Одна из наиболее значимых педагогических позиций – образовательная система, нацеленная на развитие одаренности учащихся, мотивирует каждого на выявление, осознание специфичности и развитие собственных способностей. Поскольку для большей части одаренных детей тяга к знаниям и развитию естественна как воздух, надо поддержать этот огонь творчества, чтобы он осветил всех окружающих. Тогда остальные учащиеся, осознавшие полезность и радостность подобного жизнеутверждающего (и жизнеспасающего!) поведения, начинают также стремиться к личностному развитию.
«Человек, как звезда, рождается, чтоб светлее стала Вселенная…» Эта цитата возникает в памяти как метафорическое обозначение того смысла, которым мы стремились наполнить IV Международный межшкольный фестиваль творческих инициатив «Леонардо», который был проведен МПГУ, Северным окружным управлением образования, Центром образования №1409. Авторы более тысячи двухсот работ участвовали в заочном туре, более шестисот вышли в финал. Лучшие проектно-исследовательские работы были представлены на десяти секциях. Москва, Казань, Калуга, Салават, Рязань, Товарково, Жуков, Балабаново, Красногорск, Зеленоград прислали своих представителей – одаренных в разных областях учащихся. Высокий творческий потенциал продемонстрировали школы Северного округа – авторы более 200 проектов были отмечены дипломами в различных номинациях. Наши друзья из школ-партнеров ближнего и дальнего зарубежья также поделились опытом научных исследований, отправив свои работы на фестиваль.Идея объединения представителей разных культур, исследователей разных областей знания, проявляющих интерес к разным видам художественного творчества, была символично обозначена на торжественном открытии фестиваля – его участников приветствовали Николай Михайлович Карамзин и Леонардо да Винчи. Просветитель и гуманист вступили в диалог, обозначив антропологическую направленность фестиваля. Создание ценностной ориентации – Я, не только познающий и присваивающий знание, но Я, передающий знание другому, – сверхзадача созидательной исследовательской деятельности научного общества «Карамзинисты», созданного в ЦО №1409 в первый же год его открытия. Карамзинист в современном понимании этого слова – человек, для которого дороги «души прекрасные порывы», стремление к творчеству, развитию, созданию позитивных, интеллектуально-этических отношений между людьми. Международный межшкольный фестиваль творческих инициатив «Леонардо» – одно из основных направлений реализации программы деятельности научного общества.За четыре года своего существования фестиваль прошел несколько этапов развития – от локально-окружного, на уровне работы с учащимися московских школ, к региональному и международному, поскольку в нем принимают участие образовательные учреждения Италии, Болгарии, Словакии, Англии, США, Испании, Белоруссии.В центре внимания детско-взрослой общности – человек-исследователь, его взаимоотношения с окружающим миром и с себе подобными. Именно поэтому символом фестиваля стала фигура Леонардо да Винчи – универсального человека, яркой творческой личности, творившей на благо всего человечества.Творческую деятельность учащихся поддерживают преподаватели ведущих вузов Москвы. Ученые участвуют в работе так называемой виртуальной лаборатории, благодаря чему у ребенка-исследователя появляется научный консультант – специалист в той или иной области. При этом школьники, родители, учителя, студенты педагогических вузов как тьюторы работ имеют возможность вступить в творческий диалог с квалифицированными и доброжелательными консультантами не только в виртуальном пространстве, но и на регулярно проводимых консультациях-диалогах по подготовке проектно-исследовательских работ. Мы учитываем необходимость создания различных по форме вариантов общения в соответствии с личностными потребностями участников образовательного процесса.Фестиваль – центральное событие в деятельности научного общества – предусматривает годовое педагогическое проектирование системы мероприятий по включению в исследовательскую деятельность школьников, мотивированных на участие в фестивале «Леонардо».Проводимый в начале учебного года конкурс «Конверты ярких идей» стимулирует каждого ученика на выдвижение интересных, по его мнению, проблем, в результате чего постепенно определяется тематика классных и индивидуальных проектов и школьники вовлекаются в деятельность клубов малых академий научного общества.Координационно-аналитический совет проводит трехэтапную оценку каждой работы на основе единых критериев – на внутриклубном конкурсе, на открытых публичных слушаниях (они весьма продуктивно прошли в январе) и на самом фестивале.Опыт работы с детьми на протяжении многих лет дает нам возможность утверждать, что создание школьником (и даже студентом, но об этом отдельный разговор) проекта или исследования, стимулирующего его развитие, требует индивидуального, четко спроектированного руководителем поэтапного диалога с каждым ребенком. Более продуктивным он становится, когда в него вовлекаются не только научные руководители – учителя, но и заинтересованные в развитии ребенка научные консультанты – специалисты в определенной области, родители, психологи.Путь от сообщения о главном герое литературного произведения в форме, близкой к докладу, до настоящего исследования был поэтапно проделан, например, Настей Казьминой (ЦО №1409) после появления на ее электронном адресе письма научных консультантов, в котором они предлагали ей развернуть в нескольких возможных плоскостях исследование, посвященное Барону Мюнхгаузену. Стимулируя таким образом ребенка к творческому поиску и задавая вектор развития его компетенций, взрослые создавали ситуацию самостоятельного выбора в соответствии с той зоной ближайшего развития, которая интересна и посильна на данный момент ребенку.Педагоги неоднократно убеждались в том, что участие в фестивале мотивирует и организует школьника на плодотворное познание мира и становится стимулом развития его исследовательских компетенций. При этом повороты на его творческом пути чаще всего непредсказуемы (и поэтому интересны и для него самого, и для сопровождающих его развитие), возможны остановки, но общая динамика развития обычно положительная. Например, наблюдение за птицами вызвало у Димы Рубашкина (НОУ «Светлые горы», Московская область) желание подготовить проект «Птицы Подмосковья». Этот проект он готовил с родителями. После удачного выступления на фестивале и последовавшего за ним этапа затишья его работа и рисунки были помещены в школьную газету «Навигатор 1409», что опять стало стимулом к поиску проблемы, интересной для презентации на фестивале. Идея изучить летательные аппараты появилась как след услышанного о Леонардо да Винчи – о том, как с детства Леонардо интересовался птицами, как наблюдал за ними, как сделал орнитоптер. Используя чертежи Леонардо, мальчик изготовил макет экспериментальной установки. Над проектом работал в сотрудничестве с учителем рисования, мама была в курсе его поисков. На фестивале Дима продемонстрировал более высокий по сравнению с предыдущей работой уровень оформления научного аппарата исследования, выступил удачно, хотя и сильно волновался. В каком направлении будет развиваться мысль юного экспериментатора – вопрос открытый. В индивидуальной карте деятельности члена Малой академии наук «Начало» отмечены позитивная диагностика развития, предполагаемые варианты дальнейшего развития и координируемая в соответствии с ними деятельность почетных академиков научного общества (сотрудничающих с нами представителей научно-творческого сообщества).Одна из наших концептуальных позиций – развитие интеллектуальной и творческой одаренности происходит в синтезе с развитием художественной одаренности. В рамках фестиваля «Леонардо» планируется дальнейшая реализация проекта «Школьные театральные сезоны», пилотный вариант которого был запущен в 2010 году. В прошлом году в нем приняли участие 6 школьных театральных коллективов, в этом – 12. В следующем году мы планируем расширить его границы, поскольку о желании участвовать в нем заявили школьные коллективы других городов РФ. В наших планах создание сообщества мотивированных в этой области учащихся и образование международного школьного театра.Объединение детей с ярко выраженным творческим потенциалом в области искусства, театра мы рассматриваем как возможность осуществления интеграции учебных программ по литературе, русскому языку, истории, иностранным языкам с программами школьных театральных объединений и других художественных клубов.На мой взгляд, сегодня незыблемыми должны быть традиции образования, когда система знаний, подобно крепкому дому, складывается из планомерно выкладываемых в память и мышление ребенка кирпичиков – тех предметов, которые изучались на протяжении веков и изучаются во всем прогрессивном мире, сложенных учителями-предметниками с любовью к ученику и к своему предмету.Развитие интегративности мышления в том объеме, который необходим школьнику в соответствии с его личностно-физиологическим запросом, на мой взгляд, привилегия таких форм, как фестиваль, конкурс, олимпиада, безусловно доказавших (при всех отдельных недочетах роста) свою эффективность. Дать одаренному ученику (а я убеждена – каждый ребенок одарен) возможность получить фундаментальные знания и фундаментальные компетенции (метапредметные, предметные и личностные) на уроках по предметам и создать благоприятные условия для работы над индивидуальным проектом в содружестве и сотворчестве с компетентными в данной проблеме профессионалами – основная задача педагогического проектирования образовательного процесса в современной российской школе. Тогда невнятно обозначенная как учебный предмет индивидуальная работа займет свое достойное место в школьной образовательной системе в рамках деятельности научно-исследовательского общества и МАНов в форме проектной, исследовательской работы, демонстрирующей поэтапно формируемые исследовательские компетенции ученика.При этом, учитывая, что такая работа «прорастает» из материала того или иного (а чаще – при эффективном руководстве – нескольких) предмета плюс личных исследовательских предпочтений ученика, мы имеем возможность осуществить ту заветную интеграцию областей знания, которая способствует формированию целостной, гармонично развитой личности.Опыт проведения фестиваля дает основания говорить о нем как о базовой образовательной структуре, объединяющей в единое целое деятельность ребенка в сферах основного и дополнительного образования. Система поэтапного проектирования работы ученика над создаваемым им исследованием или проектом, внедренная в ЦО №1409, школы России воспринимают как актуальный педагогический опыт.Фестиваль – это праздник. Особенно если его организуют для и ради детей. Его торжественное открытие, дальнейшее продолжение мы осмысляем, проектируем как возможность формирования в детях понимания радостности процесса исследования и нахождения в пространстве встреч с такими же творческими личностями.Интересно и радостно открывать новое, неизведанное совместно с юными талантами и нам, взрослым, создающим и созидающим фестиваль. Поэтому члены жюри и учителя долго не могли расстаться после его окончания, определяя стратегию и тактику подготовки следующего фестиваля.Фестиваль «Леонардо» создал уникальный образовательно-просветительский прецедент – практико-ориентированное формирование учительского корпуса для поддержки и развития одаренности ребенка. Значимо и то, что фестиваль выполняет объединительную задачу. Вовлеченные в пространство фестиваля школы и вузы регионов готовы на основе «кустового принципа» продолжать работу по организации региональных этапов фестиваля, аккумулируя и развивая его образовательно-просветительские идеи.Ирина ПОДРУГИНА, доктор педагогических наук, профессор МПГУ, научный руководитель ЦО №1409, автор концепции фестиваля «Леонардо»
Комментарии