С 1 января 2013 года вступит в силу новый Федеральный закон №402‑ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый 6 июня 2011 года. Центральный совет Общероссийского профсоюза образования провел в Подмосковье Всероссийский семинар-совещание заведующих финансовыми отделами – главных бухгалтеров региональных организаций профсоюза. Участники совещания обсудили с представителями Министерства финансов РФ, Управления Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, Национального союза кредитных потребительских кооперативов и другими экспертами вопросы введения нового Закона «О бухгалтерском учете» и изменения в законодательстве РФ, касающиеся налогов, сборов, страховых взносов.
Цель семинара – помочь бухгалтерам и специалистам финансовых служб профсоюза сориентироваться в нововведениях, учесть их при подготовке отчетности за 2012 год и при формировании учетной политики на 2013 год. Основные новеллы федерального закона, который станет настольной книгой для каждого бухгалтера, прокомментировала для «МП» заведующая финансовым отделом ЦС профсоюза Наталья ЛЕБЕДЕВА.Новый закон – это глобальная реформа бухгалтерского учета. Его действие распространяется на все коммерческие и некоммерческие организации, находящиеся на территории РФ, в том числе и на профсоюзы. Ныне действующий Закон «О бухгалтерском учете» освобождал организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН), от обязанности ведения бухгалтерского учета. С вступлением в силу ФЗ-402 это станет обязанностью для всех юридических лиц независимо от объекта налогообложения. Поэтому начиная с 2013 года все профсоюзные организации обязаны обеспечить ведение бухучета в соответствии с новым федеральным законом.Изменились требования к организации ведения бухгалтерского учета. Если действующий закон допускал его ведение руководителем, то согласно пункту 3 статьи 7 нового закона руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухучета, а также составление отчетности на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта, либо заключить договор об оказании соответствующих услуг со специализированной организацией.Изменения произошли также в части оформления первичных учетных документов. Главным новшеством можно считать отсутствие требований о применении унифицированных форм. Об этом говорится в пункте 4 статьи 9 ФЗ. Формы первичных документов должны будут утверждать руководители профсоюзных организаций по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в соответствии с требованиями нового закона. Нам предстоит разработать собственные формы первичных документов, это достаточно объемный и кропотливый труд.В перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа включены:- наименование документа;- дата его составления;- наименование экономического субъекта, составившего документ;- содержание факта хозяйственной жизни;- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;- наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо наименование должности лиц, ответственных за правильность оформления совершившегося события;- подписи лиц, предусмотренных предыдущим пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.Законом №402‑ФЗ также предусмотрена возможность оформления первичного учетного документа не только на бумажном носителе, но и в виде электронного документа, заверенного электронной подписью.Изменения произойдут в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обязательно предоставление годовой бухгалтерской отчетности. В новом законе исключены такие понятия, как месячная и квартальная отчетность, вводится понятие промежуточной отчетности с 1 января на отчетную дату периода, за который она составляется.Состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.В то же время нужно обратить внимание еще на одно важное требование нового закона. Как известно, бухгалтерская отчетность может составляться и представляться пользователям в электронном виде, однако с 2013 года она считается составленной только после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.В новом законе предусмотрена обязанность представления экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики.Предъявляются особые требования к хранению документов. С 30 сентября 2011 года хранение документации экономического субъекта регламентировано приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 №558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». Все указанные в приказе №558 правила и сроки хранения документов обязательны для организации независимо от вида и сферы деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности. Новые нормы существенно отличаются от ранее действовавших. Так, документы (протоколы заседаний инвентаризационных комиссий, инвентаризационные описи, списки, акты, ведомости) об инвентаризации активов и обязательств необходимо хранить постоянно. Образцы подписей материально ответственных лиц нужно отныне сохранять не менее пяти лет, а не просто до минования надобности.Существенные изменения в сторону увеличения сроков хранения затронули и целый ряд документов, связанных с оплатой труда. Для Положения об оплате труда и премировании работников установлен срок хранения 75 лет против пяти ранее предусмотренных.Установлен пятилетний срок хранения табелей (графиков), журналов учета рабочего времени. В Перечень также введены позиции, которых ранее не было: 75 лет (!) необходимо хранить такие документы, как заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления.Первичные учетные документы, регистр бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.За нарушение установленного порядка и сроков хранения учетных документов предусмотрен административный штраф с должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). Контролирующим органом в данной области является налоговый орган.
Комментарии