Цель: 1. Показать суть средневековой схоластики, познакомить учеников с жизнью и научной деятельностью Фомы Аквинского, сделав акцент на вопросах о единстве веры и разума и принципе «справедливой середины». 2. Продолжить работу по формированию у учеников навыков работы с документами, основными понятиями, анализа изученных фактов, работы с дополнительной литературой, навыков подготовки и умения делать сообщения. 3. Побудить учеников к раздумью о роли и месте человека на Земле.
«И сказал Бог – сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует Он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами пресмыкающими на земле».(Бытие, 1,26)
Необходимо подготовить к уроку:
1. Карточки с документами для работы в группах.
2. Видеофильм «Средневековый город» (фрагмент).
3. Бах «Рождественская оратория» – пластинка.
4. Задания для групп – на карточках с документами.
5. Основные понятия урока – на карточках на каждый стол.
6. «Правила работы в группах».
7. «Обязанности координатора группы» – на листах на каждый стол.
8. Логическое задание для каждой группы:
«Каково значение схоластики в истории философии?»
9. На доске – основные понятия урока (без пояснений).
10. На столах каждой группы:
а) список группы;
б) лист для учета работы в группе;
в) часы.
Многоликое средневековье. От этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. В истории за эти пять веков произошли большие перемены, человечество стало более цивилизованным. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире и о человеке все. Из нашей жизни исчезли многие тайны, и многое становится более простым и обыкновенным. Но произошло это не сразу, не вдруг!
Включить без звука видеофильм «Средневековый город» – как фон для вводного слова к уроку и выключить после прочтения стихотворения.
Сколько их, кто в темноте блуждая
Без надежд, без цели ищет путь
И не может, о судьбе гадая,
В собственное сердце заглянуть.
И. Гете
Эти первые пытались понять, познать мир и свое место в нем. Кто же они были, те, первые, заглянувшие в свое сердце, внимательно вглядывавшиеся в мир.
Дома вы должны были написать маленькие сочинения-размышления о взглядах Августина Блаженного и Франциска Ассизского на человека, его место в мире.
Кто хотел бы поделиться своими мыслями?
(Попросить прочитать два сочинения, а остальные ребята сдают учителю).
Итак, мы вспомнили двух из многих, для которых философия стала смыслом жизни. Один жил и творил в IV – V вв., а другой – в ХII в. Этот ХII век представляет для историков и философов особый интерес:
1. Продолжающийся конфликт между империей и папством.
2. Подъем ломбардских городов.
3. Крестовые походы.
4. Развитие схоластики.
Основы которых, конечно же, закладывались в предшествующие века.
Схоластика – новый этап в развитии средневековой философии.
Это и станет темой нашего урока.
1. Прочитать тему урока, записанную на доске.
2. В конце урока мы должны будем вместе сделать вывод:
3. А для этого мы должны будем рассматривать следующие вопросы – прочитать план урока:
1. Средневековая схоластика:
а) особенности средневековой схоластики.
2. Фома Аквинский о единстве веры и разума:
а) биографические сведения о Фоме Аквинском;
б) Фома Аквинский о единстве веры и разума.
3. Принцип «справедливой середины».
Вывод: значение схоластики в истории философии.
4. По ходу урока ребята выполняют задания (класс работает на уроке в группах):
а) все ученики по ходу урока делают записи в тетради (во второй части листа).
План Тезисы
1. 1.
2. 2.
б) работают с документом;
в) каждая группа выполняет свое задание, написанное на карточках с документами.
(Учитель обращает внимание на то, что записи в тетради позволят им лучше выполнить задание урока, что на партах для напоминания лежат карточки с правилами работы в группах и обязанностями кураторов, а к кураторам обращена просьба – следить за временем выполнения задания (оно указано на карточках, контролировать работу в группе, листы учета этой работы кураторы сдают в конце учителю).
Итак, вернемся в ХII век. В этот период средневековья (ХII-ХIII вв.) Европа переживала перелом, в прошлое уходили выработанные веками привычные общественные формы, старая культура, религия, наука. Уже видны были ростки нового во всех областях жизни человека. А что же нового появилось в философии в ХII-ХIII вв.? К началу ХII века относится возникновение схоластики. Что такое схоластика?
(Слово нашей гостье – «лингвисту») – лист с основными понятиями.
Схоластику как философскую школу отличает ряд характерных черт.
Во-первых, схоластика замыкается в пределах того, что называется религиозной ортодоксией. Это вызывало большие трудности: если философ-схоласт проповедовал воззрения, которые осуждал церковный собор, то он обычно выражал готовность отречься от своих взглядов. Это нельзя приписывать одной лишь трудности; такое поведение аналогично подчинению судьи, решению апелляционного суда, и объяснялось это тем, что многие монастыри были центрами просвещения.
Во-вторых, в пределах ортодоксии высшим авторитетом все больше и больше признается Аристотель, знакомство с сочинениями которого постепенно расширялось на протяжении ХII-ХIII столетий.
В-третьих, большим почтением пользуется «диалектика».
Вопрос к нашим гостям – философам. Напомните, пожалуйста, что значит «диалектика»?
В-четвертых, схоластам были присущи копание в мелочах и любовь к диспутам, а не мистицизм.
И пятая черта, представителей схоластики отличают уверенность в собственных умственных силах и свободное и решительное применение разума во всех вопросах, обсуждение которых догма не сделала слишком опасным.
Но схоластика имела и свои недостатки:
1. Безразличие к фактам и науке.
2. Вера во всесилие аргумента в вопросах, которые можно было решать только при помощи наблюдения.
3. Наконец, совершенно непомерное подчеркивание значения словесных различий и тонкостей.
Первым философом, которого можно считать схоластом в строгом смысле этого слова, является Росцелин. О нем известно не очень много. Росцелин родился в Компьене около 1050 года и преподавал в Лоше и в Бретани, где у него учился Абеляр. Реймский собор 1092 г. обвинил Росцелина в ереси; из страха, что церковники, падкие на крайние меры, забьют его камнями до смерти, он отрекся от своих взглядов. Росцелин бежал в Англию, но и здесь оказался достаточно опрометчивым и сцепился со св. Ансельмом. На этот раз он бежал в Рим, где примирился с церковью.
Около 1120 г. Росцелин исчез из истории, дата его смерти чисто предположительна. Из написанного Росцелином не сохранилось ничего, кроме одного письма к Абеляру, которое касается догмата троичности. Кроме того, он в этом письме потешается и унижает Абеляра. А недруги его говорили, что Росцелин не мог быть очень симпатичной личностью. Кроме этого, письма, взгляды Росцелина известны главным образом по полемическим сочинениям Ансельма и Абеляра. Ансельм заявлял, что, согласно Росцелину, человек – это не единство, а только общее имя. Ансельм заявлял, что Росцелин считает реальностью лишь то, что является чувственным. В общем, по-видимому, Росцелин придерживался воззрения, что целое, имеющее части, само по себе лишено реального существования и является только словом; реально существуют только части. Это привело Росцелина к неприятностям. Он считал, что три божественных лица есть три различные субстанции и что только укоренившаяся привычка мешает нам назвать их тремя богами.
Это-то и было признано ересью, от этих воззрений он отрекся на Реймском соборе. Ученик Росцелина Абеляр по таланту и известности превосходил своего учителя, занимался теологией, преподавал. Самая знаменитая его книга «Sic et non» («Да и нет», 1121-1122 гг.). В ней Абеляр заявляет, что диалектика (не считая Священного Писания) является единственным путем к истине. Но как человек он всегда отличался тщеславием, заносчивостью, высокомерием, несчастья же, выпавшие на его долю, сделали его озлобленным и породили в нем чувство унижения.
Абеляр сыграл наибольшую роль в развитии логики. Его философия – это критический анализ, преимущественно лингвистический. Но величайшим представителем схоластической философии считается Фома Аквинский. С ним нас познакомят приглашенные на урок известные «архивариусы».
Сообщение «архивариусов» – 3 мин.
Сколько веков отделяет нас от того времени, когда жил и творил Фома Аквинский? А имя его осталось в истории! Что же этому способствовало?
В своих трудах Фома Аквинский утверждал, что важнейшей целью и смыслом является достижение небесного блаженства.
К нему человека ведет церковь. Роль церкви выше, чем государство, и поэтому владыки этого мира подчинены церковной иерархии. Вот тут-то и возникает вопрос о знании, о вере, об их отношении друг к другу.
(Ребята приступают к работе с документами).
Давайте посмотрим, как этот вопрос решал Фома Аквинский.
Для начала попросим нашу гостью-«лингвиста» помочь нам разобраться в этих понятиях.
(См. лист с основными понятиями урока).
А теперь обратимся к документам. Поскольку вопросами веры и разума занимается и теология, то в своей работе посмотрим, какая связь была между ними.
(Каждая из трех групп получает карточку с документом, где указано задание группе, а также время, отведенное на работу). Ребята готовят свое задание и одновременно записывают его в тетрадь.
Заслушав ответы ребят, делаем еще раз все вместе вывод:
«В трудах Фомы Аквинского присутствует первенство, главенство веры над знанием». Этот вывод записываем в тетради как итог второго вопроса плана.
Итак, Бог сотворил мир из ничего, по своей доброй воле. Он (мир) неоднороден. Особое место в нем занимает человек (учитель читает эпиграф).
Субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог. Исходя из иерархической системы ценностей, в которой высшее благо отождествляется с Богом, а зло – с материальным миром, церковь разрабатывает учение о восхождении человеческой души к Богу как высшей цели человеческого существования. В философском учении Фомы Аквинского этот вопрос христианской веры нашел отражение в так называемом принципе справедливой середины в жизни человека.
Справедливость.
А что вкладывают в это понятие наши современники?
А какое толкование этому понятию дают лингвисты?
(Вопрос к гостю-«лингвисту»).
И к нашей гостье у нас есть еще один вопрос:
«А что значит понятие принцип?»
Каких же взглядов придерживался в этом вопросе Фома Аквинский?
Его позиции по этому вопросу были значительно умереннее, чем у его предшественников. Принципом «справедливой середины» должен руководствоваться человек в своей жизни. Хотя, конечно, предпочтительнее жизнь праведная в полном смысле этого слова, т.е. жизнь, не обремененная заботами о земных вещах, в первую очередь о богатстве, но богатство само по себе не является чем-либо греховным; человек имеет право им обладать и заботиться о его приобретениях.
Он должен только в этой и других своих земных заботах постоянно помнить о том, чтобы не нарушать законов морали, делиться своими излишками с ближними и смотреть на себя как на временного хранителя и распорядителя, а не полного собственника богатств.
Блага земной жизни, богатства следует рассматривать не как самоцель, а как средства, необходимые для нормального функционирования духа, поэтому умеренная забота об их приобретении и умеренные пользования ими вполне дозволены.
«Грех состоит в нарушении этой умеренности».
Итак, принцип «справедливой середины» разрешал в определенных границах заботу о земных благах; он включен в богословско-философскую систему схоластики.
Как в чаще символы,
Мы бродим в этом храме,
И взглядом пристальным
Следит за нами он.
Бодлер
Но так ли беспомощен человек в учениях схоластов?
Что дали эти философы человечеству?
Обращаемся к логической задаче.
(Ученики все вместе делают вывод – таблица – основа для него).
Да, схоласты проявляли больше уважения к человеку, предоставляли ему больше свободы, чем их предшественники.
Учение схоластов – это основа для тех взглядов, которые появятся в эпоху Возрождения, когда в честь человека будет звучать настоящий, великий гимн.
(Включить пластинку – Бах. «Рождественская оратория»).
На фоне музыки прочитать:
Два мира властвуют от века,
Два равноправных бытия;
Один объемлет человека,
Другой – душа и мысль моя.
И, как в росинке чуть заметной,
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так сметно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь…
И даже в час отдохновенья,
Подъемли потное чело.
Не бойся горького сомненья
И различай добро и зло.
Фет
Но так будет позже, и в этих прогрессивных переменах в философии есть и заслуга схоластов.
1. Кураторы сдают учителю листы учета работы в группах.
2. Кураторы сдают учителю собранные у группы в начале урока – сочинения, размышления – домашнее задание.
Домашнее задание
Из курса истории повторить, что значит «Эпоха Возрождения». каковы причины появления этой эпохи?
Жанна ВЕРШАНСКАЯ, учитель истории и обществознания, Санкт-Петербург
Комментарии