search
main
0

Чем дальше, тем лучше

Многие новшества обладают интересной особенностью: с их приходом в нашу жизнь нередко кажется, что проблем и забот прибавилось, а поскольку обещанных плюсов пока не видно, не лучше ли, пока не поздно, вернуться на исходную позицию? И лишь спустя некоторое время, месяцы и годы, мы начинаем сравнивать то, что было, с тем, что есть, и приходим к выводу: а ведь и правда – жизнь налаживается, да и непонятно, как мы раньше этого не понимали!

Все это касается и новых информационно-коммуникационных технологий, без которых теперь, как говорится, никуда. Понятное дело, очень трудно переходить от бумажных технологий к цифровым, а от меловых досок – к интерактивным. Крайне сложно отказываться от роли носителя знаний, дающего их под запись в тетрадь, взяв на себя роль навигатора, помогающего находить и создавать эти знания с помощью ИКТ. Трудно не только и не столько потому, что мы привыкли работать по-старому – просто на определенном этапе приходится стоять одной ногой в прошлом, другой – в будущем, балансируя и выполняя при этом двойную работу.

Дело в том, что с приходом электронных журналов от обычных не отказались, любой документ необходимо дублировать как в файле, записывая его на CD, так и на бумаге, а введение сайтов как формы виртуального общения учителей с родителями отнюдь не отменяет необходимости встречаться с ними «в реале». К урокам приходится готовить компьютерное сопровождение, а любое выступление оформлять в виде презентации. Да и сайт кто-то должен постоянно поддерживать, обновлять – кто, если не вы, причем в свободное от работы время? Скажите честно – разве с введением новых технологий преподавателю стало легче и проще работать, а результативность его профессиональной деятельности резко повысилась?

А вот это кому как. Ведь ИКТ – всего лишь инструмент, который в умелых руках может стать орудием созидания, а в неумелых – опасным оружием.

Но это в теории. Практика же показывает: позитивное отношение к информатизации системы образования складывается, как правило, у тех, кто длительное время занимается данным вопросом, внедряя и апробируя цифровые новшества, а значит, может реально оценить все плюсы и минусы новых технологий касаемо их влияния на процесс обучения и самообразования. Правда, для этого нужно, как минимум, желание. Или хотя бы осознанная необходимость.

К сожалению, процент таких творческих и сознательных педагогов пока еще не слишком велик. А вот людей, которые видят в ИКТ лишь дополнительный хомут на свою шею, хватает. И главная проблема на сегодня – не столько стимулировать энтузиастов, сколько переубедить скептиков и побудить их к действию. Ведь можно заставить школу суперсовременной техникой, завалить ее новейшими лицензионными программами, обеспечить самым быстрым Интернетом, но пока рядовой педагог не увидит во всем этом изобилии то, что облегчает работу лично ему (а не кому-то еще) и позволяет достичь более серьезных успехов, вряд ли можно считать, что истинная цель информатизации достигнута.

Все это требует немалых средств, времени и сил. Другими словами, то, что уже сделано и делается сейчас, – лишь начало, главное впереди. Как показывает мировой опыт, если на создание электронного продукта требуется энное количество денег, то на его внедрение нужно выделить в несколько раз больше сил, средств и времени.

Чем же на сегодняшний день наша система образования может гордиться и над чем еще предстоит серьезно поработать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили посвятить столь серьезной теме этот номер «Учительской газеты». А более подробно о затронутых здесь проблемах и способах их решения, а также об использовании новых технологий в преподавании, воспитании и управлении можно прочитать в нашем приложении «ИКТ в образовании».

Надеемся, что эти материалы помогут вам в вашей практической деятельности.

Вадим МЕЛЕШКО, шеф-редактор приложения «ИКТ в образовании»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте