search
main
0

Человек и человеческое в творчестве Максима Горького

​Возможно, наше время когда-нибудь назовут временем открытия уже давно открытого и возвращения к тому, что составляло его ценность для человека и человечества. Не случайно нынче не поколение, которое родом из СССР, а молодое, российское, все чаще и чаще начинает обращаться к творчеству Максима Горького, проводит некоторые параллели между тем, что было и что есть, находя в его произведениях нечто, объясняющее происходящее.

Борис Пастернак назвал Горького величайшим выражением и оправданием эпохи. Судьба уготовила Горькому особое место и в литературе, и в общественной жизни. В своих произведениях писатель сумел показать противоречия прошлого и сложность нового времени, времени ХХ века, с одной стороны, продолжившего классические традиции века ушедшего, с другой – отвергнувшего многие из них. Естественно, что все это происходило мучительно, противоречиво, и оптимизм, если он был, находился в ожидании свершения мечтаний об идеальном обществе. Горького называют мифотворцем, и это правда, если иметь в виду его мечту о творческом труде и свободном и гордом человеке. Но вместе с тем Горький безусловный реалист, который «в своей суровой прозе подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни».В 1898 году выходит первое собрание сочинений Горького – двухтомник очерков и рассказов, который имеет исключительный успех. Все отмечают большой и оригинальный талант. «Вы не были в литературной бурсе, а начали прямо с академии», – писал Антон Чехов, которому Горький послал свои «Очерки и рассказы». Критики отмечают в очерках особую прелесть свежести, новизны и жизненной правды, это проявляется в романтизированных образах непокорных, свободолюбивых людей, в настроении самого автора, в описании природы.Журнал «Жизнь», с которым Горький с этого же года начинает сотрудничество, писал: «Успех «Очерков и рассказов» Горького был огромный, ошеломляющий… Успех создали сами читатели, заражая друг друга интересом к новому писателю, к новому властителю дум». В двухтомнике была опубликована и знаменитая «Песня о Соколе». В 1899 г. в журнале печатают роман «Фома Гордеев», в котором писатель показал тип русского человека, трагедию личности, «выламывающейся» из своей среды, проявляет интерес к истокам национального характера, что найдет продолжение и в последующих произведениях. Интересно отметить, что многие свои произведения Горький строил как романы-хроники («Фома Гордеев», «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина»), что позволяло ему показать человека во времени, его развитие, эволюцию характера и само время как историческую категорию. Движение исторического времени не всегда совпадает с временем героя, такое соотнесение человека и его времени проявилось уже в первом романе Горького. Огромный успех имела опубликованная в журнале «Жизнь» в 1901 году «Песня о Буревестнике». Это время считается переломным в мировоззрении Горького – он находится в центре общественных и литературных событий, открыто выражает сочувствие революционному движению. Горького начали воспринимать как певца революции, его слава стала соперничать с известностью Льва Николаевича Толстого. Призыв к революции противостоял идеям самоусовершенствования.В 1901 году Горький возглавляет издательство «Знание», которое объединяет вокруг себя молодых писателей-демократов – Л.Андреева, И.Бунина, А.Куприна, А.Серафимовича, произведения которых означали появление нового течения внутри реализма, что в первую очередь связано с именем Горького, провозгласившего новую концепцию активной личности, влияющей на ход истории. В 1905 году Горький публикует цикл статей-памфлетов «Заметки о мещанстве», выступая против толстовской теории непротивления злу насилием. В 1907 году выходит роман «Мать». Впервые в литературе героями романа стали рабочие-революционеры. Роман вызвал резкие отклики писателей. З.Гиппиус писала, что партийная позиция уничтожила Горького как литератора, Д.Философов выступил со статьей «Конец Горького», но Л.Андреев назвал роман «Мать» крупным произведением. Сам Горький не считал свой роман таковым, но для него это было опытом в понимании нового человека, осознающего свои силы и пытающегося по-новому ответить на вопрос «Что делать?».Живя на Капри, Горький испытал влияние богостроительских идей Богданова и Луначарского, выступавших за создание религии без бога, построенной на материалистическом понимании мира. В 1909 году Горький, Луначарский и Богданов организуют на Капри партийную школу, основная философская идея организаторов школы в соединении богостроительства с революционным движением, что отразилось в повести Горького «Исповедь». Социализм, по мнению автора, становится новой верой, верой в духовное обновление человека, ставшего и божеством, и богостроителем одновременно.Во время Первой мировой войны Горький выступает организатором журнала «Летопись», вокруг которого объединяются демократически настроенные литераторы, что придает журналу авторитет. «Летопись» задумана Горьким как журнал антивоенный, выступающий «за интересы интернациональной, планетарной культуры, против национализма, империализма и всеобщего одичания». «Летопись» представляет читателям новые произведения Бунина, переводы Блока и Брюсова, произведения Маяковского, Бабеля. В «Летописи» (декабрь,1915 г.) печатается известная статья Горького «Две души». У русского человека, считает Горький, совмещаются две души: одна азиатски пассивная, душа слабовольного мечтателя, фаталиста, покорного обстоятельствам, убежденного в том, что «судьба – всем делам судья» или «против судьбы не пойдешь», а рядом «с этой бессильной душою живет душа славянина», которая может вспыхнуть ярко и красиво, но ненадолго, быстро угасая. Эта статья вызвала острую дискуссию. Л.Андреев отмечал, что Горький говорит «о бессилии и пассивности великороссов, об их единственном умении – уходить от жизни, а не творить таковую!». Несомненно, Горький не принимает пассивной позиции и пассивного сознания, что и отразилось в его статье. Большое значение имела антивоенная пропаганда «Летописи». Горький выступает как истинный гуманист, защищающий общечеловеческие ценности, главная из которых – сама жизнь: «Война, чудовище, рожденное глупостью и жадностью, изо дня в день высасывает лучшую кровь мира, уничтожает мозг, вещество, творящее все ценности, которыми гордилось человечество, убивает живые, юные силы земли. Процесс уничтожения культуры, бессмысленного уничтожения продуктов и результатов общечеловеческого труда становится все шире и глубже». Горький обращается к представителям мировой литературы Б.Шоу, Г.Уэллсу, А.Франсу с предложением поддержать выступления «Летописи».В Петербурге под его редакцией с апреля 1917 г. по июль 1918 г. выходит газета «Новая жизнь». Газета была органом социал-демократов, туда входила часть меньшевиков – сторонников Мартова и некоторые интеллигенты, близкие к большевикам. «Новая жизнь» и Горький как ее редактор вели борьбу за новую демократическую Россию. Вполне понятно, исходя уже из состава редколлегии газеты, что «Новая жизнь», выступая за гуманистические идеалы, права и свободу личности, подвергалась критике и сама вела ожесточенную полемику. Газету дважды закрывали (в феврале и июне 1917 года). Со второго номера «Новой жизни» (20 апреля) Горький публикует в ней свои статьи под общим названием «Несвоевременные мысли», где воспевает и беспощадно критикует революцию. Горький различает два начала в революции: прометеевское, «двигающее человечество к совершенству», и фанатическое, связанное с «оскоплением» творческой силы революционной идеи. Стоя на позициях демократического социализма, Горький всегда видел приоритет человека во всех революционных преобразованиях. Он постоянно повторял: «Лично я всю жизнь во всех моих чувствах, и мыслях, и делах отправлялся от человека, будучи навсегда и непоколебимо убежден, что существует только человек, все же остальное есть его мнение и его деяние». Сразу после Февральской революции Горький усиленно призывает «взяться за работу всестороннего развития культуры», считая, что «революция разрушила преграды на путях к свободному творчеству, и теперь в нашей воле показать самим себе и миру наши дарования, наш талант, наш гений». Об этом он пишет в первом номере газеты в статье «Революция и культура». Горький считает, что в опасности оказалось не только Отечество, но, что еще страшнее, культура. Сам писатель в это время выступает инициатором многих начинаний как в культуре, так и в науке. Только культура, по мнению Горького, «может спасти нашу страну от гибели». Именно это он подчеркивает в статьях «Новой жизни». Горький боится разрушения культуры, которое повлечет за собой крушение самой революции, ответственным за которую он считал и себя.18 октября 1917 г. Горький выступает в «Новой жизни» со статьей «Нельзя молчать». «Русский народ обвенчался со Свободой. Будем верить, что от этого союза в нашей стране, измученной и физически, и духовно, родятся новые сильные люди», – пишет Горький. Он предупреждает, что нужно время для спокойной работы по переустройству жизни, таким образом, высказываясь против немедленного проведения вооруженного восстания. В ответ на это 20 октября газета «Рабочий путь» публикует статью (анонимную) Сталина «Окружили мя тельцы мнози тучны», в которой Горький причислен к «перепуганным неврастеникам» из «Новой жизни», дезертировавшим «из рядов революции» (Сталин называет среди дезертиров Плеханова, Кропоткина, Засулич). В тот же день, когда Сталин выступает со своею отповедью, Горький пишет в «Новой жизни»: «В чьих бы руках ни была власть, за мною остается мое человеческое право отнестись к ней критически».Горького волнует нравственная сторона революции, власти: «И я особенно подозрительно, особенно недоверчиво отношусь к русскому человеку у власти – недавний раб, он становится самым разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего». Горький уверен, что история предъявит «суровый приговор». «Не все же только политика, – пишет он в декабре 1917 г., – надобно сохранить немножко совести и других человеческих чувств».Революция во многом разочаровала Горького, его пугает происходящее, он предвидит, что пролетариат заплатит за все это своей жизнью и кровью и «что хуже всего – длительным разочарованием в самом идеале социализма». В социалистическом идеале писатель не сомневается, считая, что «социализм – научная истина» и к нему ведет вся история развития человечества. В этом для него нет альтернативы. «…В конце концов побеждает только человеческое – в этом великий смысл жизни всего мира, иного смысла нет в ней. Может быть, мы погибнем? Лучше сгореть в огне революции, чем медленно жить в помойной яме монархии, как мы гнили до февраля».Социализм Горький связывал с творчеством масс, считая, что если «народ не принимает сознательного участия в творчестве своей истории, он не может иметь чувства родины и не может сознавать своей ответственности за несчастия родины…». Горький в это трудное для него время не боится говорить правду народу: «Если я вижу, что моему народу свойственно тяготение к равенству в ничтожестве, тяготение, исходящее из дрянненькой азиатской догадки: быть ничтожным проще, легче, безответственней; если я это вижу, я должен сказать это». В июле 1918 года, как и следовало ожидать, газета «Новая жизнь» была закрыта большевиками, в 1921 году Горький был вынужден уехать за границу, сначала в Германию, а затем в Италию. В 1923 г. он организует журнал «Беседа», где публикует свои рассказы («Отшельник», «Карамора»), высоко оцененные современниками. В Италии Горький заканчивает автобиографическую трилогию («Мои университеты»), пишет роман «Дело Артамоновых» (1925) и начинает работу над главным своим романом «Жизнь Клима Самгина».20-е годы в творчестве Горького отличаются новым подходом к осмыслению проблемы личности, человека. Это находит отражение в его очерках о наиболее крупных и интересных для него личностях, таких как Чехов и Короленко, Леонид Андреев и Савва Морозов, Лев Толстой и В.И.Ленин. Нужно отметить, что рассказы о непростых людях – это по-настоящему художественные открытия писателя. В мае 1933 года Горький возвращается в Россию. Он принимает участие в работе оргкомитета Первого съезда советских писателей, на котором выступает с докладом.Последние годы жизни Горького были очень трудными и вызывают противоречия в оценке его личности этого периода. В первую очередь это связано с публицистикой 20-30-х гг. Это статьи о посещении Соловков, Беломорканала. 15 ноября была опубликована статья «Если враг не сдается – его уничтожают» одновременно в «Правде» и «Известиях», принесшая много вреда, в том числе и самому Горькому. Такие публикации дают основания некоторым современным исследователям негативно оценивать всю публицистику писателя советского периода, но думаю, что впереди у всех, кому небезразлична судьба одного из самых известных писателей России, большая работа по объективной оценке творчества и личности Максима Горького, которого многие современники называли «планетарным», «океаническим» человеком. Корней Чуковский в своем дневнике в день смерти Горького 18 июня 1936 года записывает: «…как человек он был выше всех своих писаний».Валентина СЛАВИНА, доктор филологических наук, профессор, руководитель программы «Журналистика» филфака МПГУ, главный редактор газеты «Педагогический университет», член президиума Союза журналистов Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте