search
main
0

Человеческий фактор. Как превратить восьмилетку в элитный лицей

Многие считают, что превратить обычную школу в элитный лицей невозможно, однако руководители Бауманского лицея Йошкар-Олы доказали обратное. Школа №18, построенная в 1961 году в одном из рабочих районов города, сначала была восьмилетней. Полной стала лишь в 1984 году. С приходом в 1985 году нового директора Григория Ефимовича Пейсаховича приобрела статус экспериментальной школы-комплекса. С 2005 года образовательное учреждение называется Бауманским лицеем (имя выбрано по географическому принципу – находится на улице имени Н.Баумана), при этом сохранены все структурные особенности Центра образования. Сегодня Бауманский лицей – одно из лучших учреждений среднего образования страны и уж точно самое передовое в Республике Марий Эл. О том, как коллектив лицея пришел к этому, мы беседуем с заместителем директора по учебной работе Мариной Алексеевной ТЫРТЫШНОЙ.

– Если анализировать 50-летнюю историю нашей школы, можно заметить, что логика ее развития соответствует развитию самой системы образования в Российской Федерации и Республике Марий Эл. Вначале это была обычная массовая восьмилетка, причем с довольно сложным контингентом учащихся. Район был заводской, рабочий. Школа для того и строилась, чтобы обслуживать заводы, которые были эвакуированы в Йошкар-Олу в первый год Великой Отечественной войны. В послевоенное время их хотели вывезти, но оставили,  постепенно они стали обрастать бараками, население увеличивалось, школа была необходима. Вначале она была очень маленькой, дети учились в три смены, и все было непросто. Хотя со временем сложился прочный учительский коллектив, отношения между детьми и учителями оставляли желать лучшего. По рассказам старожилов, в школе не хватало чисто человеческих отношений. Григорий Ефимович обратил свое внимание именно на это. Перспективу развития школы он увидел в создании гуманистической воспитательной системы, построенной на общей заботе учителей и учащихся друг о друге. В те годы он ознакомился с опытом Владимира Абрамовича Караковского, с его коммунарской методикой. Это был как раз самый расцвет движения. Было потрачено много усилий, чтобы реализовать его систему на практике. Буквально за несколько лет благодаря опыту общения с 825-й московской школой Караковского  педагогам удалось преломить напряжение в отношениях с детьми. Школа превратилась в сплоченный коллектив. Появились общие праздники, стали возникать традиции,  на мой взгляд, этот шаг был основополагающим в дальнейших успехах школы. Мы достаточно долго работали по коммунарской методике, но в 1992 году, когда в России начались перестроечные процессы, перед системой образования встали другие задачи, появилась проблемы, обойти которые школа не могла. Предстояло  создать школу, в которой бы учитывались интересы детей, в том числе в сфере дополнительного образования. Так возникла идея школы-комплекса. Автор этой идеи Борис Вольфов. Смысл ее в том, что под одной крышей собираются несколько структур, подразделений, которые занимаются дополнительным образованием, воспитанием детей. Это спорт, искусство, труд, и несколько позже к ним прибавилось сохранение здоровья детей. Под это были созданы структуры школы. Затем, спустя какое-то время, стал актуальным образовательный компонент, углубленное изучение предметов. В нынешней модели лицея существуют начальная школа, общеобразовательная школа, школа раннего развития, общеобразовательная школа с профильным обучением. На базе лицея работает школа искусств с 12 специализированными отделениями. Это отдельное юридическое лицо, работающее в единой концепции с нами. Есть спортивная школа, в которой больше 30 секций (в том числе большой теннис, плавание,  у нас собственный бассейн). На базе нашего лицея Кировская медицинская академия занимается довузовской и послевузовской подготовкой. Колледж культуры и искусств обучает наших детей на хореографическом отделении. У нас есть производственный комплекс и особая гордость – собственный медицинский центр. Принято считать, что школа губит здоровье детей, мы же решили сохранять его и влиять на отношение к нему учащихся. Все наши структурные подразделения работают по единому плану развития школы под руководством генерального директора. – Марина Алексеевна, наверное, организация образовательного холдинга – дело необыкновенно трудное не только в организационном плане, но и в правовом. Как вам это удалось?- Уже год мы существуем автономно (и здесь очередной этап развития школы совпал с новыми требованиями системы образования). Этот шаг позволил нам сохранить все, что было наработано. Нужно признать: большинство комплексных школ, подобных нашей, сохранить не удалось. Наш директор сумел убедить руководство республики, что необходимо ввести софинансирование образовательной деятельности. Поэтому лицей финансируется не только Министерством образования, в него вкладывают средства несколько ведомств. Медицинский центр финансирует детская республиканская больница. Вся материальная база центра – это совместное оборудование школы и республиканской больницы. Все специалисты – ее работники. Школу искусств финансирует Министерство культуры. Если есть необходимость в кружковой работе, то мы за нее доплачиваем из своих фондов. И наоборот. Это серьезная управленческая находка. Дополнительное образование не является необязательным приложением к основному, это не клубная работа, а нечто большее. После окончания школы искусств все дети получают документ об образовании. Это дополнительный плюс нашим учащимся. С другой стороны, школа искусств благодаря интеграции с нашим лицеем не теряет контингент. Занятия искусством включены в обязательное расписание. То же и с физкультурой. Помимо наших учителей с детьми занимаются тренеры спортивных школ на договорных основах. – Полагаю, что интегрировать все составляющие непросто? – У нас большой штат опытных управленцев. Детей у нас 1100, в школе раннего развития обучаются еще около 1500 детей. Кроме того, у нас учатся 175 детей с ограниченными возможностями. Это следующий шаг в нашем развитии. Мы сами предложили открыть Центр по обучению детей-инвалидов на базе нашей школы. Такие дети более остальных нуждаются в хороших условиях и качественном образовании. В каждом классе установлены веб-камеры, и ребенок-инвалид, подключившись к Сети из дома, может полноценно участвовать в уроке. Связь у нас двусторонняя: ребенок не только слышит и видит учителя и одноклассников, но и может отвечать на вопросы. Учебный процесс гармонично сочетается с системой дополнительного образования. Расписание школы искусств и спортивных секций подстроено под общее расписание.  Кроме того, ведется большая внеурочная деятельность. Сейчас мы работаем через культурно-образовательные проекты. Дополнительное образование – это один слой, но еще есть «надстройки», внеурочно-воспитательная работа по параллелям, по классам, по коллективам. – Наверное, вашим опытом интересуются руководители других образовательных учреждений? Смог ли кто-то его повторить?- Наша модель образования уникальна. Я думаю, что ее сложно повторить. Конечно, большое значение имеет личность руководителя. Он должен видеть возможности и подстраиваться под течение времени. Ежегодно мы проводим множество обучающих семинаров, активно рассказываем про нашу систему. Некоторый опыт у нас перенимают: сейчас во многих школах тоже открываются школы искусств. В Ульяновской области, например, есть сельская школа, которая полностью работает по нашей модели. Но проблема в том, что любые трудности могут привести к развалу всей системы. Вот пример: несколько лет назад школа искусств была нашим структурным подразделением, не была отдельным юридическим лицом. Потом она стала самостоятельной. В другой школе это могло бы быстро привести к расхождению, однако нам удалось убедить и руководство школы, и родителей, что совместно существовать выгодно. Материальная база общая, помещение общее – в этом и для нас, и для них огромные плюсы. Словом, у нас идет постоянный поиск компромиссов, который дает и равновесие, и возможность двигаться вперед. Три раза мы становились лауреатами гранта Президента РФ. В принятии решений не последнюю роль играют управляющий совет лицея, некоммерческая организация родительской общественности, попечительский совет школы. Без обсуждения не принимается ни одно решение, не вводится ничего нового. А вообще у нас много интересного. Например, действует проект «Олимпийская зачетка», у нас он начался задолго до того, как его запустил Олимпийский комитет Сочинской олимпиады. У каждого лицеиста есть книжечка, куда записываются все достижения, которых он добился вместе с родителями (для детей и родителей занятия в наших залах бесплатные), фиксируется участие во всех соревнованиях и спортивных праздниках. Кто наберет больше всех баллов, тот поедет на Олимпиаду в Сочи. Отдельная тема – информатизация системы образования и образовательных процессов. Начинали мы с двух компьютеров, сейчас у нас есть все. Бумажные журналы мы не ведем. Сейчас мы очень близки к модели «один ребенок – один компьютер». Мы переходим на планшеты iPad. Компания Apple будет проводить  у нас семинары. Школьный сайт у нас тоже уникальный, он используется не только для того, чтобы смотреть расписание, домашнее задание и оценки детей. Даже обеды мы заказываем через школьный сайт. Ребенок выбирает один из 4 комплексов меню и расплачивается за него через карточку.- Наверное, отбоя нет от желающих у вас учиться? – Все дети имеют право к нам поступить без ограничений по прописке. Но еще в школе раннего развития мы проводим беседы с родителями и объясняем, на что может рассчитывать их ребенок. У нас очень серьезные программы обучения, сложные, плюс дополнительная нагрузка. Так что родители принимают решение сами. Если ребенок действительно силен и имеет способности, они отдают его к нам.  Если способных детей набирается много, как у нас получилось в этом году, мы открываем дополнительное помещение. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте