search
main
0

Человек и космология Исследовательская работа учеников в 11-м классе

Для любознательных старшеклассников нами разработана программа, предусматривающая изучение одной из вечных фундаментальных проблем – природу человека, его место во Вселенной. Понимание природы человека, осознание его места во Вселенной всегда выступает стержнем развития многообразия культур человечества.
Основные разделы курса: “Космос и человек”, “Биосфера и человек”, “Социальный мир человека”, “Человек в мире культуры”, “Внутренний космос человека”, “Перспективы развития человека”.
Цель факультатива – дать научный комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором соединены в одно целое космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида. Человек рассматривается как биофизический феномен со специфическим психическим, социальным и культурным миром, как существо, чьи корни уходят в глубины космоса.
Программа основывается на двух концепциях:
– Так как взаимодействие хаоса и порядка пронизывает все структуры Вселенной, то оно присуще природе человека, что объясняет его поведение.
– Интегральная природа человека дает ключ к пониманию неразрывной взаимосвязи личности и общества.
Апробация спецкурса проводилась с учащимися 11-го класса, особый интерес вызвала проблема “Человек как микрокосмос”. В 16-17 лет ученики уже имеют необходимый объем знаний по физике, химии, биологии, астрономии, географии, истории, литературе, поэтому спецкурс предусматривает расширение знаний, развитие философского понимания Вселенной и место Человека в ней.
Представляют несомненный интерес некоторые исследования учащихся.
1. “Планетарный карантин, необходимый при поиске внеземных форм жизни”.
В процессе исследования ученик пришел к выводам:
╥ Поиск чужеродных форм вне Земли имеет большое значение для разработки фундаментальных проблем, связанных с происхождением и сущностью жизни.
╥ При сохранении планетарного карантина планеты будут сохранены как биологические заповедники для дальнейших научных исследований, а Земля будет защищена от опасных пришельцев из космоса.
╥ В настоящее время мы знаем только земную цивилизацию, и от нее мы должны исходить в суждениях о других формах биологической организации.
Люди должны быть готовы к встрече с возможно неоднозначной, непредсказуемой, доселе невиданной другой жизнью, а значит, и c разумом.
Поиски жизни вне Земли являются лишь частью стоящего перед наукой более общего вопроса о возникновении жизни во Вселенной.
2. “Поиск и исследование внеземных форм жизни”.
Ученик сформулировал следующие проблемы:
╥ Критерии существования и поиска живых систем.
╥ Методы обнаружения внеземной жизни.
3. “Проблемы поиска внеземных цивилизаций”.
╥ Методы обнаружения внеземной жизни.
╥ Основы планетарного карантина.
╥ Поиск внеземных цивилизаций.
╥ Приборы для обнаружения жизни.
4. “НЛО. Кто и где изучает НЛО сейчас?”
Ученик остановился на истории уфологии, на изучении НЛО, на физической сути НЛО (астрономические явления, атмосферные, техногенные), встречах с НЛОнавтами.
Работы старшеклассников показали, что программа факультатива для них интересна, увлекательна и полезна, так как “человек является проблемой для человека”.
Объем времени, отводимого на факультатив, –
1 час в неделю,
Р.М. МОРОЗОВА,
учитель физики
средней школы N 15
Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте