search
main
0

Человеческий фактор. Учебный комплект – энциклопедия экстремальных ситуаций

В последние годы мы особенно часто стали задумываться над проблемой безопасности – своей, своих детей и близких, да просто всех нас – живущих сегодня людей. Причин этому немало – социальные изменения, происходящие в мире, технический прогресс, требующий более высокого уровня культуры и обученности населения, повышение ответственности каждого человека за соблюдение правил безопасного поведения в различных опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также за сохранение окружающей среды.

Анализ причин аварий и катастроф показывает, что в большинстве случаев (примерно 80%) их причиной является так называемый человеческий фактор. То есть по выражению министра МЧС России Сергея Шойгу, они рукотворные. В связи с этим естественно возрастают роль и ответственность системы образования за подготовку молодежи в области безопасности жизнедеятельности и выработку у нее здорового образа жизни. Выполнение такой задачи в первую очередь ложится на школу, которая прежде всего должна быть обеспечена хорошими учебниками.

Именно таким, на мой взгляд, является учебно-методический комплект по ОБЖ для 5-11-х классов, выпущенный издательством «Дрофа» (авторский коллектив под руководством к.пед.наук В.Н.Латчука). Содержание этого комплекта соответствует всем требованиям действующих учебных программ, одобренных и рекомендованных Минобразованием РФ, а также обязательному образовательному минимуму. В состав УМК входят: учебники для учащихся 5-11-х классов, методические пособия для учителей, тетради для оценки качества знаний, рабочие тетради для учителя, наглядные пособия (в том числе электронные).

Комплект по ОБЖ представляет собой стройную систему, в которой каждый последующий учебник является логическим продолжением и развитием предыдущего. Учебный материал, изложенный в них, направлен на реализацию следующих образовательных и воспитательных целей:

воспитание у детей ответственности за личную безопасность, бережного отношения к своему личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности, правильного отношения к окружающей природной среде как основе обеспечения безопасности личности, общества и государства;

развитие личностных духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, потребности ведения здорового образа жизни, моральных, физических и психологических качеств, необходимых для выполнения конституционного долга и обязанностей гражданина России по защите Отечества;

освоение школьниками знаний о безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о здоровье и здоровом образе жизни, о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, об обязанностях граждан по защите государства;

формирование у учеников умения оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, безопасно вести себя в опасных и чрезвычайных ситуациях, правильно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, умело оказывать первую медицинскую помощь в необходимых случаях.

Учебники имеют конкретную и четкую методологическую основу, позволяющую моделировать познавательную деятельность, проектировать способы закрепления знаний, навыков и умений, осуществлять связи с другими средствами обучения.

Книги содержат краткие экскурсы, ретроспективы, исторические справки, что, безусловно, служит повышению интереса учеников к овладению знаниями и активизирует их учебно-познавательную деятельность. Материал может быть использован при подготовке докладов, сообщений,

Как преподаватель могу из личного опыта подтвердить, что это очень облегчает нашу работу, позволяет дифференцированно подходить к обучению, разнообразить домашние задания, делая их более творческими и нестандартными. Также несомненным достоинством учебников является наличие большого количества разнообразных вопросов и заданий, по которым ребята могут проверить свои знания. Это относится и к тестам, которые даны практически во всех главах. Особенно хотелось бы подчеркнуть значения имеющихся в учебниках алгоритмов действий в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Их продуманность и наглядность дают возможность школьникам легко запомнить прочитанное. Благодаря этому книги становятся своеобразной энциклопедией, где можно найти ответы на многие вопросы, возникающие при нестандартных ситуациях.

Все учебники УМК имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации» и включены в Федеральный перечень учебной литературы.

В «Методических пособиях» есть все что нужно – поурочные разработки, тестовые задания, методические рекомендации, позволяющие решать учебно-воспитательные задачи. Проверить, насколько плодотворно прошел урок, как понят учениками материал, сколь крепкие их знания и практические умения, помогут предложенные задания и упражнения из «Тетради для оценки качества знаний».

В рабочих тетрадях для учителя приведены планы-конспекты уроков: цели и задачи, краткое содержание, перечень средств обучения, контрольные вопросы. Под рубрикой «Учителю на заметку» в них помещены различные сведения и факты, призванные способствовать активизации познавательной деятельности и расширению кругозора учащихся.

В методических, учебно-методических изданиях и дидактических разработках представлены рекомендации по планированию, организации и материально-техническому оснащению занятий, советы по военно-патриотическому воспитанию школьников, сценарии игровых уроков, тестовые задания, материал по основам поведения в различных ситуациях, связанных с проявлениями терроризма.

Вячеслав ЕВЛАХОВ, преподаватель-организатор ОБЖ школы №1940, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте