Валерий КОНЫШЕВ, учитель географии и экологии Степнинской средней школы Марьяновского района, шутит, что его ногам не дает покоя голова. И еще… жадность – до жизни: «Хочу познать жизнь со всех ее сторон, успеть всегда и везде, а отсюда и девиз – жить, а не существовать. Я человек, который исповедует здоровый образ жизни, приносящий удовлетворение».
Голова у Валерия Александровича известной поговорке не соответствует – ясная. Коллеги говорят, что Конышев – личность многогранная и одаренная. В прошлом году Валерий Александрович стал победителем областного тура «Учитель года», нынче выиграл президентский грант по национальному проекту «Образование». Мир интересов педагога обширен. Это география – как наука во всем ее многообразии, экология – не как предмет, а образ жизни, краеведение – как мироощущение, туризм – как вечное стремление к неведомому. Но главное его качество – доброта. У Конышева не только голова ясная, но и улыбка светлая. Он не просто верит в доброту, а стремится передать ее окружающим, вложить ее в души своих воспитанников.
Ребята влюблены в своего учителя. Может, потому, что Валерий Александрович – учитель не строгий? Мягкий, ровный, спокойный. Но дисциплина на его уроках железная. Правда, уроки у Конышева необычные. Чаще уличные, некабинетные. Педагог считает, что ребенку надо дать ощутить самому все, что можно. Пусть он увидит, попробует, измерит, то есть дойдет во всем до сути. Для Конышева и его ребят география – наука, которую надо изучать «ногами». Его уроки – это сплав географии, биологии и здорового образа жизни. Потому и родилась у Валерия Александровича сначала идея, а потом и собственная система уроков, полевых практикумов, которая дает ребятам не только знания, но, может быть, нечто более важное: любовь к родному краю и умение дружить – друг с другом и природой.
«Камышловка – чудо родного края» – так называется проект, посвященный охране и изучению уникального природного объекта «Камышловский лог», разработанный учителем Степнинской средней школы Валерием Александровичем Конышевым. За четыре года существования проект был отмечен областными, всероссийским и международным грантами. Более того, речушка Камышловка объявлена ключевой орнитологической территорией России, а Валерию Александровичу присвоен статус ее хранителя. Вместе со своим классом, в полном составе вступившим в школьное экологическое объединение «Дрофа», организованное Конышевым более десяти лет назад, учитель занимается спасением речушки и ее окрестностей.
– Маленькая река – вовсе не мелочь. Из таких речушек и состоит наша планета. Если каждый будет заботиться о родном ручейке, озере, мы поможем всей Земле. Для нас Камышловка – самая родная. Получается, что мы, помогая маленькой реке, делаем большое дело. Валерий Александрович так всегда говорит, – объясняют одиннадцатиклассники Ермек Ибраев, Саша Трейзе и Люда Шестерикова, самые активные участники объединения «Дрофа».
Впрочем, класс у Конышева не один – в его объединение входят ребята разного возраста. И даже разного места жительства. Он старается объединить как можно больше детей – любовью к Родине и реальным живым делом. Каждый год около села Степного дружно разбивается палаточный город, в котором кроме степнинских детей работают, думают и отдыхают ученики школ района – Шараповской, Березовской, Орловской, Марьяновской. Кроме песен под гитару у костра ребята занимаются научно-исследовательской деятельностью. Причем не просто поучительной, но в самом деле спасительной. Летом совершили экспедицию вдоль Камышловского лога по трем районам области – Марьяновскому, Любинскому и Омскому. Вместе со степнинскими школьниками к участию в путешествии Конышев пригласил детей из поселка Москаленский. Юные экологи очистили русла родников и берега реки, вывезли больше тонны мусора. Под руководством педагога изучали дно водоема, измеряли скорость течения. По итогам экспедиции составили экологическую карту Камышловского лога. Зимой «Дрофа» проводит семинары и заседания «круглого стола» по вопросам экологии. «Детская» проблема благодаря усилиям учеников и педагога стала заботой взрослых тоже. «Юные инспекторы природы» выяснили, что самые опасные загрязнители – предпринимательские тепличные хозяйства на берегах Камышловки. Жители Степного предлагают разные пути решения проблемы – письма в газету, решения администрации… Дети используют метод убеждения – разговаривают с родителями, соседями, отдыхающими. Объясняют, что только общими усилиями можно сохранить красоту нашей природы и историческую память о первых поселениях сибиряков. Браконьеры, кстати, детей боятся больше, чем егерей. Стыдно. Тем более что кроме прочих искусств ученики Валерия Александровича Конышева владеют «важнейшим» – кино. По итогам экспедиций, раскопок и рейдов снимают документальные фильмы. А попасть в печальную историю родного края мало кому хочется.
К археологии у Валерия Александровича отношение тоже особое. Еще в студенческие годы он увлекся палеонтологией и собрал большую коллекцию, часть которой – бивень и зуб мамонта, челюсть мамонтенка – передал музею Марьяновского района.
– Я не помню, когда в первый раз в жизни надел рюкзак, – рассказывает Конышев, – но точно раньше, чем школьный ранец. С тех пор я исходил не одну сотню километров, увлекая за собой своих воспитанников. Осуществил свою давнюю мечту – совершил экспедицию с ребятами в таежный край моей малой родины – Усть-Ишим. Прошлым летом вместе с детьми принял участие в областной эколого-этнографической экспедиции по Тарскому району, где занимались исследованием речки Зимовная, вели раскопки городища XIII века, где в то время селилось угорское население.
Валерий Александрович утверждает, что он человек счастливый… по природе. И благодаря ей. Детство его прошло на севере Омской области, на берегах седого Иртыша, где особо ярко чувствуется величие и совершенство тайги. Еще тогда он решил всеми методами бороться за сохранение многообразия великой природы, чтобы счастливыми были как можно больше людей. Понимают его лучше всего дети – вот потому Конышев и стал учителем. Всегда знал, что нет на земле человека главнее, чем учитель, но о педагогике не мечтал. Поступил сначала в политехнический институт. Испугался, признается, что не сможет быть таким же хорошим педагогом, как мама. Лидия Алексеевна Конышева всю жизнь посвятила обучению сельских ребятишек. Теперь мать может гордиться сыном – его педагогическая технология «От экологии ландшафта к экологии культуры и личности» стала источником опыта для многих педагогов Омской области.
– Учитель, а тем более сельский учитель, работает с учениками не только в школе, – считает Валерий Александрович. – Общение после уроков, на улице, умение общаться с односельчанами, бытовая культура учителя – все это требует постоянной работы над собой. В селе не спрячешься за красивые слова, сказанные на уроке. А классный руководитель – это особая ответственность. Конечно, национальный проект «Образование» стал серьезным стимулом для нас. Я, к примеру, не припомню, чтобы когда-то педагоги в России получали премии за хорошую и добросовестную работу. Национальный проект может стать толчком для постепенного улучшения благосостояния учителей. Педагогов, заслуживающих лучшей доли, и в районе, и у нас в школе немало. Важно, чтобы и сам учитель стремился к высшей оценке своего педагогического труда. А что такое оценка для учителя? Конечно, лучшие награды за нелегкий педагогический труд – это победы учеников на олимпиадах, научно-практических конференциях. Но уж если ты не просто классный учитель, а классный руководитель, еще важнее, что у твоих детей – те же ценности, что и у тебя: вера в себя, в свое дело, в своих близких, в свою родину.
В последний день областного этапа конкурса «Учитель года» поддержать Конышева приехали не только представители Комитета по образованию Марьяновского района, но и ученики Степнинской школы. А когда жюри огласило свой вердикт, зал взорвался аплодисментами. «Мы вас любим!» – закричали ребята хором. Валерий Александрович улыбнулся не как обычно, радуясь солнцу и людям. Слегка растерянно – такой высокой оценки от своих детей он не ожидал.
Марьяновский район, Омская область
Комментарии