Андрей Николаевич Мельников проработал в школе Тульской области Ясногорского района всего около года, а запомнился своим ученикам, которым уже за семьдесят, на всю жизнь. Когда просишь их рассказать об учителях, то сразу они вспоминают его и говорят: «А других-то мы и не помним. Тоже историю вели. Но почему-то не запомнились». Человек среднего роста, с военной выправкой, прямым станом. Короткая стрижка под ежика на голове. Носил хромовые сапоги – до работы в школе был летчиком. Так как период его преподавания выпал на зиму, то школьники привыкли видеть его в зеленом полупальто. Причем левая рука его всегда крепко сжимала низ от воротника. Видимо, так ему легче было сосредоточиться, все внимание и силы отдавая слуху. Оттого один конец воротника его пальто был оттянут и намного длиннее другого. И единственно, что было в нем неподвижным, неживым, это его взгляд, его глаза. Несмотря на слепоту, Андрей Николаевич никогда не брал с собой палочку – он знал, что ученики всегда помогут.
Андрей Николаевич воевал в Японскую войну, на озере Хасан. Там он и получил сквозную рану головы, причем в височной области. Можно сказать, чудом остался жив. Но при ранении был задет зрительный нерв, и Андрей Николаевич полностью лишился зрения. После войны ему дали звание офицера. Во время войны в 1941 году он приехал в Иваньковскую волость и за неимением учителей стал преподавать в школе, несмотря на инвалидность. Нелегко было ему смириться со своим несчастьем. В школу его водила жена и чаще всего и забирала. С урока на урок Андрея Николаевича провожали ребята. Готовиться к занятиям помогала жена: вечерами читала исторические книги, а он слушал, продумывая будущий урок.
Андрей Николаевич был очень добрым. Многие дети за несколько километров ходили зимой в школу. Придут замерзшие и просят учителя, перед тем как начать заниматься, позволить им немного погреться у печки (класс большой и печка не могла отапливать все помещение). И он разрешал. Хотя и спрашивал строго. Ему важен был конкретный ответ на вопрос. Ценил понимание темы. Иногда ребята хитрили, обманывали. Когда вызовут к доске, возьмут в руки учебник и читают. Самое интересное, что Андрей Николаевич сразу понимал и говорил: «Не знаешь материала, так и не обманывай». А иногда сердился, за такие поступки мог двойку поставить, а то и совсем из класса выгнать. Уж очень не любил Андрей Николаевич вранья, обмана. Но таких случаев было мало. Ребята уважали преподавателя, понимали, что нельзя баловаться. Да и любили они его – недаром помнят спустя столько лет. А любить было за что. Часто ученики упрашивали его рассказать им что-нибудь. И тогда Андрей Николаевич говорил: «Ну вот тогда учебник дома сами прочитаете». Ребята с радостью соглашались. А он рассказывал. Рассказывал историю совсем не так, как в учебниках, а живым, понятным для детей языком, приводил интересные факты. До сих пор вспоминают нынешние бабушки и дедушки, как, затаив дыхание, слушали его простой рассказ. Знакомил Андрей Николаевич своих учеников и с археологией. Будучи слепым, часто он вспоминал счастливые времена, когда участвовал в экспедициях, рассказывал ребятам об археологических раскопках, о клинописях. Когда на глобусе ребята ставили его палец на точку, рядом с которой было название – Москва, то дальше он без труда показывал государства, города, говорил о том, где прошли войны не только по России, но и по всему миру. А если Андрей Николаевич читал лекции по истории, то иной раз водил пальцами по дощечкам с выпуклостями – слепой метод чтения. Иногда зимой говорил ребятам: «Подождите, руки замерзли!». И, погрев их в варежках, продолжал дальше.
И жители деревни платили ему ответной любовью. Как раз во время войны времена были очень голодные. И если здоровые жители деревни могли вырастить урожай или питаться овощами, выращенными на огороде, то слепому учителю приходилось очень туго. Однажды дети, отработав в колхозе на сборе урожая, всю собранную картошку принесли ему. Однако этого было недостаточно, чтобы прокормить жену и годовалого сына. Однажды Аня Коновалова, ученица седьмого класса (а в будущем – директор школы), пришла домой и рассказала маме, что их слепой учитель по истории ходит по полю и собирает колосья. Ей было до слез жалко их бедного доброго учителя. Мама девочки знала Андрея Николаевича – он часто хвалил ее дочку на школьных собраниях за хорошую успеваемость. Тогда они стали приглашать его после занятий пообедать. И он стал заходить все чаще и чаще, а постепенно и вообще каждый день. Однажды он принес Ане домой микроскоп.
В школе проработал Андрей Николаевич совсем немного. После войны слепой учитель уехал из деревни. Никто не знает, куда он переехал и что случилось с ним потом. Его бывшие ученики говорят: если бы он преподавал у них историю все годы, то все они стали бы историками. Он учил детей не только истории, но и благородству, и умению жить. Ведь насколько большим человеком должен был быть Андрей Николаевич, чтобы семидесятилетние бабушки и дедушки, позабывшие многое из своей школьной жизни, до сих пор сохранили в своей памяти образ слепого учителя истории.
Аня ЛАВРОВА, ученица 11-го класса
Комментарии