Трудно представить себе более актуальную, но и более сложную, противоречивую для современной России проблему. Это проблема проблем для всех стран, в том числе развитых, таких, как США.
Воспитание детей, тем более взрослых людей – деятельность значительно более сложная, чем их обучение, т.к. она направлена на преодоление примитивных, антигуманных, антисоциальных качеств и даже инстинктов (страха, зависти, злости, стремления к власти, господству, к неограниченному потреблению и т.д.) ради сохранения рода человеческого, для нормальной жизни. В то же время обучение, получение профессии, отделенные от воспитания, обеспечивают удовлетворение значительной части этих инстинктов и потребностей. В современном обществе чем выше уровень образования, престиж учебного заведения, тем выше вероятность высокого социального статуса его выпускников, их высокой зарплаты. Высокая же нравственность часто заставляет человека ради сохранения природы, здоровья, безопасности или просто блага других людей, всего общества поступаться собственным благом. Иначе говоря, если для обучения, подготовки специалистов достаточно просто компетентных в своем предмете или профессиональной области преподавателей, то для образования – воспитания и обучения в принципе нужен высоконравственный и одновременно высококвалифицированный в своей профессиональной области, в психологии, педагогике учитель, опирающийся на продуманную, надежную систему воспитания.
Определяя место воспитания в системе образования, Жак Делор в представленном ЮНЕСКО докладе Международной комиссии по образованию отмечает: “Образование… более чем когда-либо является участником процесса зарождения нового всемирного сообщества и оказалось в самом сердце проблем, связанных с развитием личности и различных сообществ. Задача образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал…” “Человечество, даже если оно не всегда выражает это открыто, нуждается в идеале и ценностях, которые… мы называем моральными. Нет более благородной задачи, стоящей перед образованием, чем пробудить у каждого, с учетом его традиций, убеждений и при полном уважении плюрализма, подъем духа и мысли до осознания универсальности мира, с тем чтобы человек в некоторой степени превзошел самого себя. Речь идет – Комиссия полностью отдает себе отчет в том, что она заявляет – о выживании человечества”.
Все эти общецивилизационные проблемы имеют свою специфику и особую остроту в сегодняшней России в первую очередь из-за игнорирования актуальности проблем воспитания в обществе, да и в самой системе образования в последние годы. Из-за нашей общей неспособности противостоять “дикому рынку” и другим факторам, разрушающим нравственность населения, молодежи. Об этом свидетельствуют состояние и опасная динамика преступности, терроризма, наркомании, венерических болезней, СПИДа…
Осознание все большей опасности такого состояния общества и ответственности каждого из нас за решение этих проблем привело, наконец, к созданию Минобразованием в 1997 г. творческого межведомственного коллектива по разработке концепции воспитания в системе образования во главе с академиком И. Зимней. В том же году концепция была создана и предложена на суд общественности и министерству. В рамках этого и других трудов автором совместно с коллегами разрабатывается одно из направлений управления воспитательной работой, а именно – использование образовательных стандартов для введения в образовательные программы всех уровней и ступеней образования соответствующих им воспитательных компонент.
При этом представляется, что последовательность приоритетов в формировании рассматриваемых обобщенных качеств человека должна быть следующей: нравственность – интеллект – знания – умения – деятельность. Естественно, что в практике образования формирование духовности и нравственности, интеллекта, знаний и умений может осуществляться только циклично. Так, для развития интеллекта необходимы знание конкретной информации, фактов, затем сведений, упорядоченных в модели, затем знания по информатике, моделированию, анализу, прогнозу, по проектированию, обучению и т.д. Владеющий знаниями интеллект готов к деятельности потенциально, тогда как эффективной необходимо еще обучаться. Для реализации своего нравственного потенциала человеку необходим эффективный интеллект, владеющий необходимыми качественными знаниями.
Многолетний опыт нормирования целей и содержания образования в России, аналогичный – в зарубежных странах, наконец, многовековой опыт воспитательной деятельности основных религий, особенно системы христианской (и ее составляющей – христианской церкви), позволяют утверждать, что при определенных условиях нормирование воспитательной компоненты образования в образовательных стандартах может быть одним из важнейших и эффективных средств последовательного улучшения нравственных качеств населения.
К таким условиям в первую очередь относятся:
– выделение воспитания в качестве автономной подсистемы в более общей системе образования;
– разработка целей, методов, средств воспитания, в том числе инвариантных компонент для программ и планов воспитательной работы в учебных заведениях разных уровней и ступеней образования, что должно стать объектом деятельности специальных творческих коллективов с применением конкурсной системы в будущем;
– создание специального института воспитателей – педагогов, обладающих необходимым уровнем нравственных качеств, знаний, развитым интеллектом и интересом к воспитательной деятельности, способных реализовывать программы и планы воспитания.
Необходимо подчеркнуть, что именно в силу особой сложности воспитания большинство преподавателей из-за естественной ограниченности интеллектуальных и физических возможностей каждого в принципе не могут выполнить все исследовательские и проектные работы – от создания концепции до проекта методики и технологии воспитания. Именно поэтому необходимы несколько комплексных творческих коллективов для исследования и скорейшей разработки системы инвариантов воспитательной работы и воспитательных компонент образовательных стандартов, для последующей “привязки” инвариантных методик воспитания к конкретным ступеням образования. Затем их экспериментальной проверки и консультаций преподавателям. Первым шагом во всей этой научной, проектной и организационной деятельности могло бы стать создание постоянно действующего научно-практического семинара (а затем и школы – семинара) для обсуждения научных, методических, политических, экономических и других аспектов проблем воспитания.
В образовательные стандарты (или в уставы учебных заведений) в настоящее время – на данном этапе формирования воспитательной подсистемы – могут быть внесены следующие составляющие:
– инвариантные и соответствующие уровню образования цели воспитания в виде системы нравственных качеств выпускников, как минимум; для выпускников вузов (и ссузов) к этим инвариантам нравственности необходимо добавлять требования к специфичным (для соответствующей сферы профессиональной деятельности – педагогов, врачей, политиков, менеджеров и т.д.) нормам профессиональной этики;
– наличие в каждой образовательной программе отдельной программы и плана воспитательной работы, направленных на достижение целей воспитания на весь период обучения;
– требования к воспитательной программе, ее связи с учебной компонентой ОП, ее преемственности с другими уровнями образования, способности адаптироваться к индивидуальным качествам каждого ученика; наличия экспертизы ее качества…
Все составляющие подсистемы воспитания по мере их введения в образовательные стандарты и программы (или в уставы учебных заведений) должны становиться предметами самооценки в учебных заведениях и внешней оценки в системах аттестации учебных заведений. Это является одним из обязательных условий эффективности воспитательной работы в учебном заведении.
Предлагаются следующие основные принципы воспитательной деятельности в системе образования:
– системность воспитания; в идеале подсистемы воспитания каждого учебного заведения должны стать органической частью более общей системы воспитания в масштабах всей системы образования; последняя (в идеале) должна входить в общенациональную систему формирования и развития духовной культуры, нравственности населения;
– цикличность формирования и развития нравственности, интеллекта, знаний и умений в процессах воспитания и обучения, взаимозависимость этих процессов;
– выделение инвариантов общих (конечных) и дифференцированных по уровням и ступеням образования целей (возможно, также содержания и средств) воспитательной деятельности и внесение их в соответствующие ГОС…
– гарантии академических свобод преподавателей, автономии учебных заведений в области воспитательной работы за пределами зафиксированных в ГОС требований к воспитательной компоненте образования; сочетание внешнего управления и самоуправления в процессах воспитания, последовательного включения учеников в эти процессы;
– наличие деятельностной компоненты в воспитании, в том числе в виде различных сочетаний квазидеятельности, педагогических игр…
– четкое определение связей содержания и методов воспитания в системе образования с целями, содержанием и методами воспитания в христианской и в других основных религиях;
– адекватность интеллектуальных (информационных, моделирующих, аналитических, проектных, прогностических и др.) возможностей специалистов, преподавателей, управленцев и их творческих коллективов, берущихся за решение всей совокупности и отдельных проблем и задач воспитательной работы, сложности этих проблем и задач (на этапах проектирования системы и ее подсистем, реализации проектов и практической работы преподавателей).
Подсистема воспитания, по мнению автора, – это постоянно функционирующая составляющая системы образования, имеющая необходимую и достоверную информацию о каждом объекте воспитания и о социальной среде, обобщенную на каждом уровне управления, способная гибко и вовремя реагировать на текущие и прогнозируемые проблемы и задачи воспитания.
При этом структура, методы и содержание воспитательной подсистемы определяются в первую очередь целями воспитания.
Одной из основных целей должно быть формирование нравственности учащихся (студентов), что, в свою очередь, должно основываться на концепции нравственности граждан современного общества. Очевидно, что разработка подобной концепции и методов формирования нравственности в желаемых направлениях – задача исключительно сложная, за разработку проекта которой необходимо браться, повторяю, нескольким комплексным творческим коллективам на конкурсной основе с последующим широким обсуждением проекта.
В качестве примера предлагается вариант системы таких качеств, сформированный на основе требований Закона “Об образовании”, материалов ЮНЕСКО (в том числе книги Ж. Бешлера), Переса Де-Куэллера, работ И.А.Зимней, других авторов и, конечно, Библии, Нового Завета.
И еще об одном. Очевидна опасность прямых оценок качеств нравственности детей и тем более включение методов этих оценок в системы аттестации выпускников учебных заведений, в системы аттестации и аккредитации.
P.S. Предложенный подход, по мнению автора, вписывается в принятую в сентябре 1999 г. коллегией Минобразования “Программу развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.”.
Борис КОЛОМИЕЦ,
зав.сектором Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ
Комментарии