С именем Георгия Ивановича Челпанова тесно связана история отечественной психологии как самостоятельной отрасли отечественного научного знания и история системной организации психологического образования в России.
Георгий Челпанов родился 16 (28) апреля 1862 г. на юге России, в Екатеринославской губернии, в 2012 году Россия отметила 150 лет со дня его рождения, отдав должное его огромному вкладу в развитие отечественной науки. История рода Челпановых тесно связана с историей переселения православных греков из Крымского ханства в Приазовье. У состоятельного мариупольского мещанина Ивана Чолпана, проживавшего в собственном одноэтажном доме на Греческой улице, было шестеро детей (младший – Георгий). Греческая община Мариуполя отличалась серьезным отношением к воспитанию и обучению подрастающего поколения, поэтому в городе было построено первое приходское училище, которому городская управа передала одно из лучших зданий города. Как всегда бывает в нашей жизни, случаются удивительные совпадения – с 1867 года куратором учебных заведений Мариуполя стал выдающийся педагог, восприемник идей К. Д. Ушинского, видный земский деятель барон Н.Корф. В местном приходском училище Георгий Челпанов получил начальное образование, два года его обучали рисованию, истории, арифметике, новогреческому языку, Закону Божьему, географии. Но самое главное – давали очень хорошие знания по русскому языку, что неудивительно, ведь работу его учителя Семена Косогубова высоко ценил сам попечитель Одесского округа Николай Пирогов. Свое образование Георгий продолжил в Мариупольской Александровской гимназии, которую окончил в 1883 году с золотой медалью. Юного гимназиста еще во время учебы интересовала психология, он решил заняться наукой и даже нашел себе руководителя – знатока новейших методов исследования, строящего психологию на базисе физиологии, Николая Грота. Николай Яковлевич принял приглашение преподавать в Одесском университете, поэтому Георгий Челпанов поступил на историко-филологический факультет Одесского Новороссийского университета и стал посещать студенческий кружок, в котором под руководством Грота шло обсуждение философско-психологических проблем. В 1884 году Челпанов делает на заседании кружка доклад «Учение о пространстве у Канта и в современной психофизиологии». Этот студенческий доклад станет для Челпанова началом исследований проблемы восприятия пространства, на эту тему он напишет магистерскую, а затем и докторскую диссертацию. За выпускное сочинение «Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля» Георгий Челпанов получит золотую медаль при окончании университета и будет оставлен в нем для продолжения научной карьеры. Но Грот переезжает в Москву и начинает работу в Московском университете на кафедре философии, через год за ним уезжает и Челпанов, намеревающийся подготовиться к получению звания профессора под руководством Николая Яковлевича. В Москве Грот возглавляет Московское психологическое общество, и, конечно же, Челпанов становится его заместителем, активно работает в этом обществе, печатает свои интереснейшие научные статьи в журналах.В 1890 году Челпанов блестяще выдержал магистерский экзамен, который принимали в присутствии ректора и ассистентов четыре профессора университета, при историко-филологическом факультете Московского университета и получил высшие баллы по истории философии, логике, этике и иностранным языкам, затем успешно прочитал перед студентами и профессорами две пробные лекции. Через год Георгий Иванович был избран исполняющим обязанности приват-доцента, в 1891 – 1892 учебном году начал свою преподавательскую деятельность с курса лекций по психологии на историко-филологическом факультете Императорского Московского университета. Молодого преподавателя удивило то, что студенты, получающие специальность психолога, не обладали никакими, даже предварительными, знаниями в области психологии, поскольку (в отличие от других европейских стран) этот предмет в русских гимназиях не изучали. Возникла проблема языка изложения сложных категорий философского содержания, Челпанов преподносил свой курс в упрощенном виде, что его, конечно, не устраивало, и он стал горячим сторонником преподавания философской пропедевтики в учебных заведениях среднего звена.В 1892 году Челпанов с женой уезжают в Киев – здесь он получает место штатного приват-доцента в Киевском Императорском университете Св. Владимира. Это было время расцвета университета, на его четырех факультетах читали лекции 69 профессоров и 32 приват-доцента, комплекс университетских зданий был одной из самых больших застроек города, вуз имел библиотеку с фондом более полумиллиона томов, центральный архив древних актов, метеорологическую и астрономическую обсерватории, четыре факультетских клиники, патологоанатомический институт, ботанический сад (занимавший обширную территорию), девять лабораторий, двадцать два кабинета и другие учебные центры, пять научных обществ (историческое Нестора-летописца, естествоиспытателей, юридическое, физико-математическое, медицинское). Георгий Челпанов работает на философской кафедре, перед ним стоит задача поднять престиж философско-психологического знания. Оригинальный стиль изложения и научные идеи Челпанова не оставили равнодушными студентов, желающих посещать его лекции было все больше, они набивались в небольшую аудиторию, сидели на ступеньках и даже за доской, на лекции стали приходить и преподаватели. В результате Челпанову дали самую большую аудиторию университета, и он стал читать лекционные курсы «Психология», «Введение в психологию», «Введение в философию», «Логика», «История и критика материализма», «Критический обзор современных учений о душе», «Теория познания», «Специальный курс по теории познания», «Комментирование «Критики чистого разума», «Учение о пространстве», а затем и вести практические занятия для студентов, которые хотели углубленно изучать проблемы психологии. Через три года кружок по разрешению министра народного просвещения был преобразован в психологическую семинарию, в 1897 году в университете появилось студенческое психологическое общество. Киевская психологическая семинария просуществовала до 1906 года.Научная деятельность, чтение лекций в университете, подготовка статей и их продвижение в информационных агентствах, проведение публичных лекций, работа в психологической семинарии, научные командировки составляли содержание профессиональной жизни Челпанова в киевский период. Тогда же сложился круг людей – Н.Бердяев, П.Блонский, С.Булгаков, В.Водовозов, А.Гиляров, И.Гливенко, В.Зеньковский, А.Сикорский, Е.Трубецкой, О.Шмидт, Г.Шпет, А.Щербина, с участием которых оказались связаны важные события биографии Георгия Ивановича как в эти, так и последующие годы. Челпанову удалось побывать в заграничных командировках, это позволило ему достоверно оценить уровень развития и преподавания научной психологии в мире, прослушав лекции по физиологии Э.Дюбуа-Реймона, Э.Геринга и А.Кенига, по психологии К.Штумпфа и В.Вундта, практиковаться в области экспериментальной психологии в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине. 25 октября 1896 года состоялась защита Челпановым магистерской диссертации на историко-филологическом факультете Московского университета, в 1897 году он был избран исполняющим должность экстраординарного профессора Киевского университета по кафедре философии, Георгий Иванович читает лекции по психологии, философии, логике, этике, публикует много научных статей, а в 1904 году защищает докторскую диссертацию, будучи официально избранным ординарным профессором Киевского университета по кафедре философии, утвержден в чине статского советника. В 1906 году Георгию Ивановичу поступает официальное приглашение из Москвы: ученый совет Московского университета посчитал его кандидатуру единственно достойной для избрания на должность ординарного профессора по кафедре философии и психологии после кончины ее декана князя С.Н.Трубецкого. Осенью 1907 года Челпанов приступает к чтению лекций в Московском Императорском университете. Благодаря его самоотверженной научной деятельности на этом посту психология обрела статус академической научной дисциплины. Разрабатывать психологию, по мнению Челпанова, должны специалисты различных областей науки, в силу профессии обращающиеся к фактам проявления душевной жизни (лингвисты, историки, психиатры); но разрабатывать систему психологии могут только психологи-философы, специалисты в области общей психологии, которая и есть собственно психология, призванная исследовать «законы духа».Средством борьбы с дилетантством, стремящимся проникнуть в психологию, испытывающим пренебрежение к теоретическим знаниям и питающим заблуждение относительно степени трудоемкости сбора психологических фактов, Челпанов всегда считал воспитание культуры психологического мышления, которая должна формироваться с учебной скамьи. Заступив на новое место службы, он поднял вопрос о слабой организации преподавания психологии в университете и ее искусственной локализации в лоне учебных (но не научных!) задач историко-филологического факультета; психологии, был убежден Челпанов, необходима самостоятельная кафедра. Начиная уже с 1907 года при Московском университете Челпанов организует психологическую семинарию, или лабораторию. Работа семинарии начинается с проведения лекционных и практических занятий по экспериментальной психологии, а через два года в план ее работы были включены и научные экспериментальные исследования. Плеяду первых российских экспериментальных психологов составили студенты Челпанова – Балабанов, Беляева, Экземплярская, Гордеев, Каэлас, Корнилов, Кравков, Рыбников, Северный, Смирнов, Тутышкин, Фридрих, Холчев, Экземплярский.Венцом многосторонней профессиональной деятельности Г.И.Челпанова остается организация и открытие им первого Психологического института в Москве. Выстроенное по специальному целевому проекту (этому в тот период в мире не существовало аналогов) здание института было самым большим в мире среди учреждений подобного типа. Оно имело три этажа и около 60 внутренних помещений. Использование площадей было тщательно продумано: для чтения лекций и заседаний московского Психологического общества предназначалась большая аудитория на 300 человек, около нее располагались библиотека с читальным залом и отдельная комната для проведения семинаров, для экспериментальной практики были обустроены малая аудитория на первом и 10 лабораторных помещений на втором этажах, помещения третьего этажа были целиком оборудованы для научно-исследовательской работы, для оптических и акустических исследований были предусмотрены специальные кабинеты, а возможность проведения научных исследований в автономном режиме и выполнение творческих заявок сотрудников на изготовление уникального оборудования обеспечивали хорошо оснащенные мастерские в нижнем ярусе здания. Таким был первый в России Психологический институт, первым директором которого стал Георгий Челпанов.Официальное открытие института, работа которого практически началась с 1912 года, состоялось в 1914 году. О новом научном учреждении центральные СМИ – «Столичная Москва», «Утро России» – в то время писали как о «дворце психологической науки» и отмечали, что он не имеет себе равных не только по оборудованию, но и по уровню организации научно-педагогического процесса.Создание института поставило на реальную основу преобразование психологической подготовки. Георгий Челпанов разработал четкую систему обучения специалистов и на деле осуществил принцип преемственности этапов психологического образования; определил необходимый для абитуриентов объем гуманитарных, математических и естественно-научных знаний; разработал лекционные курсы по общей, педагогической, дифференциальной психологии, а также содержание практических занятий по экспериментальной психологии.Школа Челпанова, так как он ее задумывал и развивал, была явлением чисто научным, то есть свободным в своих творческих основаниях от любых идеологических привнесений. Для него был немыслим диктат в отношении мировоззренческих установок своих учеников. Уважение права каждого сотрудника на собственную социальную позицию стало традицией в стенах созданного им научного центра. Все отмечали отличающую челпановский институт особую атмосферу доброжелательности, бескорыстия и самоотверженной преданности науке. Институт стал высокопрофессиональной базой научных исследований и центром подготовки психологов для всей России. Он развивался как живой организм: его структура не была косной и изменялась, чутко реагируя на психологические запросы времени.
Комментарии