search
main
0

Человек всегда выше обстоятельств

​В минувшем году в Московском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина. Вот что рассказала об этом главный режиссер МТЮЗа народная артистка России Генриетта ЯНОВСКАЯ.

Как же как для Чехова, для Володина главными были человек и процессы, которые происходят в человеке, поэтому володинская драматургия (не только драматургия, но и его стихи) обращена именно к человеку, ставит и человека выше обстоятельств, выше государства, выше стран, и то, что происходит в человеке – его конфликты, боли, муки, счастье. Зрителям в театре ничего не надо объяснять. Театр занимается миром человека, пытается в нем найти неизвестное или болезненное, острое, вступает по этому поводу в диалог со зрителем. Они необходимы друг другу – и театр, и зритель, – но они существуют в прямом диалоге. Театр вызывает чувства, он возвышает душу человеческую.Драматургия Володина – появление на сцене нового, другого человека, она говорит другим языком про другого человека. Поэтому, когда этот человек не достигал каких-то высот по профессии, не вступал в какие-то производственные конфликты, не занимался продвижением каких-то идей, мыслей, смыслом, а пытался жить и выжить, услышать другого, когда главной болью была боль его собственной жизни, – это рождало абсолютно шоковое ощущение от спектаклей.Я считаю, что процессы, происходящие в человеке, – развитие, расширение берегов для человека, грубо говоря, углубление души – предмет театра, то, о чем мы говорим, то, о чем мы стараемся говорить, – вечные проблемы, которые главнее всего.«Человек, – говорит Даль в своем словаре, – это каждый из людей, высшее из земных созданий, одаренное разумом, словесной речью и свободной волей. Как животное отличается от растения осмысленно инстинктом, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью. И образует не род и не вид животного, а Царство Человека. Посему нередко человек означает существо, достойное этого имени». Зритель в зале всегда очень разный – мужчины, женщины, разнообразные национальности, возрасты, поэтому у них у всех самые разные ассоциации.Театр – способ существования человека в себе, конфликта с миром, конфликта с предметом. Театр все время действенен, он не рассказчик. Человек выбирает тот путь, что становится для него главным в жизни. Театр дает много возможностей, внимание к жизни каждого человека, а не масс – вот что такое театр.Когда говорят: «Театр соединяет людей», – это не совсем так, он разъединяет людей, обращается в зале к каждому отдельно взятому человеку, соединяются зрители (если театр на самом деле театр) единым ритмом дыхания, и если спектакль победил, они чувствуют сообщество в этом зале. Театр обращается к твоим личным ассоциациям, к твоему личному ночному неспанию, к твоему личному почему-то через несколько дней воспоминанию о спектакле, который ты почему-то смотрел и который почему-то в тебе сидит. Я полагаю, что обязанность человека, занимающегося любимыми творческими делами перед собственной совестью, перед собственными возможностями, перед своей профессией и даром, перед пределом своих возможностей – все время стучаться потолком в предел своих возможностей, видеть, как сегодня он низок или немножко приподнялся, этот потолок.Ты не обязан, если отвечаешь перед собственной совестью, делать то, что ты не считаешь для себя возможным. Ты должен видеть пределы того, что ты можешь сделать.Миссия театра (если говорить высокими словами) в том, чтобы не потерять человека, не превратиться в масскультуру. Во все века большинство выбирает массовую культуру, то, что легче, и это естественно. Когда мы приезжали в 80-х со спектаклями в Германию, разговаривали, я понимала, что главное, оказывается, у этого государства – дать культуру, обучить. Видимо, там были люди, которые поняли, что это необходимо для развития страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте