда система оценивания была абсолютно жизнеспособной и весьма эффективной. Чтобы не быть голословным, хочу процитировать фрагмент Инструкции о применении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы, принятой Советом народных комиссаров РСФСР 10 января 1944 года:«1. Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.2. Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.3. Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.4. Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.5. Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала». Обратите внимание: если учащийся вообще ничего не знает по данному вопросу, это даже не двойка, а единица! Даже двойку надо было заслужить, не говоря уже о прочих отметках. И к чему же мы пришли в итоге?Несмотря на то что Закон «Об образовании в РФ» разрешает школам вводить свои собственные системы оценивания, мы до сих пор признаем существование пятибалльной системы как основной хотя бы потому, что потом, при получении аттестатов, все полученные по десяти-, двенадцати-, двадцати-, стобалльной и другим системам оценки все равно пересчитываются и сводятся к «классической схеме». Вот только «классика» эта, увы, уже давно перестала быть таковой ввиду своей прогрессирующей ущербности. Единицу теперь вообще не ставят и даже теоретически не рассматривают вероятность появления этой отметки в каком-либо документе об образовании. Несмотря на то что, повторяю, для единицы надо всего лишь продемонстрировать абсолютное незнание данной темы. Но признайтесь, товарищи педагоги, разве вам не попадались дети, которые на все ваши попытки выудить из них хоть что-то вразумительное не могли сказать вообще ничего по существу? И что вы им ставили? Единицу? Никогда в это не поверю! Просто потому, что с некоторых пор учителям вдалбливают мысль: если ученик вообще пришел на урок (или просто вошел в школу!), это уже великое достижение. Дальше – больше. Теперь уже сами учителя начинают повторять, словно в гуманистическом дурмане, мантру о том, что, дескать, если ребенок просто сидит на занятии и слушает, то ни в коем случае нельзя ставить ему ни единицу, ни двойку, ведь он все равно поглощает знания, все равно усваивает сказанное учителем, пусть и неосознанно. Да, на вопросы не отвечает, но ведь, вполне возможно, семя знаний, посеянное педагогом, прорастет не сейчас, а когда-нибудь потом, когда приспичит. И вообще единицы и двойки только отвращают детей от школы, заставляют их искать способы, как бы не пойти на занятия, а это уже преступление против образования! Значит, надо всеми силами мотивировать ребенка к учебе, используя только «пряник» и избегая «кнута»! Лично меня все это вгоняет в откровенную тоску. Требования не ставить не только единицы, но и двойки превращают нашу якобы пятибалльную систему в трехбалльную, причем с явной тенденцией к двухбалльности по принципу «знаешь – получи «5», не знаешь – ну что ж, вот тебе «4»!» А это уже дискредитация образования как такового. А теперь давайте вспомним о системах, в которых почему-то царят совсем иные правила игры и совсем иные отношения как к процедуре оценивания, так и к полученным оценкам. Я имею в виду состоявшиеся не так давно всероссийские диктанты по истории и географии, Тотальный диктант по русскому языку и другие аналогичные им тестирования, в которых мог принять участие любой желающий. Максимальное количество баллов – 100, минимальное – 0. Как вы думаете, там тоже «гуманисты» сидят, которые не хотят причинить людям психотравму, зафиксировав ровно то количество правильных ответов или ошибок, которое есть на самом деле? Да ничего подобного! Не сделал ни одной ошибки – получи 100 баллов. Не ответил ни на один вопрос – получи свой 0. Какой, скажите, смысл кому-то что-то натягивать, приписывать, завышать? А все потому, что за результат несет ответственность только сам участник тестирования. Нет, он, конечно, может пойти к своим учителям и устроить им скандал, мол, почему я так плохо знаю историю или географию, почему у меня столько ошибок  в Тотальном диктанте. Но любой здравомыслящий гражданин сделает правильные выводы: если тебя оценивают беспристрастно, то ты получаешь реальную оценку собственных знаний. А вот если за твое незнание будет нести ответственность кто-то другой (например, твой учитель), есть огромная вероятность, что при полном незнании и нежелании что-либо узнать с твоей стороны они, со своей стороны, все равно будут завышать отметки, ставить авансом то, чего ты не заслужил, создавая у тебя иллюзию наличия знаний, умений и навыков, которыми ты на самом деле не обладаешь. Впрочем, мы это уже проходили. И не только мы, кстати. Вспомните юмористический роман Джерома Клапки Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»:«Знавал я одного юношу. Это был честнейший паренек: пристрастившись к рыбной ловле, он взял себе за правило никогда не преувеличивать свой улов больше чем на двадцать пять процентов. «Когда я поймаю сорок штук, – говорил он, – я буду всем рассказывать, что поймал пятьдесят, и так далее. Но сверх того, – говорил он, – я лгать не стану, потому что лгать грешно».Однако двадцати пяти процентов было явно недостаточно. Ему никак не удавалось держаться в этих пределах. Действительно, самый большой его улов выражался цифрой три, а добавить к трем двадцать пять процентов нет никакой возможности, во всяком случае когда дело касается рыбы. Ему пришлось повысить процент до тридцати трех с третью, но и этого не хватало, если удавалось поймать только одну или две рыбки. Тогда, чтобы упростить дело, он решил удваивать количество.В течение двух месяцев он действовал по этой системе, но потом разочаровался и в ней. Никто не верил, что он преувеличивает улов только в два раза, и его репутация вконец испортилась, поскольку такая умеренность ставила его в невыгодное положение среди других рыболовов. Поймав три маленькие рыбешки и уверяя всех, что поймал шесть, он испытывал жгучую зависть к человеку, который заведомо выловил всего одну, а рассказывал направо и налево, что выудил два десятка.В конце концов он заключил с самим собою соглашение, которое свято соблюдал; оно состояло в том, что каждая пойманная рыбка считалась за десяток, и еще десяток прибавлялся для почина. Десяток – это был наименьший улов, возможный при такой системе; это был ее, так сказать, фундамент. А дальше, если моему пареньку и в самом деле удавалось случайно подцепить одну рыбку, он считал ее за двадцать, две рыбки сходили за тридцать, три – за сорок и так далее».В самом деле, если ученик ничего не знает, а ему ставят отметку, как если бы он что-то знал, может, распространить эту систему и на все остальное? Скажем, если за месяц не построено ни одного дома, но можно принять по умолчанию, что было возведено 10 домов. Если на поле не выросло ни одного колоска пшеницы, можно заявить, что мы получили 10 центнеров с гектара. И так далее. А ведь очень может быть, что при таком подходе к оцениванию учебных достижений школьников все именно к этому и сведется. Или уже сводится?..​Иван ПОРТНОВ, пенсионер

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте