search
main
0

Человек среди людей

Создание программы является попыткой скорректировать последовательность изучения основных и естественных прав и свобод человека и его обязанностей в 7-8-х классах. Она рассчитана на работу в течение учебного года – 34 часа.
Курс посвящен изучению самого себя в окружающем мире, взаимодействий между людьми, естественных и основных прав человека; изучению прав ребенка и возможностей защиты прав с помощью методов, предусмотренных законом.
Целью данного курса является воспитание у учащихся чувства собственного достоинства и уважения к достоинству других людей; осознание себя как личности; уважение прав других людей и умение отстаивать и защищать свои собственные права, понимать язык законов. Формирование толерантности мышления как основы правового мировоззрения. Научить детей ориентироваться в житейских конфликтах.
Программа ставит следующие задачи:
сформировать у детей систему представлений о человеке как биосоциальном существе, как личности и индивидуальности;
сформировать систему представлений о правах человека и способах их защиты, сориентировать учеников на правовые методы разрешения конфликтов;
сформировать представление о форме и языке юридических документов;
воспитать убеждение, что обладание правами и свободами тесно связано с личной ответственностью за свои поступки и с определенными обязанностями по отношению к правам других людей;
подвести учеников к осознанию условий, при которых существующие правила и законы будут способствовать наибольшему расцвету прав и свобод;
вырабатывать у детей навык оценки общественных явлений и жизненных ситуаций с правовой точки зрения.
Курс состоит из пяти разделов:
1. “Человек среди людей” – 7-й класс.
2. “Естественные права человека” – 7-й класс.
3. “Основные права человека” – 8-й класс.
4. “Права ребенка” – 8-й класс.
5. “Защита прав человека” – 8-й класс.
При изучении первого раздела дети получают начальные представления о человеческой личности, ее достоинствах, о взаимодействии личности с окружающим пространством, об общении между различными людьми, о причинах возникновения конфликтов между людьми и стилях поведения в конфликтной ситуации, о проявлении толерантности к различиям людей.
Второй раздел посвящен изучению основных естественных прав человека.
При изучении третьего раздела ученики получают начальные представления о системе прав человека.
В четвертом разделе рассматриваются права ребенка, отличие прав ребенка от прав взрослых.
Пятый раздел посвящен проблеме реализации и защиты прав в современном обществе.
Методика обучения предполагает беседы, ролевые и деловые игры, работу в малых группах, дискуссионные и диалоговые формы занятий, изучение нормативных документов, психологические упражнения, творческие работы и т.д.:
Знания, которые получают учащиеся, помогают детям защищать как их собственные права, так и права других людей.
Умения работать с нормативными документами.
Навыки: слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей, общаться с другими, решать проблемы. Эти навыки помогают детям: анализировать окружающий их мир; понимать, что права человека – это путь к улучшению их собственной жизни и жизни других людей; предпринимать действия по защите прав человека.

Программа курса (7-й класс)
Раздел I. “Человек среди людей”.
Тема 1. “Человек – биосоциальное существо”.
Различные теории происхождения человека. Научные определения понятия “человек”. Отличительные признаки человека от животного (речь, прямохождение, способность создавать и использовать орудия труда в процессе общественного труда и т.д.). Отсутствие генетической программы поведения как предпосылка формирования социального регулирования отношений между людьми. Социальная жизнь человека. Биологические и социальные факторы, влияющие на развитие человека.
Понятия: человек, социум, социальная жизнь, биологические факторы, социальные факторы.
Тема 2. “Я – личность, я – индивидуальность”.
Определение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Различные подходы к понятию “личность”. Составляющие компоненты “личности”: характер, воля, внешность и т.д. Влияние биологических и социальных факторов на становление личности.
Понятия: индивид, индивидуальность, личность, характер, сила воли.
Тема 3. “Я и мое окружение”.
Окружение личности. Семья, школа, ровесники, взрослые люди как факторы окружающего пространства. Отличительные особенности различных “я” (возраст, пол, здоровье и т.д.). Влияние отличительных особенностей людей на их взаимодействие. Условия, предупреждающие возникновение разногласий между различными “я”.
Понятия: окружение личности, окружающее пространство, факторы окружающего пространства, правила поведения.
Тема 4. “Общение без конфликта”.
Определение понятия “общение”. Компоненты полноценного общения. Значение общения для человека. Виды общения. Формальное и неформальное общение. Ребенок в неформальном общении.
Общение без конфликта. Определение понятия “конфликт”. Типы конфликта. Внутриличностный конфликт. Конфликт между двумя или более личностями. Личностно-групповой конфликт. Межгрупповой конфликт. Основные этапы конфликта. Возникновение конфликтной ситуации (стадия противоречия). Осознание конфликтной ситуации. Конфликтное поведение. Варианты разрешения конфликта:
полное или частичное превосходство над партнером, полное или частичное подчинение партнеру, относительное равновесие.
Стиль поведения человека в конфликтной ситуации (сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление, сотрудничество).
Понятия: общение; формальное и неформальное общение; опыт человечества; собственный опыт; самоуважение; самооценка; конфликт; бесконфликтное общение; сотрудничество; компромисс; избежание; соперничество.
Тема 5. “Толерантность – основа правового мировоззрения”.
Определение понятия “толерантность”. Значение толерантности в жизни человека и общества. Существующие различия между людьми (расовые, национальные, религиозные, социальные, половозрастные, физические и умственные и т.д.). Необходимые условия проявления толерантности к различиям. Дискриминация, ее виды: расизм, национализм, фашизм, религиозные преследования, дискриминация по половому признаку. Терпимость, отрицание насилия в отношениях между людьми. Уважение человеческого достоинства.
Понятия: толерантность; толерантность мышления; инакость; раса; нация; культура; дискриминация; расизм; национализм; предрассудок; стереотип.

Раздел II. “Естественные права человека”.
Тема 6. “Генезис понятия “естественные права”.
Определение понятия “естественные права человека”. Роль крупнейших мыслителей в области государства и права, развивавших идеи естественного права: Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.), Цицерон (106 г. до н.э. – 43 г. до н.э.), Джон Локк (1632 г. – 1704 г.), Шарль Монтескье (1689 г. – 1755 г.), М.М.Сперанский (1772 г. – 1839 г.), Б.Н.Чичерин (1828 г. – 1904 г.):
(право на жизнь, право на свободу, право на личное имущество). История создания Всеобщей декларации прав человека. Конституция РФ – Основной закон страны.
Понятия: естественные права человека. Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, пакт, Конвенция о правах ребенка.
Тема 7. “Основные естественные права человека”.
Определение понятия “право”. Права и обязанности человека. Права отдельной личности и права коллектива. Способы избежания конфликта между правами и обязанностями отдельной личности и коллектива.
Право на жизнь – это основное неотъемлемое право человека. Конституционные гарантии права на жизнь. Эвтаназия, убийство – нарушение права на жизнь. Проблема смертной казни.
Право на свободу и личную неприкосновенность. Определение понятия “свобода”. Связь между понятиями “жизнь” и “свобода”. Символ свободы. Свобода и вседозволенность. Границы свободы. Определение понятия “личная неприкосновенность”. Виды личной неприкосновенности. Конституционные гарантии права на личную неприкосновенность.
Право на личное имущество. Невозможность произвольного изъятия личного имущества.
Право на равенство. Определение понятия “равенство”. Различные точки зрения на равенство (консервативная, либеральная, социалистическая). Биологическое неравенство индивидов и стремление к уравнительности. Определение понятия “одинаковость”. Соотношение терминов “равенство” и “одинаковость”. “Юридическое” или “правовое” равенство. Конституционные гарантии права на равенство.
Стартовые возможности как условие реализации своих естественных прав. Различные точки зрения на абсолютное равенство.
Понятия: права и обязанности; жизнь; эвтаназия; убийство; смертная казнь; свобода и личная неприкосновенность; вседозволенность; равенство; одинаковость; правовое равенство; стартовые возможности; абсолютное равенство.

Программа курса (8-й класс)
Раздел III. “Основные права человека”.
Тема 1. “Обычай, мораль, право”.
Формирование обычаев, традиций, правил поведения. Формирование системы табу, обычаев, традиций – системы, позволяющей человеку почти инстинктивно реагировать на ту или иную ситуацию.
Формирование морали на основе обычая. Осознанность и личная ориентированность моральных (нравственных) норм. Мораль и религия, христианские заповеди. Толерантность как неотъемлемая составляющая моральных норм. Отличие морали от обычая.
Право – третья система правил поведения или норм. Правовые нормы и их отличия от моральных (нравственных норм): обязательность, выполнимость, фиксированность, унифицированность (в пределах государства), наказание за нарушение, а не за замысел.
Взаимосвязь морали и права, “справедливость права”.
Понятия: обычай, мораль, нравственность, традиции, табу, обряд, ритуал, религия, право, нормы морали, нормы права.
Тема 2. “Система прав человека”.
Права человека – определенная система. Критерии классификации прав. Общепринятая классификация прав человека:
Права и свободы первого поколения (гражданские, политические)
Права и свободы второго поколения (экономические, социальные, культурные).
Понятия: система прав человека, общепринятая классификация прав человека.
Тема 3. “Гражданские права”
Основные гражданские права: право на личную неприкосновенность; право на личное достоинство; свобода от жестокого обращения, пыток и насилия; право на неприкосновенность личной и семейной жизни.
Определение понятия “приватное пространство”. Частная жизнь. Тайна переписки. Семейная и личная тайна. Неприкосновенность жилища.
Право на свободное передвижение. Свобода выбора места жительства в пределах государства. Прописка. Беженцы.
Право на защиту закона. Принцип равенства всех перед законом. Презумпция невиновности. Нарушение основных прав человека. Соблюдение чужих прав как гарантия соблюдения прав каждого человека.
Понятия: закон, беженцы, “приватное пространство”, презумпция невиновности, гражданские свободы, процессуальные (процедурные) права, Гражданский кодекс РФ.
Тема 4. “Политические права”.
Понятие “политические права”. История борьбы за свободу и демократию. Возможности различных институтов гражданского общества для борьбы за права человека.
Взаимосвязь гражданских и политических прав.
Свобода мысли совести и религии. Проявление толерантности как способ избежания разногласий и конфликтов на почве различий убеждений людей.
Право свободно распространять и получать информацию. Ограничение права на распространение информации. Государственная тайна. Запрет пропаганды войны, насилия, разжигания национальной и религиозной розни и т.д.
Право на свободное проведение мирных собраний и создание ассоциаций (профсоюз, партия, движение, общественная организация). Правомерность запретов и ограничений на проведение собраний и создание ассоциаций.
Право на участие в управлении делами государства.
Понятия: государственная тайна, ассоциация, свобода совести, религия, религиозное сознание, дела государства, цензура.
Тема 5. “Экономические права”.
Специфика экономических прав.
Право собственности. Частная собственность. Владение, пользование, распоряжение. Имущество и невозможность его произвольного изъятия.
Право на свободный выбор занятий, на благоприятные условия труда. Защита от безработицы.
Понятия: собственность, частная собственность, собственник, имущество, владение, пользование, распоряжение, условия труда, безработица.
Тема 6. “Социальные права”
Определение понятия “социальные права”. Отличия социальных прав от гражданских и политических.
Взаимосвязь социальных прав с обязанностями гражданина (уплата налогов и т.д.). Роль институтов гражданского общества в решении социальных проблем.
Право на достойный уровень жизни. Неравномерность развития разных стран мира. Голод и недоедание. Деньги и права человека. Возможности взаимоотношений между бедными и людьми, имеющими достаток.
Брак и семья. Право на семейную жизнь.
Право на физическое и психическое здоровье. Проявление толерантности к бедным как важное условие реализации их прав.
Право на благоприятную окружающую среду. Экологические проблемы.
Понятия: достойный уровень жизни, обязанности гражданина, социальные проблемы, экологические проблемы, брак, семья, Семейный кодекс РФ.
Тема 7. “Культурные права”.
Культурные права как неотъемлемая часть прав человека, способствующая духовному развитию, сохранению исторического и культурного наследия. Терпимое отношение и уважение к культуре других народов.
Нормативно-правовые основы осуществления культурных прав.
Право на образование. Обязательное всеобщее бесплатное образование. Платное образование.
Право на свободное участие в культурной жизни. Проблема доступности культурной жизни. Проблема доступности культурных ценностей.
Авторское право. Свобода научных исследований и творческой деятельности. Интеллектуальная собственность.
Понятия: историческое и культурное наследие, культурные ценности, авторское право, интеллектуальная собственность.

Раздел IV. “Права ребенка”.
Тема 8. “Права ребенка”.
Отличие прав ребенка от прав взрослых.
Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Права ребенка в семье.
Права ребенка в школе. Правовой статус подростка.
Понятия: дееспособность, декларация, конвенция, правовой статус.

Раздел V. “Защита прав человека”
Тема 9. “Защита прав человека”.
Нарушение прав человека в мировой истории. Геноцид. Апартеид. Политические репрессии. Международные организации в борьбе за права человека (ООН, Европейский Совет, СБСЕ).
Права человека в современной России. Российские правозащитные организации.
Возможности и механизмы борьбы за права человека. Элементарные правозащитные технологии.
Понятия: геноцид, апартеид, политические репрессии, тоталитаризм, правозащитные технологии.

Наталья ГУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте