search
main
0

Чем «шмелеметр» отличается от «шмелероста»? Четвертая Школа молодого педагога прошла в Воронеже

​Под Воронежем, на базе санатория имени Максима Горького, состоялась четвертая областная Школа молодого педагога – традиционный ежегодный учебный сбор, организованный Воронежским обкомом Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Участниками сбора стали 150 молодых учителей практически из всех районов и городов воронежского региона, а также делегация из Липецкой области.

Традиции сохраняютсяОт прошлых сборов четвертый «ШМель Петрович» взял все самое хорошее и одновременно благодаря своим организаторам обогатился новыми и оригинальными формами работы. Напомним, что название Школы молодого педагога родилось во время первого сбора в 2015 году: сокращенное и скучное «ШМП» превратилось в неунывающего и трудолюбивого «ШМеля Петровича». А к своему четвертому сбору «Шмель» уже получил такую популярность, что многие школы Воронежа заранее просили увеличить количество мест для городских молодых педагогов. Поэтому организатор сбора – Воронежский обком Профсоюза работников народного образования и науки РФ – решил приглашать на сбор не 90 и не 100 человек, как в первые годы, а остановился на 150, как это было на третьем «Шмеле». Только в прошлом году в числе приглашенных были 10 делегаций из других регионов России, а теперь все места распределили между воронежцами – учителями городских и сельских школ области. Единственные, для кого сделали исключение, – это пять молодых педагогов из Липецкой области: соседи-липчане – постоянные гости воронежского «Шмеля», причем все они проявляют себя прекрасно – активные, веселые, готовые получать новые знания и делиться своими. Ведь именно за этим приезжают на сбор молодые учителя.Но главной отличительной чертой Школы молодого педагога по-прежнему остается ее атмосфера: абсолютная занятость и полное погружение в профессию. В 7.45 – начало занятий, точнее общая утренняя зарядка, потом завтрак, лекции, мастер-классы, коллективно-творческие дела. Отбой в 23 часа, но это если не затянутся так называемые «свечки» – подведение итогов дня, когда вся команда в 25 человек рассаживается на своем отрядном месте, гасят свет, зажигают свечу или маленький фонарик, и каждый высказывает свое мнение, что удалось и не удалось за день.Встречи с интересными людьмиСреди традиционных мероприятий и творческих дел, которые обычно проводятся на «Шмеле», по-прежнему остаются знаковые встречи с работниками Департамента образования и обкома профсоюза. Уже в четвертый раз к молодым педагогам приезжала первый заместитель руководителя Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галина Иванова. Учителя имели возможность напрямую задать самые острые вопросы, по которым можно делать вывод о том, что на сегодняшний день больше всего волнует молодых педагогов. Например, если в прошлые годы самыми дискуссионными были вопросы о заработной плате, то на этот раз наиболее живой отклик вызвала тема работы с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Где и как подготовиться учителю к такой работе? Как эффективно организовать занятия в инклюзивном классе? Каждый ли ребенок с ОВЗ может в нем учиться, и если нет, то как убедить в этом его родителей? Галина Петровна ответила на эти и другие вопросы молодых педагогов и рассказала им о сегодняшнем положении дел в системе образования Воронежской области.Второй не менее важной встречей была лекция заведующей отделом труда и заработной платы обкома профсоюза Людмилы Дороховой. Вот здесь уж о заработной плате молодые учителя наговорились всласть! Обсудили все нюансы и самые спорные моменты, а потом долго благодарили Людмилу Николаевну и не хотели отпускать: окружили в фойе перед актовым залом, и каждый старался рассказать о своей ситуации и получить совет.Еще одним неизменным моментом сбора остается лекция о проблемах политического процесса в современном мире и России. Обычно она проводится ранним утром на второй или третий день сбора и всегда пользуется неизменной популярностью. Приходят не только историки, а все, кому небезразлична позиция России в мировых вопросах и положение дел внутри страны – зал полон. Так же было и на этот раз: доцент кафедры политологии и социологии Воронежского госуниверситета, кандидат политических наук Роман Савенков рассказал о демократическом строе, его плюсах и минусах, а потом почти столько же времени отвечал на многочисленные вопросы молодых педагогов. Вспомнили даже братьев Стругацких и изображенную ими картину счастливого будущего, где все свободны, все равны, и у каждого по два раба. Одним словом, равнодушных в зале не было, а молодые педагоги в очередной раз проявили себя людьми думающими и начитанными.Новые идеиНо в том и заключается особая притягательность «ШМеля Петровича», что не только традиционные мероприятия составляют его основу, каждый год обязательно появляется что-то новое. Рассказывает руководитель проекта «Школа молодого педагога», учитель русского языка и литературы, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2001, член жюри всероссийских конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитать человека» Наталья Тихонова:- На четвертой Школе молодого педагога впервые появились учителя-наставники. Это люди, которые приехали к нам из своих районов и городов для того, чтобы помочь организовать работу здесь, а потом, вернувшись к себе, работать с молодыми учителями по тем моделям наставничества, которые представлены на сборе. Мы специально учим этому. Татьяна Юрьевна Скибо, кандидат педагогических наук, доцент Военно-воздушной академии имени профессора Жуковского и Гагарина, подготовила для наставников лекцию «Трансформация ролевых позиций педагога». На сборе 18 наставников и пятеро кураторов групп, причем трое из кураторов одновременно считаются и наставниками – это опытные педагоги, победители областного этапа конкурса «Учитель года» разных лет: Юлия Старых, Евгений Древаль и Софья Дроботова.Руководство командами в этом году тоже немного отличается. Если раньше с группой работали два куратора, то в этом году куратор может быть один – это тот человек, кто уже хотя бы однажды побывал на сборе в качестве «шмеленка». Например, Виталий Швецов и Полина Подукова сначала были обучающимися, в прошлом году впервые стали кураторами и теперь снова работают на группах. Еще одно новшество этого года – специальные занятия для членов районных советов молодых педагогов, их у нас десять человек. Они уже прошли обучение на сборе в прошлом году, и им разрешили приехать во второй раз в качестве помощников кураторов.По словам Натальи Сергеевны, были изменены и ведущие мероприятия сбора. Например, на этот раз решили отказаться от «Ярмарки педагогических идей», зато ввели «Книжную ярмарку». Каждая из пяти команд (все они отличались по цвету футболок) должна была «продать» три книги. Конечно, продать не в прямом смысле, а условно: команды убеждали зал, почему нельзя работать и жить без трех замечательных книг, которые они рекламируют. Книги любые – художественные, научно-популярные, педагогические, главное – интересные и полезные для учителя.Как раз перед этой ярмаркой в фойе актового зала развернулась не виртуальная, а реальная выставка-продажа книг от известной воронежской торговой фирмы. Вообще работа с книгой, а также необходимость чтения стали сквозной объединяющей темой четвертой Школы молодого педагога. Всем командам было дано задание «написать» книгу для «Шмеля», и этой идее были подчинены многие творческие дела. Например, первые «визитные карточки» – представления команд тоже стали главами книги. Даже выбрали специальных комментаторов от команд, которые должны были соотнести средства выразительности и сами идеи: в чем оригинальность, какова главная идея выступления, какими средствами ее достигали – молодые педагоги сами должны были комментировать увиденное на сцене. «Таким образом, – говорит Наталья Тихонова, – мы учим молодых учителей анализу урока. Ведь главное в анализе урока, как показывает практика, – это умение объяснить методисту, в чем был твой замысел. И показать соответствие идеи и средств выразительности».Наставники тоже учились по своей собственной программе. Например, Татьяна Скибо для всех «шмелят» читала лекцию по организации родительского собрания, затем проводила тренинг-практикум по работе с родителями. А для наставников подготовила лекцию о том, какими могут быть роли современного учителя. Также наставники работали по общей программе в свободном режиме, а в группах одновременно опробовали свои модели наставничества – с планом работы, различными формами и так далее. Затем была защита моделей наставничества. Отдельным большим мероприятием, подготовленным силами наставников, стали предметные мастерские. В основе проведения – технология «Перевернутый класс», и уж будьте уверены, вопросов от «шмелят» к своим более опытным коллегам было более чем достаточно.Креатив в чистом виде…Когда закончились «визитные карточки» и выступили все шесть команд, начался «анализ урока»: представители от каждой команды должны были за одну минуту дать емкий, остроумный комментарий. Некоторым это действительно удалось.- Буду краток, простите. «Зеленые» (напомню, что команды различались по цветам футболок – Т.М.): форма подачи отличная, содержание – хороший акцент на злободневность проблем в учительской жизни. «Красные»: содержание – своего рода дуализм в профессии, который был прекрасно показан на сцене, оригинальная и хорошая идея во многом благодаря прекрасной подаче, песня тоже очень хорошая. «Бирюзовые»: форма подачи активная, просто хотелось выйти и станцевать всем! «Желтые»: открыли тему, то есть будто позволили всем нам создать чеховское творение с открытым финалом. Тьюторской команде – отдельное спасибо: оригинальная форма подачи, раскрыли содержание вечного вопроса: «Почему мы здесь?». Спасибо за посеянное зерно фгосовского сознания! – Вот таким получился комментарий к выступлениям от команды «оранжевых».Еще одним увлекательным вечерним делом стал «Обмен данными». Каждая команда, в том числе наставники, подготовила по две, а то и три станции, на которых любой желающий мог научиться чему-то интересному. Например, на станции «Взрыв мозга» ее ведущий-наставник, учитель физкультуры Шанинской школы Таловского района Владимир Аверьянов предлагал освоить асинхронные упражнения для развития внимания и координации. Вообще наставниками было предложено сразу несколько популярных станций: салон красоты «Очарование» – прически за 10 минут, «Скатерть-самобранка» – создание букетов из фруктов, «Обыкновенное чудо» – бирюльки и другие русские игры и игрушки. А сами молодые педагоги учили коллег твистингу на станции «Волшебные шары», аэробике – на «Эликсире молодости», искусству леттеринга на станции «Алхимия слова». Также можно было освоить создание коллажей, попробовать себя в сочинительстве стихов и песен, научиться исполнять танцы народов мира. Но обучением молодые педагоги не ограничились: результат каждая станция продемонстрировала во время вечернего дела на сцене. Надо сказать, что такому органичному, цельному, незатянутому и интересному вечеру могли позавидовать самые известные импресарио и антрепренеры. Кому бы из них пришло в голову соединить в единое целое Школу молодого педагога, учительскую профессию, дефиле с прическами, каллиграфию, аэробику, стихи, коллажи и даже фигурки из воздушных шаров! А у воронежских «шмелят» это получилось – красиво и со вкусом.Два слова о крылатых выражениях и афоризмах Школы молодого педагога. Интересно, что на прошлых сборах подобного как-то не замечалось, а четвертая школа стала более красноречивой. В обиход вошло выражение «Шмель вам всем в помощь!». Еще появились «шмелеметр» и «шмелерост»: и то и другое обозначало определенные фигуры на сцене, когда участники команды выстраивались в шеренгу (или «линеечку») по росту. «Шмелерост» в этом случае изображал систему учительского роста – от молоденького, маленького и худенького начинающего учителя до высокого и приятного во всех отношениях директора-мужчины. А интересная оригинальная лекция, исключающая скуку и желание заснуть, превратилась в «шмелекцию».Как сказал во время прощального вечера Павел Дмитриев, учитель истории воронежской школы №11, на сборе всех участников «заразили вирусом «Шмеля»:- Отдельная благодарность лекторам, которые выступали перед нами и рассказывали много интересных вещей. В частности, после выступления Людмилы Николаевны Дороховой мы все разобрались в том, как происходит начисление заработной платы, а еще она рассказала о том, как, возможно, будет строиться наша карьерная лестница в дальнейшем. Софья Сергеевна Дроботова затронула тему ФГОС, и мы обсудили многие нюансы. Татьяна Юрьевна Скибо очень подробно рассказала о том, как нужно строить общение с родителями, как проводить родительские собрания – огромное спасибо! Департамент образования ответил на все наши вопросы, за что большая благодарность Галине Петровне Ивановой. Отдельно хотелось бы отметить рассказ о музее бирюлек, во время которого мы с неожиданной точки зрения смогли посмотреть на известные вещи и вспомнили, что такое информатика и что такое экономика. Еще осознали, что школьный работник – это еще не самое трудное и тяжелое занятие. Спасибо Роману Валерьевичу Наливкину за честность! На лекциях мы услышали много информации о новых программах. Лекция о выборах и демократии – важнейшая, особенно по мнению историков. От каждого из нас зависит будущее нашей страны, поэтому надо знать всю информацию и занимать активную гражданскую позицию.Отдельная благодарность Наталье Сергеевне Тихоновой, она тот человек, который заразил нас вирусом «Шмеля». А сочетание содержания и формы – это то, что мы постоянно обыгрывали на всех мероприятиях сбора, и теперь будем помнить и использовать в своей работе. А еще помнить о том, что живые существа гораздо важнее механизмов! Спасибо всем большое! Нам было очень интересно и приятно здесь находиться.Говорят участники школыДина МЕЗИНОВА, учитель английского языка школы №1 города Воронежа:- Здесь здорово, очень много интересных людей, и все такие разные, это круто! Такие сборы – именно то, что нужно молодым педагогам. Мы поделились не только опытом, но и своими переживаниями тоже. Здесь очень интенсивный график!Дмитрий ЗАВАДА, учитель географии и биологии школы №100 города Воронежа:- С другой стороны, если бы график был менее интенсивным, мы не смогли бы так активно и эффективно поработать. Мы здесь приобрели очень много друзей, и все говорят, что этот сбор – как возвращение в лучшее время студенческой жизни. И активность появилась, и желание сделать в своей профессии что-то новое, нужное, интересное. Это придает еще больше энтузиазма и вдохновения, по-настоящему стимулирует. В нашей команде есть учитель информатики, и все вместе мы решили создать сайт в помощь молодым учителям. На это нас вдохновил «Шмель».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте