search
Топ 10

Чем раньше начинается работа, тем лучше специалист. В этом убеждены многие директора московских колледжей

Первые эксперименты в Москве по интеграции начального и среднего образования шли начиная с 1992 года, в том числе и в нашем колледже. Они были в принципе неудачными, поскольку, во-первых, мы не относились к городу, а во-вторых, не понимали, что «товар нужно продать». То есть нам не удавалось привлечь молодежь, трудно было объяснить, что в одном учреждении они могут получить образование двух уровней – начального и среднего профессионального. Два года назад мы начали все заново и, как я считаю, добились значительных успехов в интеграции НПО и СПО. Весь набор специальностей, который был в каждом учреждении до объединения, мы сохранили. Если мы хотим открыть новую специальность или профессию, мы должны представить договор с заказчиком таких кадров, обосновать наличие учебно-производственной базы, педагогических кадров, иметь программу подготовки, учебный план, так что это процесс сложный.

Недобора в наш колледж сегодня нет, мы выполняем план приема и обучаем специалистов по трем ступеням: начальному, среднему и среднему профессиональному образованию повышенного уровня. Среди преподавателей и мастеров нашего колледжа есть победители профессиональных конкурсов, лауреаты грантов правительства Москвы. Например, у нас работают лучший токарь, лучший фрезеровщик Москвы. Это позволяет выпускать специалистов высокого уровня. У нас есть программы по металлообработке – готовим станочников широкого профиля и слесарей механосборочных работ, а также мы ведем подготовку автомехаников и радиомонтажников.

Конечно, мы стараемся удовлетворять заказ производственников, но работодатели чаще всего не знают, сколько и каких специалистов им нужно. А если говорят, сколько нужно, то, оказывается, нужны всего три-четыре. Мы же готовим значительно больше, потому что понимаем: когда в перспективе потребность возрастет, специалисты из ниоткуда не возьмутся.

Зачастую предприятиям нужны низкооплачиваемые рабочие, они хотят получить рабочего, но платить ему намерены очень мало. Поэтому, когда им предлагаешь высококвалифицированного рабочего, они часто начинают отказываться. Эту психологию работодателя нужно ломать, если мы намерены поднимать производство и экономику.

Сегодня высок спрос на образовательные услуги, мы стараемся его удовлетворять и занимаемся не только этим, но и внебюджетной деятельностью, позволяющей нам прибавлять к бюджетному финансированию средства, заработанные самостоятельно. Наша производственная деятельность в рамках учебного процесса лежит в основном в формате НПО, потому что на ступени СПО учащиеся меньше делают руками, тут больше теоретической подготовки.

Мы исходим из того, что чем раньше наши ребята начинают вовлекаться в реальную трудовую деятельность, участвовать в выполнении производственных заказов, получать деньги за труд, тем в большей степени у них возникает профессиональное ощущение и мотивация. Мы видим, как производственная деятельность, в которую дети вовлечены, очень быстро делает из них заинтересованных профессионалов. Потому что все те дети, которые принимают активное участие в производственной деятельности, к моменту выпуска уже имеют заманчивые предложения работодателей. Мы стараемся вовлечь детей в такую деятельность, но невозможно, как раньше, привести их в цех, раздать молоточки, и делай, что хочешь. Теперь нам нужно купить материал, изготовить что-то и потом все продать, чтобы был смысл в такой работе. Ребята могут чему-то научиться, если видят смысл в своей работе.

Наш колледж в историческом плане – учреждение очень интересное, поскольку именно в нашем здании собирались первые в СССР персональные компьютеры, упаковывались и отправлялись в магазины. Поэтому мы ничего не придумываем. Мы пытаемся вернуть то, что было раньше, но с использованием других способов и методов, в других условиях, то, что очень полезно для полноценного образовательного процесса. Ведь реальная работа сразу подталкивает к инновациям, к чему-то новому, все время пытаешься что-то привнести. Получаем заказ, начинаем разрабатывать оснастку, ребята предлагают свое, участвуют в творческом процессе. Очень часто мы выполняем довольно сложные заказы авиационной промышленности, менее сложные – для радиопромышленности. Больших прибылей эта работа не приносит, но помогает ребятам осваивать профессии, ведь организовать практику на предприятии сложно, так как предприятия считают это для себя нерентабельным. Поэтому я вынужден создавать в колледже свою учебно-производственную базу, иначе мы будем выпускать теоретиков. В Германии есть для этого центры, которые оснащены таким оборудованием, какого нет на производствах, не случайно в Москве идет разговор о создании ресурсных центров.

Автомастерскую мы создали на внебюджетные средства, и теперь сюда мечтают сдать машину на профилактику и ремонт многие автовладельцы. Работа сертифицирована, как в обычном автосервисе, но ведется куда лучше, потому что здесь соблюдаются все положенные технологии, ведь и тут ребята проходят на реальных изделиях реальную учебную практику. Однако автомеханики скоро Москве будут не нужны, так много уже обучено, есть те, кто хочет получить специальность даже за деньги. Но в нашем колледже мы коммерческую подготовку ни по одной специальности не ведем.

В 2005 году мы выиграли конкурс Департамента образования на обслуживание оргтехники образовательных учреждений и получили государственный заказ. Соответственно все профессии, которые у нас задействованы на это – операторы ЭВМ и радиомонтажники, – участвовали в выполнении работ по госзаказу. Обслуживая оргтехнику – факсы, ксероксы, компьютеры, сканеры и так далее, в результате мы выполнили работы на 2,2 миллиона рублей. Особое удовлетворение от этой работы – ведь в образовательных учреждениях до нас никто такую оргтехнику не налаживал, не проводил профилактические работы, мы привели все в порядок и сэкономили бюджетные деньги на покупку новой техники, продлив срок работы уже имеющейся.

У нас есть план заказов по металлообработке, и тут мы заработали еще более 2 миллионов рублей. Это вдвое превысило запланированное, но для нас это немного, колледж готов зарабатывать еще в два раза больше. Но тут есть некоторые проблемы разнопланового характера, начиная с того, что законы, действующие в РФ, препятствуют развитию рыночной производственной деятельности, и заканчивая устаревшим оборудованием в учреждениях профобразования. Когда нынешние законы создавались, они действительно были направлены на поддержку основной функции учреждений профобразования, а о том, что могут быть важные вторичные функции, мало кто задумывался. Сегодня это очень важно, как и возможности расходования заработанных средств, осложненные массой разных условий.

Сегодня мы по многим отраслям не можем производить продукцию из-за того, что база не позволяет нам это сделать. Поэтому многие предприятия отдают нам те заказы, что дешевы и не очень сложны. А ведь мы выпускаем в основном специалистов 4-го (повышенного) разряда и можем увеличить выпуск. Бюджетных денег нам для этого хватает, но, как правило, у учащихся, обучающихся на устаревшем оборудовании, нет мотивации. То есть очень сложно детишек мотивировать к качественному обучению профессии, когда ты приводишь его в цех, а там станки, выпущенные 50 лет назад. Мы стараемся поддерживать интерес ребят с помощью разнообразных видов технического творчества, кружков, секций, активно развиваем в сети дополнительного образования Северного округа модельный спорт: делаем различные аксессуары, чтобы обеспечить спорт более дешевой продукцией, чем импортная. Многие досуговые центры сегодня готовы создавать модельные секции, но это оказывается для них делом дорогим, вот мы и предоставляем им нужную продукцию, но в три раза дешевле, чем она стоит на рынке. Когда-то в Советском Союзе была целая отрасль промышленности, которая изготавливала двигатели для моделирования и конструирования, в нынешних условиях она не смогла конкурировать с импортной продукцией, так что наш колледж, можно сказать, заменяет целую отрасль работой на своих площадях. Мы изготавливаем моторчики для авиа- и судомоделизма, то есть делаем то, что когда-то делал завод на Каширке, его нынче акционировали и перепрофилировали. Непосредственно сотрудничаем с конструкторами и разработчиками тех моделей, которые мы производим небольшими партиями, и за счет применения современных технологий и материалов эти моторчики обеспечивают победы на соревнованиях – спортсмены занимают места от 1-го до 30-го.

У нас много самых разных частных заказов: например, мы делаем аксессуары из латуни и бронзы для электроприборов, к нам обращаются с просьбами об изготовлении автозапчастей, которые в магазине не купить. Крупным заказчиком для нас стала фирма «Спорттехнология», которая на нашей базе получает все комплектующие для выпускаемых ею тренажеров, это оборудование поступает в учреждения образования Северного и других округов столицы. На все виды деятельности мы имеем лицензии.

Весь опыт говорит о том, что можно успешно заниматься производственной деятельностью. Но с нормальной точки зрения нам для этого нужно иметь свою маркетинговую и сбытовую структуры, чтобы привлечь заказчика. Раньше, когда было базовое предприятие, оно такие отделы для нас содержало, теперь базового предприятия у нас нет и отделов тоже нет. Для этого нужно искать новые юридические формы работы, ибо сегодня такие структурные подразделения для нас считаются непрофильными. Можно, конечно, зарегистрировать новую автономную некоммерческую организацию, наш колледж такое разрешение у Департамента образования получил. Но тут возникает следующая проблема: мы не имеем права разместить такую организацию на своих площадях без соответствующего разрешения Москомимущества, поскольку здание принадлежит ему. То есть нам нужно будет выстраивать отношения на чисто коммерческих основах: оформлять аренду и так далее. Поэтому мы вынуждены заниматься подсчетами, насколько рентабельно это для нас окажется.

С другой стороны, мы отлично понимаем, что нужно развивать систему дополнительных образовательных услуг. Например, одна из наших целей – создать на базе колледжа информационно-ресурсный центр и обеспечить Северный округ возможностями интернет-ресурса, в частности для работы самого окружного управления образования. Это другой блок работы, который пока нами не в полной мере освоен в плане производственных приложений, но у нас есть специальности по информационным технологиям, в частности по обслуживанию и ремонту компьютерных сетей, мы готовимся к тому, чтобы практически заниматься всем этим для начала хотя бы на уровне округа. Для себя мы все это уже делаем: у колледжа здания расположены на шести территориях в Северном и Северо-Восточном округах, между корпусами устроена локальная сеть, документооборот ведется исключительно в электронном виде, и теперь мы видим, как решить эту задачу для округа. Договорные отношения позволяют нам опять-таки привлечь какие-то средства для выполнения каких-то конкретных задач развития колледжа. Бюджетное и внебюджетное финансирование позволяет до 90% удовлетворить все наши задачи и потребности. Единственная задача, которую мы сами не можем решить, – замена металлообрабатывающих станков, поскольку цена станков начинается с полутора миллионов рублей и заканчивается несколькими сотнями тысяч долларов. Для того чтобы готовить того станочника, который нынче требуется производству, нам наших станков явно не хватит.

Для повышения уровня подготовки специалистов мы сотрудничаем со Станкином – у нас работают 90 преподавателей этого вуза. С заводом, который также сотрудничает со Станкином, мы организовали втузовскую систему, и часть наших учащихся идет по этой лестнице непрерывного образования, получая диплом инженера. Что интересно, выпускники Станкина, пройдя через наш колледж, идут на предприятия и встают к станкам с ЧПУ. Такие специалисты, имеющие рабочую профессию, среднее техническое и высшее образование, оказываются очень нужны промышленным предприятиям. Это характерно для высокотехнологичных производств, и мы, собственно говоря, ориентируемся на выпуск специалистов для таких производств, например, для предприятий авиационной промышленности, которые даже сегодня, порой переживая, может быть, не лучшие времена, в цехах устанавливают станки ценой в миллионы долларов.

Александр ВОРОНИН, директор политехнического колледжа имени дважды Героя Павлова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту