Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Психологическая мастерская

Чем бы дитя ни тешилось…

Как стимулировать желание ребенка к развитию
Учительская газета, №40 от 06 октября 2020. Читать номер
Автор:

В какие игрушки играют наши дошколята? Позволяют ли они ребенку усваивать увиденное в окружающей жизни, творчески применять приобретенные знания, развивая воображение и умственные способности? Если игры – это способ усвоения увиденного в жизни, то игрушки – средство усвоения увиденного ребенком. Они будят воображение, создают в его сознании образы и сюжеты, развивают его.

Читать раньше, чем ходить?

По результатам психолого-педагогических исследований, которые провел Центр игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, не каждую игрушку можно назвать средством игры, способным разбудить воображение и подсказать сюжетные линии, то есть развить ребенка. Более того, развитие ребенка стало сферой достаточно распространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать, причем очень быстро и очень рано.

Чего стоят одни названия подобных методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить». Абсолютно согласна с точкой зрения исследователей, что развитие ребенка – это не сумма развития различных способностей, чему целенаправленно способствует взрослый во время игры. Ведь ребенок не компьютер, в который последовательно вводятся программы одна за другой. Он развивается, но не через усвоение отдельных умений, а совсем по-другому – через проживание ситуаций вместе со взрослыми, где взрослый выполняет роль образца поведения.

Развитие – это всегда возникновение нового качества. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, сам что-то создает. Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и раннее развитие, оказываются в старшем возрасте менее способными к творчеству, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными.
Были исследованы так называемые развивающие игрушки и аргументированно развеяны мифы о них.

Миф первый: развивающие игрушки учат. Большинство игр, которым приписывается название «развивающие», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Такие игрушки рекомендуют по мере роста ребенка для каждого года жизни. Результат получается сомнительный. Например, трехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно не понимает, что он читает. Чтение для такого ребенка – механический навык, никак не связанный с собственным желанием читать. Это не развитие, когда ребенок выполняет работу, непонятную для него. Можно научить ребенка рано читать, но, если он не будет понимать прочитанное, это не принесет пользы его развитию.

Миф второй: развивающие игрушки тренируют ум. У большинства детей нет реальной мотивации для такой деятельности. Для малыша полноценное развитие связано с его эмоциональным состоянием, общением с окружающими, с развитием отношения к другим людям. Невозможно назвать развитым ребенка, который успешно собирает пазлы, но не понимает смысла сказок. Развитие ума и интеллекта – это задача школьного периода жизни ребенка.

Миф третий: развивающие иг­рушки должны быть современными и высокотехнологичными. Но как раз они не побуждают работать воображение. С игрушками, оснащенными техническими возможностями, ребенку не нужно играть. Действия с ними стереотипны и однообразны: нужно всего лишь нажимать на определенные места и наблюдать, что делает игрушка. Получается, что она управляет ребенком, навязывая ему схему поведения. Такие игрушки быстро ему надоедают, и он их ломает.

Миф четвертый: развивающие игрушки – это работающие копии взрослых предметов. Но в таком случае центром внимания становится игрушка, а не смысл человеческой деятельности и взаимоотношений. Ведь игрушки – это средства, помогающие войти в роль, в ролевые отношения.

Миф пятый: развивающие игрушки – это вовсе не игрушки, а электронные и компьютерные игры. Конечно, дети с удовольствием осваивают компьютер, но чем больше времени они за ним проводят, тем меньше им хочется общаться со сверстниками, возиться с игрушками, слушать сказки. Компьютер становится не средством для работы и получения информации, а хозяином воли, души и ума ребенка.

Родителям очень важно понимать смысл игры и игрушек, для того чтобы способствовать созданию культуры семьи и успешной социализации детей.

Главным сигналом для родителей должно стать не представление о том, как и в каком возрасте ребенок должен уметь читать и считать, а его личное желание и стремление к чтению, математике или другим наукам. Заставляя ребенка читать раньше, чем возникло у него желание к этому, мы тем самым вырабатываем в нем отвращение к чтению. Большое значение имеет не складывание букв и слогов, а оперирование широким кругом понятий, необходимых для осмысления прочитанного. Непонимание ребенком прочитанного текста – это всегда источник страхов и тревожности, а в данном случае боязнь перед родителями не оправдать их ожиданий.

Привить маленькому ребенку желание познавать мир, учиться – в этом и есть великое искусство воспитания. Организуйте развивающее пространство, стимулируйте желание ребенка к развитию.

Мальчики и девочки

Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей роли в будущей жизни, которая приобретается именно в ролевой игре («дочки-матери», игра в войну). Дети сами стремятся к игрушкам, соответствующим их полу. Если они не получают от родителей таких игрушек, то сами создают их: девочки баюкают машинки, как куклу, а мальчики стреляют из кукол, как из пистолетов. Ребенок, не игравший в соответствующие его полу игрушки, неизбежно столкнется с трудностями: возможны проблемы общения со сверстниками, самооценка может быть не­устойчивой и неадекватной.

Удачная игра дает возможность реализовать неограниченное число решений и применить не одну стратегию. Что значит «удачная игра»? Игра, которая учитывает модели поведения мальчиков и девочек в игровой ситуации, позволяет их увлечь и способствует развитию мыслительных процессов.

Что необходимо учитывать при совместных играх мальчиков и девочек?

Не нужно учить устоявшемуся стереотипу, что «девочкам надо уступать», нужно учить тому, как обсуждать момент в игре «Кто будет ходить первым?». Варианты: можно вытягивать палочки, подбрасывать монеты, использовать волчок со стрелкой или карточки. Это уводит девочек от пассивного ожидания, от мнения о привилегиях, основанных на принадлежности к женскому полу.

Использовать реальный мир для развития языковых навыков. Речь легко дается девочкам, а физические нагрузки – мальчикам. Поэтому можно разучивать песенки и выполнять одновременно какие-то упражнения, тем самым способствуя развитию речевого запаса.

Учите детей эмоциональной сдержанности в играх. Именно в процессе игры эмоции проявляются наиболее ярко, это самый удобный момент научить ребенка управлять ими. Будущее развитие ребенка подсознательно программируется через слова, эмоции, которые мы используем в играх.

Игры прививают особые навыки и способы взаимодействия, которые можно считать аналогом того, что в скором времени предъявит ребенку окружающий мир. Для него игра – это работа.

Нина ЕРОФЕЕВА, доктор педагогических наук, Ижевск

 


Комментарии

Нужно ли изменить модель итогового сочинения для одиннадцатиклассников?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt