В конце второго, начале третьего тысячелетия личность, по сути дела, стала вытесняться из политической деятельности. Политические функции “рядового” человека сужаются до участия в выборах представительно-законодательных органов власти. Об этом свидетельствует тот факт, что сегодня во многих странах до предельно низкого уровня доведен минимум голосующих на выборах. Но при этом считают выборы состоявшимися. В США, России и других государствах, например, для избрания президента и членов парламента достаточно 51 процента явившихся на участки избирателей, а на региональном уровне вдвое ниже – до 25 процентов от имеющих право голоса.
При таком положении избранным в первом случае считается тот, кто получил поддержку 50 процентов + 1, во втором – немногим более 12,5 процента участвовавших в голосовании.
Особенно заметно сегодня падение политической активности молодежного электората. Большая часть молодых избирателей сознательно устраняется от участия в выборах. Пассивные, аполитичные и отчужденные граждане не могут, разумеется, быть подлинными субъектами политики. Они чаще всего являются объектами политических манипуляций со стороны политической элиты и партийных лидеров.
В этих условиях для России, как и для большинства государств мира, принципиально важно поднять политическую культуру, расширить спектр понимания рядовыми гражданами своего места и роли в политическом процессе общества.
Политический процесс представляет собой совокупную деятельность всех субъектов политики, усилиями которых формируется и развивается политическая система общества в определенных временных и пространственных границах. Действующими лицами и силами политического процесса выступают отдельные граждане, их политические и общественные организации и объединения, социально-классовые, национальные и другие общности людей. Все они, как правило, определяют свои стратегические и тактические задачи. При этом для одних участников политического процесса главным является овладение властью, для других – ее закрепление и использование. В зависимости от этого складываются взаимоотношения между субъектами политического процесса. Они могут развиваться в форме сотрудничества, консенсуса, соперничества, антагонизма, борьбы и т.д.
Пространственные границы политического процесса очерчиваются в зависимости от уровня, на котором развивается процесс. В современной политической литературе выделяются и рассматриваются четыре таких уровня: 1) местный; 2) региональный; 3) общенациональный (общегосударственный); 4) международный. У каждого из них есть своя специфика, но в своем единстве они и образуют политический процесс.
Итак, политический процесс есть деятельность участвующих в нем политических субъектов. Главным действующим лицом в нем выступает человек, индивид, личность. И это действительно так, поскольку именно отдельная личность является исходным и основным элементом всех совокупных субъектов политики, политических отношений.
Каждый человек принадлежит к определенному классу, социальному слою, нации, этнической общности, является гражданином государства. А это значит, что каждая личность, желая того или нет, осознавая это или нет, включена в сферу политических отношений, первичными субъектами которых как раз выступают классы, нации, государство. Каждая личность в этих условиях не может стоять вне политики, быть “выключенной” из политического процесса. Для этого потребуется оказаться вне общества, в полной изоляции от него, например, на необитаемом острове наподобии литературного героя Робинзона Крузо.
Говоря о политической деятельности личности, обычно имеют в виду ее сознательную, целенаправленную, активную форму. Другими словами, речь идет о политической активности личности. Под политической активностью личности следует понимать уровень, связанный с пониманием и реализацией конкретных целей и задач той или иной социальной общности людей или политической организации.
Степень активности субъектов политического процесса далеко не одинакова. У одних она выше, у других – ниже. Последних бывает значительно больше, чем первых. При этом следует иметь в виду, что у наиболее активных политическая деятельность обычно является инициативной, творческой. Для большинства именно таких людей в основном характерна исполнительская деятельность. Разумеется, оба вида политической активности необходимы и важны.
Политическая активность личности может быть разовой, эпизодической, временной или постоянной. Нередко прежде безразличные к политической деятельности лица проявляют повышенный интерес к ней и предпринимают активные действия под влиянием существенным образом изменившихся условий жизни (например, падения ее уровня) или под влиянием каких-то явлений и политических событий общества, причем иногда даже совсем не радикального характера.
Участие граждан в политическом процессе, их активность характеризуются многообразием форм и видов. Последние можно разделить на две группы. Первая связана с непосредственным (прямым) участием субъекта в решении вопросов государственной и общественной жизни. Наиболее широко распространены и известны такие, как выборы, референдумы, митинги, демонстрации, политические стачки и забастовки, различные акции поддержки или протеста и многие другие.
Особое место занимают выборы в органы государственной власти. Личность участвует в политическом процессе на той его стадии, которая связана с формированием политической системы общества. Выборы, равно как и другие формы политической деятельности, являются средством выражения каждой личностью своего отношения (положительного или отрицательного) к политическому режиму, его курсу, политическим институтам, политическим лидерам и т.д.
Ко второй группе относятся те формы политического участия, которые связаны с представительной демократией. Этим понятием принято обозначать участие граждан в выработке, принятии и осуществлении политических решений путем передачи (делегирования) определенной части своих прав лицам, избираемым в различные представительные (чаще всего законодательные) органы политической власти – государственные, местного самоуправления, политических партий, движений, объединений и т.д. Самой распространенной формой является парламент. Его депутаты как раз и призваны представлять волю и интересы граждан – своих избирателей.
Формы непосредственной и представительной демократии говорят о том, что участвующие в них граждане ведут активную политическую деятельность.
Активность человека в политическом процессе проявляется в различных направлениях. Причем основными являются: познавательное – изучение и усвоение политических идей и концепций, учений; исполнительское (добросовестное выполнение конституционных норм и обязанностей, уставных положений общественных организаций, соблюдение общественной дисциплины); созидательное (различные формы инициатив и самодеятельности граждан) и др.
Среди мотивов, побуждающих человека к активному участию в политическом процессе, политологи называют: (а) общественно значимые, или стремление защитить интересы сограждан, обеспечить реализацию их прав, содействовать решению насущных проблем государственной и общественной жизни; (б) эгоистические цели; (в) неосознанные мотивы.
С другой стороны, свое нежелание участвовать в политическом процессе рядовые граждане мотивируют тем, что: (а) не рассчитывают получить какое-либо вознаграждение за участие в политической деятельности, напротив, опасаются, что потребуется вложить немало сил и времени для нее; (б) их участие качественно не изменит положение в сфере политики; (в) положительные результаты в политической жизни общества будут получены и без их участия.
По-разному относятся граждане к различным формам непосредственной демократии, таким, как митинги, демонстрации, уличные шествия, политические стачки и забастовки, объявление голодовки с выдвижением политических требований, гражданское неповиновение, сознательные правонарушения в знак протеста против тех или иных политических решений правительства, парламента, других органов государственной власти и т.д. Одни их поддерживают и используют, другие нет.
Важным моментом мотивации активной политической деятельности рядовых граждан является осознание ими общности своих интересов с интересами тех социальных и политических групп, к которым они принадлежат в силу объективных или субъективных факторов.
Участие человека в политическом процессе, его (процесса) содержание, формы проявления, мотивы, уровни и т.д. находятся в прямой зависимости от многих факторов как объективного, так и субъективного характера. На политическую деятельность населения, его активность или пассивность, решающее воздействие оказывает состояние экономики. Во многих развитых странах подъем, процветание экономики довольно часто ведет к спаду политической активности. В условиях же спада производства, кризисного состояния экономики обычно наблюдается повышение политической активности, при этом в самых острых формах.
Определяющим фактором участия гражданского населения в политическом процессе является тип существующего в каждом конкретном обществе политического режима. Так, при тоталитарном политическом режиме у граждан отсутствует возможность свободно объединяться в различные политические партии, движения и объединения, с помощью которых они могли бы выражать свои интересы, в рамках которых могли бы в организованных формах проявлять свою политическую активность. Существование единственной партии ведет к тому, что воля всех и каждого формируется в соответствии с представлениями и установками этой партии. Обязательным является признание гражданами господствующего в стране мировоззрения. При этом они должны подтверждать это своими активными действиями. Обычным явлением становится манипуляция выборами и их результатами.
Авторитарный политический режим допускает ограниченный плюрализм, который не должен, однако, наносить ущерба властвующей системе. Авторитаризм готов терпеть иные, отличные от господствующих, политические идеи и взгляды граждан до тех пор, пока они не затрагивают сам этот режим. В отличие от тоталитаризма авторитаризм “довольствуется” тем, что граждане будут его просто терпеть, а не активно поддерживать. Авторитаризм не обеспечивает равного для всех избирательного права, реального участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Деятельность политических партий, профсоюзов и других массовых общественных организаций часто запрещается. Политический рынок подавляется. Для этого режима характерны урезанные политические права и свободы личности. Он жестко противостоит требованиям политического участия.
Либеральный политический режим характеризуется тем, что власть ведет диалог с независимыми группами и сама определяет его результат. Во взаимодействии граждан и власти существует влияние населения на властные структуры. Режим допускает существование любых организаций, кроме тех, которые претендуют на власть. При либеральном режиме в содержании политической деятельности граждан разрешается все, кроме смены власти. Резкие колебания в политическом сознании и поведении личности происходят в условиях, когда в стране осуществляется переход от одного общественного строя к другому, от одного политического режима к другому. В полной мере это проявляется в современной России. Происходящие в ее политической, экономической и духовной сферах процессы расцениваются как застойные, обусловившие спад политической активности во всех социальных группах общества.
Низкий уровень культуры не способствует активной политической деятельности. В то же время политическая пассивность, отчужденность не стимулируют потребности в знаниях, в том числе политических, не ведут к повышению культурного уровня личности, ее духовному росту в целом.
На характере участия личности в политическом процессе самым существенным образом сказывается и такой фактор, как социальная среда обитания. Речь идет о том, каков круг общения личности, каково отношение к политике родителей, других взрослых членов семьи, друзей, знакомых и т.д.
Определяющим фактором развития политической активности личности являются ее политические взгляды, убеждения, потребности и интересы. Без их учета невозможно понять истинный смысл, шаги в политике конкретных личностей и социальных групп. “Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, – писал Гегель, – что действия людей вытекают из их интересов, и лишь они играют главную роль”.
Изложенные выше представления о деятельности человека в политическом процессе будут неполными, если не обратиться к другим важным аспектам этой темы: политическому лидерству как средству объединения групповой деятельности индивидов; формированию политико-правовой культуры личности; смене государственной идеологии, ментальности и убеждений в современной России.
Примечания к параграфу
Основные понятия: политический процесс, политическая деятельность, политический интерес, политическое участие, личность – субъект политики, рядовой человек – объект политики.
Вопросы и задания
1. Раскройте сущность понятий “политический процесс”, “политическая деятельность”. Какие виды политической деятельности вы можете назвать? Что является главной целью всякой политической деятельности?
2. Кого мы называем политической личностью? От чего зависит ее уровень политической активности? Как сочетаются политическая личность и рядовой человек?
3. Что такое “субъект политики” и “объект политики”? При каких условиях рядовая личность может реализовать функции субъекта политики?
Михаил ШИЛОБОД
Комментарии