search
main
0

Человеческое братство выше родства . Воспитание толерантной личности в процессе изучения литературы. Из опыта работы

Во Всеобщей декларации прав человека провозглашается, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии» (ст.18)» на «свободу убеждений и на свободное выражение их» (ст.19) и что образование «должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами» (ст.26). Эти положения для учителя, пожалуй, особо значимы.

Тем более для словесника. Ведь в центре его внимания – нравственная и духовная сферы личности подрастающего человека. Изучая произведения классической и современной литературы, мы стараемся не только раскрыть их красоту и неповторимость, но и воспитать в учениках уважение к человеческой индивидуальности, нетерпимость ко всем видам насилия и агрессии. На каждом уроке литературы идет целенаправленное воздействие на личность ребенка.

Знакомя девятиклассников с творчеством американского писателя-фантаста Рея Брэдбери, я подробно остановилась на его рассказе «Вельд». Эпиграфом к уроку внеклассного чтения выбрала слова из Евангелия от Матфея: «Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но потеряет собственную душу?».

Рассказ «Вельд» вызвал много размышлений и споров. Это фантастическое произведение наполнено проблемами нашей реальности, поэтому работа на уроке проходила очень интересно. Учащиеся горячо обсуждали поступки героев, приводили примеры из собственной жизни.

Сюжет рассказа имеет неожиданную развязку, которая потрясает читателя. Несколько слов о фабуле произведения. Родители приобрели дом, где, кажется, есть все для счастья. Умные машины-автоматы все делают за людей. Сыну и дочери особенно нравится детская комната, которая, легко выполняя любую фантазию, быстро перемещает их во времени и пространстве. Дети буквально живут в этой комнате, в реальный мир они возвращаются неохотно. Незаметно из душ мальчика и девочки ушли не только любовь к родителям, но даже желание быть рядом с ними. Родители просто стали мешать им. Дав сыну и дочери «все, что они просили», мать с отцом создали в доме иллюзию любви и счастья. Но там, где равнодушие и агрессия, счастья быть не может. Постепенно дети стали походить на красивых кукол с пустыми глазами. Они стали злы, жестоки, эгоистичны. Рассказывая об их поведении, автор заставил нас понять, что безжалостный человек пострашнее тех монстров, которых рождает буйная фантазия кинематографистов и писателей-фантастов. В рассказе «Вельд» десятилетние ребятишки хладнокровно спланировали убийство своих родителей и привели чудовищный план в действие.

Ученики, обсуждая проблемы рассказа, обнаружили, что в этой трагедии виноваты и сами родители. Они потеряли духовную связь со своими детьми, доверили их умной, но бездушной игрушке. Когда взрослые поняли это, было уже поздно. Но выход из положения все же можно было найти. К несчастью, родители решили просто проявить свою власть…

Брэдбери выступает не против достижений науки и техники, он считает, что наше будущее во многом зависит от нравственности тех, кто хочет претворить в жизнь не только сомнительные научные технологии, но и политические решения. Примеров множество. Кто знает, например, как отразится на здоровье людей включение в рацион питания техногенных продуктов? К чему приведет клонирование людей, если его официально разрешат?

Ни при каких условиях толерантность не может служить оправданием посягательств на порядок, экономическое и социальное развитие общества. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины.

Разбирая в 8-м классе очерк В.Г.Короленко «Парадокс», я всегда стараюсь обратить внимание детей, как через художественные детали произведения раскрывается авторский замысел. Говоря об идее «Парадокса», Короленко писал: «Жизнь, вообще, в самых мелких и самых крупных своих явлениях кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье…». Поэтому во время работы над текстом обязательно обращаю внимание учеников на слова, которые в разных вариациях возникают в очерке: «Для чего, собственно, создан человек…». Мысль о назначении человека, об уважении его личности, об умении понять и пожалеть буквально пронизывает ткань повествования. Несчастный «феномен» требует к себе уважения: ведь он человек! А «человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него».

Быть по-настоящему добрым, справедливым трудно. Этому тоже нужно учиться, как надо учиться быть толерантным человеком.

В рассказе Ю.Нагибина «Зимний дуб» заложены глубокие мысли о нравственности и толерантности. Я сразу увлеклась внешне незамысловатым сюжетом, открывшим свой смысл по мере анализа текста. Мне было радостно, когда ученики сумели правильно сформулировать проблемы рассказа, обсудить их и высказать собственное мнение.

Главная героиня, юная учительница, проработала в школе всего два года, но уже считала себя опытным мастером. Порой она позволяла себе даже быть снисходительной не только к детям, но и к людям старше себя. Анна Васильевна была, в общем-то, неплохим человеком, просто еще не научилась правильно вести себя в разных обстоятельствах. Жизненного опыта ей как раз и не хватало.

Конфликт с пятиклассником Савушкиным начался буквально из-за ерунды. Мальчик постоянно опаздывал на уроки, этим мешал. Анна Васильевна не догадалась поговорить по душам с мальчиком, узнать причину его постоянных опозданий. А Савушкин был вовсе не хулиган, не злостный прогульщик. Просто дорога в школу шла через лес, из которого ребенок, как в сказке, никак не мог вовремя выйти: он восхищался красотой природы, играл.

После очередного опоздания мальчика учительница снова рассердилась. Да еще включившись в работу на уроке русского языка, Савушкин уверенно привел в качестве примера существительного словосочетание: «Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!» В этих словах ребенка была «счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце».

К сожалению, Анна Васильевна не сумела понять состояние души малыша, не проникла в его тайну. Строгая учительница решила поговорить с мамой ученика о его поведении. «Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле», – горько сетует автор. А мы, прочитав эти строки, невольно задумываемся, вспоминая какие-то свои промахи…

И все-таки Анна Васильевна поняла свои заблуждения. Очутившись с Савушкиным в зимнем лесу, она забыла о времени. Девушка любовалась зимним дубом, узнавала его тайны. А в Савушкине она внезапно разглядела «чудесного и загадочного человека», которому хранить мир на земле, беречь все живое. Анна Васильевна вдруг отчетливо поняла, что «быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто».

Говоря Савушкину, что «короткий путь еще не самый верный», учительница сделала важные выводы и для себя.

Рассказ Нагибина звучит и сегодня очень злободневно. Он очень добрый и мудрый.

Толерантность – это гармония в многообразии. Это «добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Хочу познакомить вас с притчей таджикского писателя Тимура Зульфикарова.

Было в семье много братьев. Все разъехались, остался дома один. Он, как это часто случается на Востоке, крепко подружился с соседом, хотя тот был другой национальности. Но это было совсем не важно для этих людей. Переженились у них дети, пошли внуки. Крепко переплелись судьбами семьи. Вдруг явился один из братьев и начал требовать: «Для чего подружился с соседом? Изгони его из дома и дай место мне. Все люди на земле соседи, но не все братья. Если он не уйдет, возьми автомат и убей его, возьми нож и зарежь его». Приютивший ответил так: «Все люди на земле – и братья, и соседи. Время сделало нас родными».

Мы живем в многонациональном Татарстане и, к счастью, не испытываем того горя и унижения, с которыми сталкиваются люди в некоторых регионах бывшего Советского Союза. Конечно, определенные национальные проблемы возникают и у нас, но они разрешаются без крови. Мы живем в мире: время сделало родными и русских, и татар. Русская и татарская культура развиваются одновременно. И мы ценим мир и согласие, царящие в Татарстане.

Писатель Андрей Волос – выходец из Таджикистана. Сейчас он живет в Москве. С его рассказом «Свой» я знакомила ребят в 11-м классе. Выпускники очень близко к сердцу приняли боль души главного героя Сергея Макушина, верно поняли проблемы, поставленные автором в этом небольшом произведении.

Сюжет необычен. Инженер Макушин неожиданно для всех оставляет в Москве интересную работу, семью, квартиру и уезжает в маленький таджикский городок Хуррамабад. Почему? Герой и сам толком этого объяснить не может. Просто однажды, приехав в Хуррамабад в командировку, Сергей почувствовал, «что под этим небом уже прошла однажды его жизнь, в которой он говорил на чужом языке и был счастлив». Видимо, это призрачное счастье и надумал найти герой в маленьком таджикском городке. Москвич выучил чужой язык, женился на таджичке, стал соблюдать законы шариата, поменял имя. Звали его теперь не Сережей, а Сироджиддином. Но он оставался «чужаком», «пришельцем», он не был «своим». Люди «насмехались над ним так, словно он был насекомым, слепо ползающим по загадочной поверхности прозрачного для кого-то стекла». Русскому человеку не дали работать по специальности, и он очутился в пирожковой, где над ним откровенно издевались. Автор рассказывает о трагедии человека, приехавшего в Таджикистан в то время, когда там развязалась гражданская война, произошли кровавые столкновения между племенными кланами. Суть этой междоусобицы А.Волос охарактеризовал очень выразительно: «Разрубили народ, как мертвого барана… рассекли на части… А то, что баран уже никогда не пойдет щипать травку… так на то он и баран».

Анализируя эпизоды, ученики отвечали на вопросы, связанные с основными проблемами рассказа. Можно ли стать «своим» для тех, кто способен убить соседа, друга, знакомого только из-за того, что тот представитель другого этнического клана, другой нации? Как относиться к тем, кто осознанно приносит свою жизнь на алтарь ненависти и братоубийственной войны? Аргументы для ответов ребята искали в своей жизни, в газетах, телевизионных передачах. И вновь я вспомнила слова Тимура Зульфикарова. В интервью, данном корреспонденту «Литературной газеты», он сказал: «Человеческое братство выше любого родства. Если бы нам было отпущено одно родство, мы были бы круглыми сиротами».

Именно такой взгляд на человеческие отношения мы должны воспитывать в своих учениках, чтобы они не позволяли глумиться над религиозным и языковым меньшинством, людьми другой национальности и вероисповедания.

Сергея Макушина, героя рассказа «Свой», презирали как «русскую сволочь», как одного из «оккупантов», которые народ «довели до такого…». Его зарезали, приняв за кулябца. «Улыбчивая и беспощадная» борьба между кланами убила русского человека, который так стремился стать «своим». Но поразительно, что «умирал он все-таки счастливым – его признали своим».

Рассказ «Свой» повествует не просто о судьбе русского Макушина в маленьком таджикском городке, он напоминает о трагедии миллионов людей, ставших изгоями и чужаками в различных регионах бывшего Советского Союза.

Пока льется кровь в «горячих точках», пока существует шовинизм, проблемы, поднятые в этом небольшом произведении, будут актуальны.

Татьяна ЦВЕТКОВА, учитель русского языка и литературы СШ № 1

с углубленным изучением отдельных предметов, Зеленодольск, Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте