search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Пятеро студентов-очников из Тульской области, которых мобилизовали до указа, вернулись домой Как выбрать ручку и прописи для первоклассника
0

Чем раньше помогаем, тем лучше

Каждая молодая семья прежде всего мечтает о детях. И вот в семье появляется ребенок, рождения которого так ждали. Но неожиданно для всех его появление на свет сопровождалось огромными трудностями, проблемами и переживаниями. Родители, так сильно боявшиеся потерять ребенка, узнали, что у их малыша есть серьезные проблемы в развитии, хотя угроза его жизни позади.

Жизнь многих таких семей кардинально меняется, становится разделенной событием рождения больного ребенка на два совершенно разных периода: на жизнь «раньше» и жизнь «теперь». «Раньше» было как у всех, а «теперь» – ни на что не похожая, особая, тяжелая ситуация горя и несчастья для всех членов семьи. Родители думают, что они единственные в мире, с кем случилось подобное несчастье, и никто их понять не может. Они чувствуют себя совершенно покинутыми и растерянными.

Многие семьи именно на этом этапе переживаний бросают все силы на лечение ребенка, ищут самых умелых и сведущих докторов, достают новейшие лекарства, едут в самые известные медицинские центры, но обнаруживают со временем незначительный результат для здоровья и развития ребенка, стоивший огромных усилий и жертв со стороны всей семьи.

Родители мучаются, но долго не оставляют надежды на излечение. Лишь со временем они отказываются от интенсивного лечения и начинают устраивать свою жизнь с ребенком дома. Наступает стадия принятия ребенка: родители смиряются с тем, что он такой, учатся с этим жить, представляя его сегодняшние и предстоящие трудности, ищут специалистов, которые помогут с этими трудностями справиться.

Мы считаем, что таким семьям очень нужна своевременная поддержка специалистов, верящих в возможность помочь ребенку с любыми нарушениями, знакомых с практикой социально-психологической поддержки семьи и методами воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Причем чем раньше мы сможем начать оказывать помощь таким семьям, тем большего результата мы сможем достичь. Именно поэтому мы решили создать на базе детского сада №2196 структурное подразделение «Служба ранней помощи», целью работы которой, как мы считаем, и стала всесторонняя психолого-педагогическая и социальная поддержка семьи, в которой растет малыш, требующий особой заботы.

Начиная работу Службы ранней помощи, мы придерживались таких требований к организации психолого-педагогического сопровождения семьи, в которой растет малыш с ограниченными возможностями здоровья (или риском их возникновения):

– по возможности раннее начало работы с семьей (практически с рождения ребенка, если у него уже выявлены определенные нарушения);

– одновременная работа с родителями и ребенком с учетом особенностей каждого из членов семьи и с активным вовлечением родителей в реализацию коррекционно-педагогических задач;

– регулярность встреч в комфортной для родителей и ребенка обстановке, так как в этом возрасте идет активное развитие ребенка и нельзя упускать ни дня;

– постепенное снижение степени поддержки семьи и активизирование ресурсов взрослых, ежедневно окружающих ребенка (особенно пап и мам);

– сочетание индивидуальной и групповой форм работы с детьми и родителями: у семьи должна быть возможность так называемого выхода в свет (адаптации к окружающим) путем создания щадящих для семьи ситуаций социального взаимодействия.

При формировании системы работы в Службе ранней помощи с учетом ранее описанных требований мы пришли к выводу, что, помимо индивидуальной работы с семьей, также очень важна и работа с так называемыми родительско-детскими группами. Эти группы мы организовали для детей раннего возраста начиная с года. Такой вид работы наших специалистов с семьей представляет собой промежуточное звено между индивидуальной работой и дальнейшим безболезненным переходом ребенка в детский сад.

Мы предполагаем, что на этапе индивидуальной работы с ребенком и родителями в первую очередь должны решаться дидактические задачи, а основное внимание на занятиях группы должно уделяться социальной адаптации ребенка. Мы уверены: если такая групповая работа в Службе ранней помощи будет проводиться регулярно, то малыши привыкнут находиться в большом помещении, играть рядом и вместе со сверстниками, станут более самостоятельными и приобретут навыки, необходимые им для обучения в коллективе. Это очень важная работа специалистов службы, способствующая плавному переходу ребенка от условий домашнего воспитания и индивидуальной работы в Службе ранней помощи к обучению в группах детского сада.

Кроме того, мы заметили, что матери, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, очень боятся «выхода в свет», например, такое обычное событие, как посещение поликлиники, превращается для них в ожидание неприятного и болезненного контакта с внешним миром. Тревожные мамы не ждут ничего хорошего от контакта с окружающими, особенно там, где будет затронута тема «необычности» их детей. При первых посещениях родительско-детских групп все особенности взаимоотношений матери и ребенка были очень выраженными именно из-за присутствия других людей. Стараясь показать своего малыша в выигрышном свете, мама часто стремилась подавить любую его самостоятельность. Мы наблюдали строгую регламентацию всех действий ребенка, например, допустимые варианты выполнения заданий рассматривались как ошибочные, указания давались в директивном тоне, иногда мама прерывала деятельность ребенка, отрывая его от одной игрушки и предлагая другую, даже без использования речевой инструкции. Но при дальнейшем регулярном посещении родителями, а особенно мамой, занятий родительско-детских групп вместе с ребенком в большинстве случаев мы наблюдали положительный психологический эффект, возможно, обеспеченный следующими факторами:

– мама выходила из изоляции в максимально щадящих условиях, плавно и постепенно;

– все присутствующие на занятиях группы взрослые доброжелательно относились к действиям ребенка, исключались любые оценочные суждения, которые могли вызвать у родителей дискомфорт;

– удачи ребенка при нахождении в коллективе сверстников позволяли маме научиться доверять ему, что значительно снижало ее тревожность;

– все дети были окружены любовью и заботой как со стороны педагогов, так и со стороны всех без исключения родителей, независимо от диагнозов детей и особенностей их индивидуального развития.

Очень важным результатом работы родительско-детских групп мы считаем то, что родители учатся принимать ребенка таким, какой он есть, и внимательно следить за его реакциями, радуясь любым активным и самостоятельным действиям ребенка. Именно благодаря такому чуткому и творческому отношению родителей к ребенку с ограниченными возможностями здоровья многим семьям удалось достойно пройти начальный уровень воспитания ребенка в семье.

Все педагоги прекрасно знают, что огромное значение для нормального развития ребенка имеет его собственная активность. Исследования показывают, что процесс взаимодействия малыша и мамы, который является главной движущей силой психического развития ребенка, в большей степени зависит от инициативы самого малыша. Здоровые дети постоянно требуют к себе внимания взрослых, и от родителей зависит, насколько эта активность будет понята, с какой любовью поддержана и как точно направлена в нужное русло.

Но так трудно заметить, понять и поддержать очень слабую, а иногда и необычную по характеру активность больного с рождения ребенка! Для того чтобы спокойно и уверенно заботиться о ребенке, внимательно следить за его состоянием и правильно понимать его, родителям прежде всего необходимо справиться со своей депрессией и отчаянием. А это самая трудная задача!

Обычно наиболее сильные переживания испытывает мать, которая постоянно боится за своего малыша с самого рождения и первой узнает все новые подробности о его тяжелом заболевании. По-другому, более скрытно и сдержанно, обычно переживает тяжелое состояние ребенка отец, и если он отстранен от забот, то все больше отдаляется и чувствует себя ненужным. У родителей крайне редко появляется возможность побыть просто вдвоем, не обремененными заботами о ребенке. И тут возникает опасность, что партнер по браку начинает ассоциироваться с трудностями, а отсутствие проблем – с другими людьми. По-разному, но тоже тяжело, переживают болезнь новорожденного бабушки и дедушки, братья и сестры. Не только ребенок и его мама, а все члены семьи остро нуждаются в поддержке!

В этом случае, мы считаем, самую большую поддержку могут оказать другие родители, уже пережившие подобное и нашедшие силы для правильного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Очень важно для родителей бывает узнать, что твой случай не единственный и не уникальный, что такие же (или почти такие же) дети воспитывались (или воспитываются) в других семьях. Своевременно полученная родителями информация об этом может существенно улучшить микроклимат в семье.

Учитывая этот фактор, мы пришли к выводу, что очень важно в работе Службы ранней помощи сблизить и сплотить родителей детей с различными нарушениями в развитии (причем и пап, и мам в равной степени). Поэтому мы придумали специфическую форму коллективной работы с родителями и назвали ее «Родительская гостиная».

Суть этой формы работы заключалась в следующем: мы стали приглашать родителей на посиделки за чашкой чая. Дети в этот момент либо оставались дома с другими родственниками, либо находились в детском саду в игровой комнате под наблюдением педагогов. Накрывая столы для чаепития, мы хотели, чтобы все родители участвовали в беседе, поэтому расставляли и столы, и стулья в форме круга. Мы очень приветствовали, когда в «Родительской гостиной» принимали участие не только мамы, но и папы.

Мы заметили, что в разговоре за чаепитием в дружественной и непринужденной обстановке родители очень быстро раскрепощались, так как огромное облегчение наступало у людей, когда матери и отцы делились своими переживаниями с другими матерями и отцами, с теми, кто понимает и разделяет те же страхи и чувства и имеет опыт в воспитании больных детей.

Тема разговоров была очень разной: от погоды на будущей неделе до глобальных политических реформ, от воспоминаний детства до планов на будущее. У наших родителей появилась реальная возможность выговориться или просто поболтать ни о чем. Одна мама рассказала о гнетущем чувстве одиночества, которое отделяло ее семью от семей со здоровыми детьми, о том, как завидовала мужу, который может уйти из дома на работу и отвлечься от повседневных забот, о том, как, обучая свою маленькую и непохожую на других детей дочку, она училась вместе с ней, училась принимать и ее, и себя такими, как мы есть. Наученная своим горьким опытом, она убеждала других родителей, что испытания, предстоящие родителям в первые месяцы после рождения ребенка, связаны не с самим ребенком, а с борьбой, происходящей в их душах. Как трудно, а порой и невозможно признать, что собственный ребенок не такой, как другие, и ему будет многое недоступно!

В то же время мы обратили внимание, что многие родители смогли обсудить свои наболевшие проблемы, связанные с воспитанием своего «особого» ребенка с другими родителями, которые уже сталкивались с похожими трудностями и могут поделиться своим опытом. Мы очень рады тому факту, что именно благодаря «Родительской гостиной» некоторые родители, воспитывающие детей с ДЦП, смогли получить информацию о высококвалифицированных специалистах по массажу Войта и теперь успешно используют его в лечении своих деток. Многие родители из бесед за чашкой чая более подробно узнали о социальной помощи, которая должна оказываться им органами социальной защиты, и смогли добиться получения бесплатных колясок и специальных стульчиков и ходунков для своих детей.

Мы считаем, что такая форма работы имеет право быть как в Службе ранней помощи, так и в лекотеке.

Елена МАКАРОВА, заведующая детским садом №2196;

Яна КРЮЧКОВА, руководитель структурного подразделения «Служба ранней помощи»;

Ольга КУЧИНСКЕНЕ, старший воспитатель

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте