Взгляд и отношение общества к особой категории населения, которой являются люди с ограниченными возможностями здоровья, на протяжении многих столетий менялся, пройдя путь от категоричного непризнания до сочувствия, поддержки и лояльности. По сути, это является показателем, определяющим степень нравственной зрелости и экономической состоятельности гражданского социума.
Важным фактором социальной адаптации инвалидов в обществе является их приспособленность к жизни в социуме здоровых людей. Сегодня равный доступ к образованию обеспечен для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Главная составляющая социализации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья – обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости и соответственно необходимость получения ими конкурентоспособных профессий с возможностью последующего трудоустройства. Без профессионального образования уделом лиц с ограниченными возможностями здоровья становятся лишь малоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, которые зачастую по своему качеству намного отстают от потенциальных возможностей этой категории населения.Среди обучающихся Московского колледжа архитектуры и градостроительства есть дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.Перед колледжем стоит задача успешного обучения и дальнейшего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс немыслим без профессиональной реабилитации такой категории граждан. В колледже при получении профессионального образования основой общности лиц с ОВЗ и обычных студентов является их совместное обучение. Только при таком подходе к обучению инвалидов они как профессионалы в дальнейшем могут быть конкурентоспособны на рынке труда.Проектирование индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с особыми образовательными потребностями – составляющая будущей успешности ребенка-инвалида. Обучающиеся с особыми образовательными потребностями успешно осваивают выбранную профессию, используют материально-технические возможности колледжа, успешно познают IT-технологии.Одним из основных направлений профессиональной реабилитации являются конкурсы профессионального мастерства. Они помогают решать задачи качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, применения на практике полученных теоретических знаний, развития креативного мышления, адаптации в среде.Обучающиеся – победители конкурсов успешно ведут в качестве преподавателей «Кружок от чемпиона», проводят мастер-классы во время проведения в колледже дней открытых дверей, делятся опытом с другими обучающимися нашего колледжа и школ СВАО.Но дело не только в результате, основное – это возможность проявить себя, приобщиться к сообществу, осознать на деле равные возможности для каждого.
Для обучающихся с особыми образовательными потребностями организация всех видов практик с последующим трудоустройством носит постоянный характер. Комплекс мер по профессиональному сопровождению и составлению индивидуального карьерного плана направлен на решение задачи трудоустройства выпускников колледжа.
Александр АРИОНЧИК,директор Московского колледжа архитектуры и градостроительства
Комментарии