search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» С 1 октября в России стартует Большая учительская неделя У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Минпросвещения России представило новые специальности в педвузах
0

Человеческий капитал. Инвестиционный вклад с высокой процентной ставкой

​Все имеет свой «период полураспада». Мне было 8, когда я узнал о том, кто такой Эрнест Резерфорд, пролистывая отцовскую книгу о нобелевских лауреатах. В 15 за школьной партой я ознакомился с его научными трудами, а уже учась в институте, закрепил на курсе общей физики свои знания относительно того, что магний распадается за 10 минут, а радон более чем за 1600 лет. Словосочетание «период полураспада» вплоть до последних десятилетий для меня было связано с именем «сэра Эрнеста», пока однажды, читая статью со ссылкой на исследования зарубежных ученых, я не ознакомился с новым процессом, именуемым «период полураспада компетентности».

Переход от индустриального общества к постиндустриальному, а затем стремительное движение к информационному переориентировало экономику от сырьевого типа на инновационную и социальную направленность, сопровождая этот переход и переосмыслением роли человека в этом процессе. Если бы поисковые системы могли показывать на главной странице не только котировки валют и нефти, а, скажем, еще и биржевой индекс изменения графика «акций» на знания, навыки или компетенции, то он бы находился исключительно в «зеленой зоне», со временем только наращивая свои показатели. В то время пока кто-то только приспосабливается к новым реалиям, крупные бизнес-корпорации уже давно сделали ставку на человеческий капитал, активно инвестируя в образовательные стартапы и научные разработки. Почему это происходит? Во-первых, стремительное развитие технологий побуждает компании повышать квалификацию сотрудников, во-вторых, приток идей и появление новых областей ведет к повышению спроса на определенные навыки, особенно в эру цифровой экономики и искусственного интеллекта. Современные тренды неумолимы: мир нуждается не только в тех, кто ищет работу, сколько в тех, кто создает рабочие места. А посему при нарастающей скорости изменений и требований по-настоящему важной компетенцией становится компетенция непрерывного обучения. Актуальность знания становится самым важным стратегическим ресурсом. Согласно последним статистическим данным участие взрослого населения России в непрерывном образовании постепенно растет (с 22% в 2006 году до 30% в 2016 году. Процент от числа отпрошенных в возрасте от 25 до 64 лет), однако все еще остается приоритетной задачей на ближайшие перспективы. Параллельно с задачами расширяются и возможности, так, например, в этом году в Москве стартовал новый проект «Серебряный университет», который стал образовательным пространством для профессионального развития граждан пенсионного возраста, открыты для взрослого населения и двери общеобразовательных учреждений. Кроме того, с развитием Интернета появилась и возможность получать знания с «доставкой на дом». Впрочем, Глобальная сеть только ускорила процессы. Еще в середине XVIII века в одной бостонской газете появилось объявление о том, что господин Калеб Филипс осуществляет набор на курсы письма и бухгалтерии. Все обучение сводилось к простой почтовой переписке, которая раз в неделю доставляла до участников курсов обучающий материал. Позже эту идею развил Исаак Питман, а с развитием радио и телевидения подобная форма занятий только набирала обороты. На сегодняшний день, забивая в поисковую строку запрос «онлайн-курс по…», система за считанные доли секунды выдает более 170 миллионов результатов. «Я записалась на занятия с Мартином Скорсезе», – сказала мне не так давно одна моя знакомая. Я было подумал, что она либо решила эмигрировать, либо меня разыгрывает, пока не ознакомился с образовательной платформой, на которой в теннис можно научиться играть с Сереной Уильямс, а записать свой первый аудио трек с Хансом Циммером. Ворвавшиеся в 2012 году на рынок образовательные стартапы, предлагающие учиться в любое время и из любой точки мира, за 6 лет существования обзавелись аудиторией в несколько десятков, если не сотен миллионов человек. В России Ed-Tech-проекты начали свое развитие чуть позже, однако прибавляя по 17-25% в год, заметно больше среднемировых 5%. Так что же, перейти из офлайн в режим онлайн? На мой взгляд, наиболее эффективной моделью является надстройка возможностей и инструментов онлайн-платформ на фундаменте ценностей и современных задач, подходов и практик образовательных учреждений. Сегодня активные пользователи разнообразных курсов – взрослое население. Оно и понятно, я и сам, получив высшее образование, не раз обращался к такой форме, чтобы повысить квалификацию в том или ином вопросе. Однако специалисты утверждают, что самый большой потенциал роста в сфере Ed-Tech как раз на уровне дошкольного и среднего образования.Помощником для школы и новым инструментом стал такой проект, как Московская электронная школа, который теперь вышел и на всероссийский уровень.На сегодняшний день можно сказать, что прошел тот самый период адаптации не только для учителей, но и для родителей, которые задавали вопросы и учились пользоваться ее преимуществом, для ребят, которые апробировали новые сервисы, электронную библиотеку и мобильное приложение, прошел этот период и для управленческой команды, которая может не только говорить о возможностях МЭШ, но и о результатах, увидеть динамику, понять, какие перспективы есть еще для использования этого уникального ресурса.Для меня, как для директора, заметно сократилось время на проведение мониторинга учебного процесса за счет использования функциональных возможностей МЭШ. Это и внедрение новых педагогических технологий: электронное обучение, смешанное обучение, дистанционные образовательные технологии, расширение спектра образовательных услуг и многое другое.Неотделимыми от образовательного процесса стали и многие программы Московского образовательного телеканала, в которых своим опытом делятся видные деятели науки, культуры, спорта и образования. Создается отдельная методическая среда и для преподавателей. Совсем недавно был анонсирован проект для профессионального взаимодействия педагогов столицы (НУЭМС). Под воздействием постоянно расширяющейся и накапливающейся образовательной среды обучающиеся начинают самообразовываться. Меняется и роль учителя, который в первую очередь учит учиться, развивает интересы и способности, является навигатором образовательного маршрута. «Образование длиною в жизнь» обозначило роль не только формального образования, но и усилило значение неформального образования, а также индивидуальной образовательной деятельности. Развитию неформального образования уделяется внимание не только в зарубежных странах, в некоторых из которых оно уже является не темой дискуссионной площадки, а развивающийся практикой, но и в современной государственной политике России. Так, в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы перспективной задачей является расширение сферы неформального и информационного образования, обладающих значительным потенциалом для решения задач воспитания и просвещения; сфокусировано внимание на данном направлении и в Концепции развития дополнительного образования, обозначив в документе поддержку общественных и медийных проектов, открытых образовательных программ и создания в сети интернет-платформ. Неформальный компонент всегда являлся частью школьной жизни, на сегодняшний день просто выросла конкуренция в данном сегменте. Чтобы удержать и увлечь обучающихся в рамках разнообразных дополнительных программ, школе требуется повышенное внимание к их содержанию и спектру предоставляемых услуг. То есть возможен вариант, когда функции неформального образования может взять на себя общеобразовательная школа, включив в программу разнообразные практики неформального образования. На сегодняшний день в школе №2101 системой дополнительного образования охвачены 94% обучающихся, из которых 91% проходят обучение по программам в рамках школы. Это результат нескольких составляющих. Во-первых, изучения спроса на подобные услуги не только ребят и родителей, но и населения микрорайона, во-вторых, стратегический анализ конкурентного поля, для того чтобы понять, какие услуги являются популярными, что привлекает в данных программах родителей и детей и как создать условия, при которых школа могла бы предложить достойную альтернативу, в-третьих, это само содержание программ, их широкая направленность, подбор методик и форм, а также реализация некоторых программ при социальном партнерстве. Определенные шаги ведутся в рамках осуществления проектной деятельности. Появилось и еще одно новое явление или, возможно, некая трансформация, которое стало популярно среди ребят, – это стартапы. В чем-то они очень похожи на проектную деятельность, а где-то имеют принципиальные различия. Основным, на мой взгляд, различием является подход к результату. Если основная цель проекта получение конкретного результата, то в стартапе ценность заключается в самой идее и процессе реализации, как правило, не привязанной к конкретному месту или времени, но способной послужить основой для какого-то другого стартапа. Так, например, получили поддержку ребят и молодых специалистов идеи серии образовательных игр, целью которых является изучение или проживание определенного явления, процесса или исторического периода, навеянная международной акцией «Ночь музеев» (в школе это «Ночь науки», «Ночь искусства», «Ночь исторической реконструкции»), а также разнообразные детские объединения, созданные по принципу интеллектуальных и дискуссионных клубов по определенным направлениям. В ближайшей перспективе создание онлайн- и мультимедийного контента, в том числе для размещения в московской электронной школе, а также разработка системы оценивания с учетом результатов неформального образования, полученных в рамках школы или вне нее. «Долгосрочный вклад при этом при стопроцентном высоком доходе. Хотите ознакомиться с направлениями?» – когда-нибудь этот вопрос будет не столько о деньгах, сколько об образовательных возможностях. «Люди всегда боятся перемен. Люди боялись электричества, когда оно было изобретено, не так ли? Люди боялись угля, газовых двигателей… К страху приводит невежество. Оно будет всегда. Но информационные и медицинские технологии изменят мир в ближайшие 20 лет, поэтому их не надо бояться, ими надо заниматься» – так однажды сказал основатель одной из самых крупных компаний Билл Гейтс. Стать времени не соперником, а союзником, а лучше пойти на опережение, развивая систему образования, как систему устойчивого воспроизводства человеческого капитала. Наверное, именно такая задача сейчас стоит перед нами в век, когда образование совсем перестало быть роскошью, а стало эффективным достижением любой поставленной цели. Дмитрий МОДЕЛЬ, директор школы №2101

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте