search
main
0

Чем жива школа, или не “Зумом” единым…

Педагоги Академической гимназии №56 (г. Санкт-Петербург) рассказывают о своем опыте организации дистанционного обучения.
Представители Академической гимназии №56 на Всероссийском конкурсе Успешная школа-2018. Фото В.Мелешко

Больше месяца прошло с того времени, как наши ученики покинули школу: сначала ушли на плановые каникулы, затем посидели на каникулах вынужденно продленных и, наконец, продолжили учебу в дистанционной форме. Думаем, не стоит говорить, что эта ситуация стала серьезным вызовом для всех: учителей, подавляющее большинство которых умеет работать (причем хорошо, отлично, современно и с применением дистанционных технологий) все-таки в очном режиме, и для родителей, волей-неволей вынужденных быть более причастными к образованию детей, и для самим детей.

​Думаем, не стоит говорить, что российское учительство “перестраивается в марше”, каждый день пытаясь узнать, когда же закончится учебный год, как и когда все-таки пройдет ГИА, как оценивать результаты работы ученика и учителя.

В сложившейся ситуации наметилась одна тенденция, тревожная, на наш взгляд. “Перестраиваясь в марше”, школа в качестве главного поставила вопрос обучения: “как пройти программу”, “как не вступить с большим отставанием в новый учебный год”, “как проверить, усвоили ли дети материал”, “как заставить (вообще не наше слово!) детей самостоятельно делать ДЗ и своевременно его присылать”, “как сделать эффективными (результативными, насыщенными) зум-уроки”, “какими ресурсами пользоваться для тестирования, создания/отправки/проверки сочинений, решения сложных математических задач и проч., проч., проч.”. Словом, “сумма предметных знаний”, которые надо успеть/суметь вложить в учеников, остается, увы, приоритетом. Справедливости ради скажем, что и иной опыт взаимодействия школы с ребенком представлен сегодня. Но его, увы, значительно меньше. Может быть, поэтому так тревожно ученикам и родителям: “а если он не поймет…”, “а если не успеем отправить в срок…”, “а если мы (!) не так оформили…”.

Сразу скажем, в нашей огромной 56-ой (шутка ли: около 3000 учеников и воспитанников!) от обучения не отказались: есть у нас и недельные “пакетные” модули, позволяющие ребенку выбрать свой темп и ритм освоения/повторения темы, выполнения тренировочных с пошаговым разбором и контрольных заданий; есть зум-консультации по этим “пакетам”, зум-занятия по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, есть “каналы связи”, есть даже зум-классные часы и родительские собрания. Освоены и осваиваются доски Padlet, Trello и др. Используются РЭШ и другие образовательные ресурсы (правда, очень дозированно, так как контент вызывает много вопросов). Но для себя мы нашли очень важную формулу: “Не “Зумом” единым живет школа в этих непростых условиях!“. Школьная миссия, по точному и глубокому определению нашего директора Сергея Данилова, – гуманистическая. А значит, школа должна сохраниться именно как школа – со всей прелестью ее внутришкольных традиций, дополнительного образования и внеурочки, даже если коридоры ее и кабинеты пока пусты.

Чем же жива наша гимназия сегодня? Что, кроме пресловутой “суммы предметных знаний”, предлагает наша большая команда детям, родителям, даже выпускникам? Многое: ежедневные трансляции школьного “56 ТВ” с разнообразной программой, конкурсы и проекты воспитательной службы, авторские проекты и флешмобы учителей и классов, направленные на поддержку комфортной атмосферы в период самоизоляции, совместные тренировки и репетиции коллективов центра дополнительного образования. И, разумеется, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами нашего ППМС-центра. Последнее, уверены, не менее, а может, и более значимо, чем онлайн-уроки и гугл-классы.

Переход на дистанционное сопровождение воспитанников и учеников поставил перед командой ППМС-центра сразу несколько важных вопросов.

Во-первых, необходимо было определить, какие проблемы у детей, родителей и педагогов вышли на первый план:

  • учебные, социально-эмоциональные;
  • проблемы, связанные со здоровьем и необходимостью его сохранения в сложных эпидемиологических условиях;
  • организационные: режим дня, организация времени, освоение новых каналов коммуникации;
  • проблемы, порожденные семейными кризисами.

Оперативно провести комплексную диагностику в условиях самоизоляции было сложно. Однако анализ обращений родителей к классным руководителям, представителям администрации, педагогам-психологам позволил очертить круг самых острых проблем “нового времени”, а именно:

1. Организация обучения и дополнительного образования в новых условиях. Как организовать день ребенка так, чтобы он не сидел перед монитором компьютера целый день? Или: как усадить ребенка за учебу, когда вокруг столько всего отвлекающего?

2. Как всем членам семьи сохранять спокойствие и не поддаваться панике? Нужно ли обсуждать с ребенком новости, связанные с распространением вирусной инфекции? Как правильно это делать?

3. Как избежать конфликтов в семье в условиях, когда все находятся дома и очень мешают друг другу?

Во-вторых, необходимо было выбрать наиболее эффективные способы сотрудничества внутри команды ППМС-центра и в системе взаимодействия “специалисты ППМС-сопровождения – классные руководители – ученики и родители”. Решено было использовать еженедельные онлан-конференции, электронную почту (для консультирования был специально создан почтовый ящик ppms56online@mail.ru) и группу гимназии в соцсети “ВКонтакте” для ежедневных поддерживающих сообщений, видеозанятий, психолого-педагогических проектов. Для желающих продолжать индивидуальные занятия с учителем-логопедом и/или педагогом-психологом такая работа была организована по видеосвязи.

В-третьих, необходимо было в экстренном режиме произвести ревизию психолого-педагогического инструментария, чтобы отобрать самые эффективные инструменты и при необходимости разработать новые, исходя из анализа наиболее острых проблем и новых организационных условий.

В результате работа по сопровождению выстроилась следующим образом:

1. Диагностика решала задачи своевременного выявления кризисных ситуаций в семьях (и такие ситуации были выявлены), проблем, связанных со снижением учебной мотивации, проблем в эмоционально-волевой сфере. Через гугл-формы было проведено анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов с целью уточнения вопросов профориентации, психологической готовности к итоговой аттестации и учебной мотивации.

2. Реализация программ индивидуального сопровождения была продолжена в формате онлайн-консультирования, индивидуальных онлайн-занятий. Естественно, главным условием продолжения сопровождения было согласие родителей и желание самого ребенка.

3. В условиях дистанционного образования были разработаны и внедрены новые психолого-педагогические проекты.

Один из проектов – “Мультфильмы о главном“. Он проект разрабатывался для снятия эмоционального напряжения, объединения детей, родителей, педагогов на почве совместного просмотра и психологического анализа лучших отечественных и зарубежных мультипликационных фильмов. Предусмотренная проектом обратная связь позволяла ответить на возникающие вопросы, обменяться впечатлениями и размышлениями. Признаемся честно: изначально мы не предполагали высокой заинтересованности и включенности участников образовательного процесса в это дело. Ценность проекта осознавалась разработчиками в первую очередь через собственное эмоциональное самочувствие, которое менялось в лучшую сторону в процессе отбора мультфильмов, записи видеообращения к ученикам для их презентации и придумывания вопросов для обсуждения. Как важно это было в условиях, когда со всех сторон поступают негативные новости, в семьях царит напряжение, а дети находятся под воздействием многофакторного стресса! “Мультфильмы о главном” стоят в ежедневной программе школьного интернет-телевидения, повторы предусмотрены по выходным. И этот проект чрезвычайно востребован семьями!

Мультфильмы отбирались для разных возрастных групп. Перечислим некоторые из них:

  • “Волк и теленок” – о привязанности, любви и заботе;
  • “Вовка в Тридевятом царстве” – о мотивации, ценности образования, истинных и ложных ценностях, жизненных целях и выборе своего пути;
  • “Муха” (для старшеклассников) – о мировосприятии, природе гнева и раздражения, отношении к жизненным трудностям, тревогам и переживаниям;
  • “Чертенок номер 13” (серия “Шиворот навыворот”) – веселый и трогательный мультфильм о школе, о доброте и о том, как трудно идти одному против мнения всех;
  • “Адажио” (для средней и старшей школы) – о личности и толпе, об отношении к другому, не такому, как все; о ценностях – истинных и ложных, о добре и зле;
  • “Крошка Енот” – об основах взаимоотношений, о взаимообмене эмоциями, о природе страхов и переживаний;
  • “Мешок яблок” – о бумеранге добра, о поведении в конфликтной ситуации, об ответственности и взаимопомощи;
  • “Ежик в тумане” – о родстве душ, ценности взаимоотношений, дружбе, заботе, внимании, мечте, красоте мира, индивидуальности и особенностях восприятия;
  • “Головоломка” – о семье и семейных отношениях, о влиянии эмоций на поведение и взаимоотношения, о взрослении, о взаимопонимании, о жизненных ценностях;
  • “Что за Рождество без любви” – о добре, понимании, дружбе;
  • “Ох и Ах” – об оптимизме и пессимизме, о влиянии положительного настроя на жизнь;
  • “Цветик-семицветик” – о дружбе, ценностях, добре и понимании и внимании к другому человеку;
  • “Вне поля зрения” – о трудностях, с которыми сталкивается человек, лишенный зрения; об оптимизме, преданности и верности;
  • “Самый маленький гном” – о добрых делах, уверенности в себе, о смелости и поиске себя;
  • “Ивашка из Дворца пионеров” – о ценности знаний, находчивости и оптимизме;
  • “Луна” – о поиске себя, своего пути и предназначения, о преемственности поколений, о смысле жизни.

Приведем примеры вопросов всего к одному мультфильму “Просто так”: 1. Какие эмоции испытывают герои, когда дарят подарок просто так? 2. Что зверята получают вместе с неожиданным подарком? 3. Чему учит нас эта история? Если вы захотите поделиться своими ответами с нами, напишите нам по адресу: ppms56@mail.ru.

Еще один проект – “Видеозанятия с психологом“. Практически ежедневно в программе школьного интернет-телевидения предусмотрены такие занятия. Они помогают ученику в организации дня в условиях самоизоляции, способствуют развитию эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости, психических процессов (“Гимнастика для ума”), помогают в профориентации, учат вести себя в конфликтных ситуациях.

Важное место в дистанционном сопровождении занимает информационная поддержка, презентации полезных интернет-ресурсов.

Учителя-логопеды, например, отобрали и презентовали ученикам и педагогам лучшие ресурсы, посвященные развитию устной и письменной речи и речевой культуре, такие, как тренажер “Легко сказать” в Яндекс.Станции; сайты “Могу писать”, Learning.Apps.org, “Слоджи” (для обучения чтению), “Реши-пиши”, “Разумейкин”, видеоблог Т.Гартман “Училка vs ТВ”.

Специалисты ППМС-центра подготовили и разместили в группе гимназии презентации с аудиосопровождением “Упражнения по автоматизации звуков в домашних условиях”, “Кинезиологические упражнения для автоматизации звуков” (с видеофрагментом), “Рекомендации и приемы работы над звукопроизношением и профилактикой нарушений письма”, презентацию игры “Учимся говорить правильно” school-collection.edu.ru; презентации по стрессоустойчивости, психологической готовности к итоговой аттестации и профориентации.

Учителя-логопеды провели видеозанятия по дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой и логоритмическим физкультминуткам.

Конечно, главный риск состоял в стремлении объять необъятное, ничего и никого не упустить, все охватить своим вниманием. Но с каждым днем приходило понимание того, что действительно важно: важно сохранить дух нашей гимназии, ее основную ценность – ощущение семьи, команды, в которой всегда чувствуется локоть друга и партнера, даже если в определенных условиях этот локоть виртуальный.

Подробнее с проектом вы можете познакомиться в официальной группе гимназии в соцсети “Вконтакте”: https://vk.com/56spb

В развернутом виде эта статья будет также опубликована на методическом сайте учителей Академической гимназии №56 NOVA: http://nova56.ru.

 

Об авторах:

Екатерина Тенютина – заместитель директора, руководитель службы научного сопровождения Академической гимназии №56, кандидат педагогических наук.

Елена Меттус – руководитель ППМС-центра Академической гимназии №56 Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук.

Анастасия Меттус – педагог дополнительного образования Академической гимназии №56.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте