«Человек медийный» – сегодня это словосочетание наряду с известным «человек разумный» прочно входит в наш обиход. Нынешнюю социальную среду трудно представить вне информационных и коммуникационных процессов, реализуемых в медиапространстве.
Помочь молодому человеку не только чувствовать себя уверенно в медиасреде, но и сделать ее своей профессией – такова цель нового проекта московского образования «Медиакласс в московской школе». Участие в будущем учебном году в этом проекте для нашего коллектива станет новым шагом в направлении развития многопрофильной школы. И сейчас мы размышляем о том, какие педагогические задачи и какими средствами нам предстоит решать.
Поколение современных детей – «цифровых аборигенов» быстро адаптируется в медиасреде, легко усваивая технические правила поведения в ней, но не отличается критическим восприятием информации. Поэтому основная задача, которую призвана реализовать современная школа в этой связи, на мой взгляд, – формирование медиаграмотности как системы компетенций, которые необходимы для понимания онлайн-содержания и его критического осмысления через призму собственного восприятия действительности. В нашей школе обучению ребят навыкам поиска, анализа и переработки медиаконтента наряду с уроками и внеурочной деятельностью служит проектная деятельность, которой учащиеся занимаются уже со второго класса.
В этой связи мне как учителю представляется важным в процессе работы над проектами формировать у моих учеников умение понимать, что сегодня актуально, и говорить об этом, отвечая на злободневные вопросы современности. И мы с ребятами стараемся уловить тенденции развития общества, создавая в ходе проектной деятельности креативные востребованные продукты. Одним из таких медиапродуктов стал рекламный ролик о школе, созданный учениками 6‑го класса Дарьей Костиной и Федором Шорниковым. Вдохновившись творчеством удивительного художника А.М.Родченко, его необычной манерой фотографировать, создавать многослойные коллажи, используя несколько выбранных цветов, ребята проделали колоссальную работу: взяли за основу плакатный стиль СССР начала XX века, определили целевую аудиторию, проанализировали ролики других образовательных организаций, выделили достоинства своей школы, сочинили слоганы в духе Маяковского, придумали красивый видеоряд. Так они подтвердили девиз своего проекта: «Реклама есть стратегия плюс творчество!».
Да! Медиапространство – пространство творческое. А интерактивность современного контента, объединив разные формы репрезентации информации, открывает широкие возможности для самореализации. Мы с учениками убедились в том, что замечательным синтезом различных видов деятельности является создание буктрейлера – небольшого ролика, показывающего в произвольной художественной форме самые яркие моменты книги и являющегося рекламным продуктом, созданным для популяризации художественных произведений. В процессе работы над буктрейлером подросток осваивает и связывает визуальное искусство в мультимедийных приложениях, онлайн-пространство и литературу. Кроме того, самостоятельное создание медиапродукта способствует глубокому осмыслению книги и выявлению жизненных ценностей на основе прочитанного произведения.
Первый буктрейлер, посвященный книге Анны Манаховой «Двенадцать зрителей», был игровым и создан моими учениками еще в 5‑м классе. Ребята сами написали сценарий, сняли мини-фильм по этой повести. Опыт оказался настолько интересным, что мы решили создать целую серию буктрейлеров, различных по способам визуального воплощения и отражения содержания, – от повествовательных до концептуальных. Несомненной удачей стал ролик, созданный по книге замечательной современной писательницы Ольги Громовой «Сахарный ребенок», преподнесенный автору в дар и собравший большое число просмотров и благодарных откликов на Фейсбуке.
В век цифровой коммуникации, когда глубокое погружение в мир художественного, публицистического или научного текста может подменяться быстрым просмотром пабликов в соцсетях, сложно привлечь подростка к вдумчивому чтению. И лучшим способом возвращения интереса к живому слову является организация встреч с современными писателями, произведения которых потрясли, взволновали, заставили задуматься ребят. Поэтому так востребован среди моих учеников разных возрастных категорий проект «Живое слово на уроках литературы»: непосредственный диалог учит задавать вопросы, быстро реагировать, слушать и слышать собеседника, формируя навыки продуктивной коммуникации.
Традицию живых встреч продолжили проект нашего класса «Родители – детям о себе», в рамках которого ребята заново знакомятся со своими мамами и папами, и мастер-классы «Мы научились, и вас научим!», на которых школьники учат родителей писать статьи, работать с текстами и монтировать ролики…
Написание отзывов, рецензий, создание поздравительных мини-фильмов, видеорепортажей и интервью, проведение дебатов и дискуссий… В рамках одной статьи трудно охватить все виды и формы работы, которые наши учителя применяют для развития креативности, гибкости мышления, способности взаимодействовать с информацией, переосмысливать ее, справляясь с избыточностью, и тем самым создавать качественный медиаконтент.
Приступая к работе в проекте «Медиакласс в московской школе», уверены, что этот опыт поможет каждому старшекласснику еще больше раскрыть свой творческий потенциал и каждый из них сможет назвать себя «человек медийный». Для таких ребят и их единомышленников из других школ мы и открываем медиакласс. Добро пожаловать!
Елена СЕРГИЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №1518
Комментарии