Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Человеку свойственно ошибаться… Развитие навыков текстового анализа на уроках истории. Номинация «Фундаментальные понятия в культуре»

Учительская газета, №34 от 23 августа 2016. Читать номер
Автор:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я продемонстрирую некоторые приемы критического анализа текста. Я не стану напоминать о том, что текст – это отпечаток личности автора, но отмечу, что тексты живут и говорят с внимательным и чутким собеседником. Важно уметь задать им правильные вопросы, сделать это возможно, лишь погрузившись в контекст источника. Кто сказал, что путешествия во времени невозможны? Сегодня мы совершим такое путешествие.Наша первая остановка и наш первый текст.

Ход мастер-классаЗвучит отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича.«Сегодня 22 маяПрозвонил звонок, мы поднялись по лестнице и вошли в класс. Все очень волновались, я же была спокойна, так как была уверена в том, что провалюсь: биографии все перепутались, даты тоже. Кроме того, я не успела даже прочесть некоторые. Надо отдать справедливость, что я за себя меньше волновалась, чем за других».Ненадолго остановимся здесь. В этом коротком отрезке, представленном без указания имен, нам уже приоткрывается тайна личности автора. Кто он?«Начали вызывать. А я больше думала о Вовке, чем об испытаниях. И не то, что я за него волновалась, нет, даже хотела б, чтоб он провалился. Нет, мне хотелось с ним общаться, с ним разговаривать, чувствовать на себе его взгляд и вообще как можно ближе быть к нему. Если б он провалился, то он был бы грустный и печальный, а я так люблю видеть его таким. Когда он печален, мне кажется, что он так близок, хочется положить ему руку на плечо, утешить его, чтоб он посмотрел в глаза и ласково, признательно улыбнулся».И вновь остановка. Как мы можем охарактеризовать автора? Можем мы сделать предположение о его возрасте? Социальном статусе? Чертах характера? Попробуем определить, к какому виду текстов относятся приведенные фрагменты. Что характерно для этого вида источников (чем делится автор с нами через него)?Воспоминания пишутся по прошествии какого-то времени, для них свойственно отсутствие детализации, здесь мы видим точное указание времени и места.Позже мы вернемся к этому дневнику и узнаем, кто автор. Может быть, кому-то из вас он знаком.Мы едем дальше.Иногда информация, содержащаяся в источнике, недостоверна, искажена, политически ангажирована. Человеку свойственно преувеличивать свою роль в исторических событиях, замалчивать свои грехи и превозносить подвиги. Причем не всегда человек делает это осознанно. В этой ситуации необходимо уметь проводить критику источника для того, чтобы отделить зерна от плевел, правду от вымысла, истину от ее искажений.Анализ документа начинается с его атрибуции: кто его создал, когда это произошло, тип источника, что это за документ: воспоминания, историческая хроника, рапорт военачальника или частное письмо.Каждый человек может ошибиться. Учителю иногда полезно ошибиться намеренно.В этом документе я допустил несколько ошибок. Попробуем найти и исправить их.«Тогда начал князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Прикрыли поганые головы свои руками; дрогнул враг. Ветер ревет в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, бегут поганые, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочеными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!»«Слово о полку Игореве», XII в.Обращаем внимание на имена, время. Это задание учит концентрировать внимание в первую очередь на атрибутике.Обращаем внимание на фигуру автора. Здесь полезно сделать предположения о степени его осведомленности и заинтересованности. Это позволит нам вскрыть субъективную сторону источника и ответить на вопрос: можем ли мы ему доверять, и в какой степени он заслуживает доверия?Переходим к содержанию текста. Важно обратить внимание на понятия, которые используются в источнике. Относятся ли они к эпохе, когда был создан источник?«Поелико в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы товарищам и считать Новый год повсеместно с первого генваря. А в знак доброго начинания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшение из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».Декрет «О мире», 1917 годДокумент – шуточная подделка, к Петру I не имеет отношения, подобных очень много в Сети.Задания по тексту, как правило, сложности не вызывают. Но, когда они выходят за его рамки, требуют привлечения знаний по разным предметам, ученик может оказаться в тупике, и задача учителя в этот момент – подвести к решению возникшего затруднения.Давайте вернемся к нашему первому источнику. Я подготовил еще один фрагмент из него:«Ничего нам не остается дальше, как ложиться и умереть. С каждым днем все хуже и хуже. Последние дни единственным источником нашего существования был хлеб. (…) Сейчас я перечла опять весь свой дневник. Боже, как я измельчала! Думаю и пишу только о еде, а ведь существует, кроме еды, еще масса разных вещей».Дневник открывает нам самое личное, то, что, возможно, никогда не прозвучит вслух. Годы войны в блокадном Ленинграде были особенно тяжелыми. Об этом и рассказывает дневник девочки-подростка Лены Мухиной. Ей вторит Юра Рябинкин 16 лет:«Я скатился в пропасть, названную распущенностью, полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором. Я недостойный сын своей матери и недостойный брат своей сестры. Я эгоист, человек, в тяжкую минуту забывающий всех своих близких и родных. И в то же время, когда я делаю так, мама выбивается из сил. С опухшими ногами, с больным сердцем, в легкой обуви по морозу, без кусочка хлеба за день она бегает по учреждениям, делает самые жалкие потуги, стараясь вырвать нас отсюда. Я потерял веру в эвакуацию. Она исчезла для меня. Весь мир для меня заменился едой. Все остальное создано для еды, для ее добывания, получения…Я погибший человек. Жизнь для меня кончена. То, что предстоит мне впереди, то не жизнь, я хотел бы сейчас две вещи: умереть самому, сейчас, а этот дневник пусть прочла бы мама. Пусть она прокляла бы меня, грязное, бесчувственное и лицемерное животное, пусть бы отреклась от меня – я слишком пал, слишком…»Что за преступление мог совершить Юра? Он утаил от матери с сестрой часть полученного продовольственного пайка – жуткий поступок в условиях страшного голода. Последние страницы его дневника – попытка исправиться, остаться человеком в нечеловеческих условиях. Лена дожила до снятия блокады, но не осталась в Ленинграде. Последние годы жизни она провела в Москве, умерла в августе 1991 года. Юра погиб от истощения во время блокады. У него не хватило сил встать с кровати, спуститься по лестнице и дойти до эвакуационного пункта. Мать спасла дочь, но оставила ее сиротой, умерев почти сразу за пределами города.Хорошо известен другой документ: это дневник Тани Савичевой, ленинградской школьницы. Тяжело читать такой источник, зная, что за ним стоит живой человек, ребенок. Это важно – быть неравнодушным. Для меня, как для учителя, очень важно пробудить интерес к человеку, который написал этот текст. И, опираясь на это чувство, мы получаем мощный стимул для изучения источника.Никогда не смогут передать весь ужас сложившейся ситуации скупые цифры статистики. Как отмечает американский политический философ, «в осаде Ленинграда погибло больше мирных жителей, чем в аду Гамбурга, Дрездена, Токио, Хиросимы и Нагасаки вместе взятых».Особое место занимают официальные источники. Несмотря на эмоциональную скупость, только они способны дать нам представление о масштабе исторических событий.Однако мы победили. Можем себе представить реакцию людей на это сообщение. (Звучит сообщение Левитана о прорыве блокады Ленинграда.)Подведем итоги.Анализ художественного исторического текста:Шаг 1. Инициировать эмоциональный отклик у учащихся и поддерживать его на протяжении всей работы с текстом.Шаг 2. Установить эмпатическую связь учащихся с автором источника.Шаг 3. Атрибуция источника (кто автор, когда был создан).Шаг 4. Анализ содержания источника.Шаг 5. Актуализация исторического контекста (ситуации, в которой появился источник).Навыки критического анализа источника пригодятся не только на уроках в школе. Эти навыки важны для нас в жизни. В условиях вызовов, которые бросает нам сама жизнь, от того, сформированы ли они, зависят наши поступки. Они могут уберечь всех нас от манипулирования. Они помогают бороться с фальсификацией прошлого и настоящего.Спасибо за внимание.Список источников1. Блокадный дневник Лены Мухиной www.litlib.net/bk/51937/read2. Задонщина readli.net/zadonshhina3. Дневник Юры Рябинкина rutlib.com/book/11096/p/9​Виталий Троилов, учитель истории и обществознания средней школы №1 города Ялуторовска Тюменской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt