20 января в музейно-образовательном центре Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования состоялась уже традиционная «Рождественская встреча» ветеранов педагогического труда и работников системы образования края с министром образования Светланой Маковской. В этом году событие стало особенным, поскольку было посвящено открытию портретной галереи замечательных людей – «Человек-эпоха в образовании».
В своем приветственном слове ректор института повышения квалификации Елена Чиганова отметила: «Открывая в прошлом году музей, мы договаривались, что будем постепенно его преобразовывать, чтобы каждый сантиметр этого помещения стал историей. Огромная, кипучая деятельность людей, портреты которых размещены в галерее, должна быть представлена молодому поколению».Это люди, чьи имена уже вписаны в историю образования края, чьи знания, идеи, профессиональный опыт востребованы и сегодня. Их жизненный путь – это путь развития, совершенствования. Путь с настоящими чувствами, настоящими делами и вкусом жизни.Дмитрий Гаврилович Балаев-Семеновский, окончив МГУ в 1936 году, всю свою трудовую деятельность посвятил становлению и развитию образования Красноярского края: от директора школы до заведующего краевым отделом народного образования в 60‑е годы.Каллиста Александровна Миксон – единственный педагог края, методист, кому было присвоено звание Героя социалистического труда. В 1989 году Красноярский краевой комитет профсоюза обратился к знаменитой землячке с предложением учредить профсоюзную премию ее имени для учителей-новаторов. Премия вручается и поныне в рамках краевого праздника, посвященного Дню учителя.Фаина Александровна Гуляева – народный учитель СССР. Добрый, вдумчивый педагог, умело добивалась единства урочной и внеурочной работы, ее ученики показывали высокие результаты по математике на олимпиадах различного уровня.Мария Ивановна Шилова – один из самых авторитетных ученых-педагогов края, более полувека отдала педагогике и преподаванию в педагогическом университете. Как вспоминают коллеги, у нее был редкий дар открывать людей и радоваться чужим успехам больше, чем своим. «Без утверждения нравственных начал, без «человеческого» мы ничего не сделаем в образовании, какой бы век ни стоял на дворе! Педагогика, нацеленная только на приобретение знаний, никогда не обеспечит воспитания нравственно здоровых поколений, не сделает детей счастливыми! Победы случаются лишь от содружества ученика и учителя, от заинтересованности последнего в ученических успехах», – таким было ее кредо как ученого, как педагога.Вениамин Сергеевич Соколов – доктор физико-математических наук, профессор, ректор Красноярского государственного университета. Вениамин Сергеевич был убежден, что главная фигура в образовании – это учитель. Не случайно его идеи были положены в основу краевой программы «Учитель», разработанной в 1989 году. В ней впервые была представлена объективная картина состояния образования Красноярского края, указаны наиболее острые проблемы и предложены пути их решения. Вспоминая своего Учителя, министр образования края Светлана Маковская отметила, что интерес студентов к обучению в университете во многом обеспечила педагогика сотрудничества, студенты и преподаватели были партнерами, атмосфера творчества привлекала ведущих ученых страны.Валентина Александровна Горелкина – народный депутат Верховного Совета СССР, в 1980-1994 годах возглавляла Красноярскую краевую организацию профсоюза. Тогда профсоюз объединял работников просвещения, высшей школы, научных учреждений и занимался буквально всем: распределял путевки, отвечал за культурно-массовую работу, участвовал в производственных совещаниях, вникал в содержание учебно-воспитательного процесса, вместе с краевым отделом народного образования участвовал в инспектировании школ по социально-бытовым вопросам. Чрезвычайно большое внимание уделялось положению студентов.За годы работы в краевой организации профсоюза Валентина Александровна стала одним из самых опытных и авторитетных профсоюзных руководителей. Стратегия развития и социального партнерства, выбранная крайкомом профсоюза под ее руководством, способствовала повышению социального статуса учителя, уровня учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях края, высшей школе.С большой теплотой говорит о Валентине Александровне нынешний председатель Красноярской краевой организации профсоюза Людмила Косарынцева: «Дети ее просто обожали, тянулись к ней, поскольку математиком она была от Бога. В каждом она видела личность, и чем сложнее ребенок, «запутаннее», тем с ним было интереснее».Людмила Васильевна также отметила, насколько значимо открытие галереи: «Когда знакомишься с такими людьми, жизнь течет совершенно по-другому. Я со всеми была знакома, училась у них жить, училась работать. И те, кто с ними работал, думаю, счастливые люди. Память о людях, портреты которых здесь представлены, должна оставаться надолго!»Среди ныне живущих наших современников, внесших значительный вклад не только в систему образования, но и в культурное наследие края, – Вера Николаевна Гудовская, основатель детского театра танца «Орленок», и Герман Арамович Шахраманян, создатель женского хора учителей.Вера Николаевна Гудовская – человек-легенда. Ее заслуга в том, что она смогла определить и блестяще реализовать крупнейшее направление в детской самодеятельности – художественный танец, придав ему национальный характер и региональный колорит.«Орленок» – прославленный детский коллектив, хорошо известный в нашей стране и за рубежом. Более 15 тысяч юных красноярцев прошли школу театра. В нем занимаются дети от 6 до 18 лет, и у каждого есть возможность проявить себя. В 2016 году театр детского танца принял участие в четырех международных конкурсах – фестивалях творческих коллективов в Крыму и получил четыре Гран-при.Вера Гудовская, руководившая театром более 45 лет, называла «Орленок» «моя жизнь, сердце и любовь». Нынешний художественный руководитель театра танца Яна Ендовицкая жизненный и творческий путь Веры Николаевны выразила в одной очень емкой фразе – «душой исполненный полет».Ярким впечатлением «Рождественских встреч» стало выступление «Орленка», а также ансамбля «Кантабиле» и академического смешанного хора «Бельканто» под управлением заслуженного работника культуры РФ Германа Шахраманяна.Женский хор учителей, который основал Герман Арамович, известен далеко за пределами края, является лауреатом международных конкурсов и фестивалей. Его руководитель одержим делом, которому посвятил жизнь. Взял группу любителей и превратил ее в профессиональный коллектив, в котором участники получают истинное наслаждение от соприкосновения с шедеврами мировой хоровой классики и работы с настоящим мастером своего дела. О себе Герман Арамович говорит так: «Я скромно заявлю, что просто работал и работаю, потому что очень люблю свое дело».Женский хор учителей является творческой лабораторией для повышения профессионального уровня, на базе которой Герман Арамович дает мастер-классы для руководителей хоровых коллективов и преподавателей музыки края.Идея создания музейно-образовательного центра и портретной галереи принадлежит региональной общественной организации «Совет ветеранов педагогического труда», сопредседателями которой являются Степан Петрович Аверин и Галина Макаровна Вебер.Подводя итоги встречи, Степан Петрович отметил, что он бесконечно рад, что открытие галереи состоялось, поблагодарил всех, кто оказал помощь и поддержку в создании галереи «Человек-эпоха в образовании», и выразил надежду, что память о наследии этих великих людей – это вклад в престиж профессии учителя.Наталья САВЧЕНКО, Красноярская краевая организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии