search
main
0

Человеческие ценности – ориентиры каждого Пропедевтический модульный курс

Одной из приоритетных задач современного российского общества является воспитание подрастающего поколения, завтрашних активных граждан России, на общечеловеческих ценностях, в духе уважения к человеческому достоинству и правам человека. Актуальной стала необходимость преподавания прав ребенка в средней школе.
Данный модульный курс, посвященный знакомству школьников с Конвенцией о правах ребенка, составлен для учащихся 5-6-х классов и рассчитан на 10 уроков по темам: “Нужны ли ребенку права?”, “Конвенция о правах ребенка”, “Личные права ребенка”, “Право ребенка на жизнь и развитие”, “Право на воспитание в семье”, “Право ребенка на личную жизнь”, “Право ребенка на образование”, “Нарушение прав детей”, “Специальные права ребенка”, “Твои права и ты”.
Использование курса поможет учащимся получить определенные знания о Конвенции, правах ребенка, их значении. Он способствует формированию у подростков правовой культуры, культуры прав человека, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности. Эти уроки помогут учащимся понять правовые аспекты различных ситуаций, происходящих дома, в школе, в обществе, а также глубже осмысливать ценности, защищаемые законом, развивать определенные умения, важные для практического воплощения прав и свобод каждого, помогут формированию у них нравственной и правовой мотивации в их деятельности.
Одна из основных целей курса – воспитание у учащихся уважения к правам человека, чувства собственного достоинства, справедливости. Поэтому занятия строятся так, чтобы вызвать у ребят желание обсудить проблемы, связанные с правами человека, правами ребенка, помочь им осознать важность личной ответственности за свое поведение и за взаимоотношения с другими людьми, а также помочь детям в развитии у них навыков критического и логического мышления.
Это будет способствовать тому, что знания, полученные на уроках, будут эмоционально пережиты детьми, а ценности, о которых идет речь, станут их собственными личными ориентирами.
Используя проблемные задания, которые носят в основном дискуссионный характер, учитель сможет организовать на данных уроках живое обсуждение. Предлагаемые материалы помогут создать на уроках определенный климат, располагающий к откровенному разговору, свободному выражению учащимися своих мыслей и взглядов.
При отборе форм и методов работы предпочтение отдано именно тем, которые помогут организовать продуктивную деятельность учащихся и создать условия для развития мышления, творческих, критических, исследовательских умений школьников и развития у них способностей к различным видам деятельности. Это – диалог, дискуссия, элементы дебатов, моделирование, игры, индивидуальные и групповые проекты.
Уроки включают в себя тексты, вопросы, задания, словарь и другие дидактические материалы. Все это поможет сделать процесс познания учащимися учебного материала увлекательным и осознанным. А использование групповых форм работы поможет развитию и совершенствованию способностей школьников к сотрудничеству.
Данный модульный курс может служить пропедевтикой более сложных курсов правоведения в старших классах.

Урок 1
Тема урока “Нужны ли права ребенку?”. 5-6-е классы

Цели урока
1. На уроке создается мотивация для знакомства с Конвенцией о правах ребенка. Учащиеся подводятся к выводу о необходимости определения особых прав для детей.
2. У учащихся формируется представление о понятиях: “добро” и “зло”, “справедливость”, “права человека”, “права ребенка”.
3. У учащихся формируются умения анализировать ситуацию, делать выбор, действуя в группе, сравнивать свой выбор с выбором других, аргументировать свою точку зрения.
Вопросы урока:
1. Почему у людей возникла потребность в определении прав?
2. Нужны ли ребенку особые права?
Учитель:
– Права человека – такие же изобретения человеческого разума, как колесо, швейная игла или хлеб. Все ими пользуются, но никто не помнит их авторов. Почему возникла у людей потребность в колесе, игле или хлебе – это мы узнали из других книг. А вот как возникла потребность в определении прав?
Пусть этот вопрос будет отправной точкой нашего разговора.
Почему же у людей возникла потребность в определении прав?
Предполагаемые ответы:
Сначала люди обижали друг друга, могли отобрать имущество, ударить человека или даже убить его. Это людям не нравилось. Они захотели, чтобы был порядок, чтобы жизнь была справедливой.
Учитель предлагает учащимся обсудить ситуацию.
Вы, конечно, помните сказку о Золушке.
Это было давным-давно. В одном сказочном королевстве на бал были приглашены все жители этого королевства. Золушка тоже очень хотела попасть на этот праздник. Ведь это несправедливо, когда тебе очень хочется потанцевать, повеселиться, поесть мороженого и ты это заслужила, но у тебя очень много тяжелой работы, которую ты выполняешь с утра до вечера. И так каждый день. Золушка попросила мачеху отпустить ее на бал. И та согласилась, но сначала приказала намолоть кофе на 7 дней, постирать белье, перебрать 2 мешка зерна, прополоть грядки и посадить 7 розовых кустов.
(По ходу рассказа учителя на доске вывешиваются иллюстрации.)
Вопрос учителя:
– Что вам кажется несправедливым в этой ситуации? Какие права Золушки были нарушены?
Прогнозируемые ответы:
1. Несправедливо, что Золушка так много работала. У нее совсем не было возможности отдохнуть. Нельзя работать с утра до ночи, т.к. человек может заболеть. Несправедливо, что Золушка не могла пойти на бал, хотя она это заслужила. Несправедливо, что Золушку постоянно обижали, не уважали и не любили.
2. Нарушены права Золушки на труд, на отдых, на охрану здоровья. Нельзя заставлять ребенка выполнять непосильную работу.
Учитель:
– Мы с вами уже знакомы с документом, где говорится о правах человека. Как называется этот документ? Почему он так называется? О каких правах говорится во Всеобщей декларации прав человека?
Подводя итог этой беседы, учитель обращает внимание на то, что в Декларации записаны права для всех людей независимо от возраста – и для взрослых, и для детей.
Учитель:
– Как вы думаете, до какого возраста человек считается ребенком? Обобщая ответы учащихся, учитель указывает, что по международным правилам ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет.
Проблемное задание:
А нужны ли особые права ребенку? Давайте подумаем над этим вопросом, а ответ дадим несколько позже.
Учитель организует работу в группах (4 группы). Им предлагается продолжить фразу, подобрав доказательства данного утверждения.
1, 2-я группа: “Ребенку нужны особые права, потому что…”
3, 4-я группа: “Ребенку не нужны особые права, потому что…”
Доска делится на 2 части, и на ней записываются эти утверждения.
Ребенку нужны особые права, потому что…
1) он маленький и беззащитный.
Его легко обидеть;
2) у детей должны быть права учеников и просто мальчиков и девочек;
3) бывают случаи, когда дети остаются без родителей.

Ребенку не нужны особые права, потому что…
1) у ребенка пока нет соответствующего образования, и он самостоятельно своими правами не сможет воспользоваться. Ребенок не сможет самостоятельно отвечать за себя;
2) есть права для всех людей, записанные во Всеобщей декларации прав человека. Этого достаточно;
3) взрослые обязаны защищать права ребенка.
Затем организуется беседа по поставленным вопросам в форме дебатов, когда поочередно приводятся аргументы “за” и “против” данного утверждения: “Ребенку нужны особые права” – после чего учитель предлагает детям ответить на поставленный ранее проблемный вопрос: “Как вы считаете, нужны ли ребенку особые права? Почему?”
Обычно большинство учащихся высказываются за то, что ребенку нужны особые права, т.к. он менее других людей защищен, нуждается в заботе взрослых. Если мнения детей разошлись, учитель может попросить поднять руки сначала тех, кто считает, что ребенку нужны особые права, затем тех, кто считает, что ребенку не нужны особые права. К этому вопросу учитель должен будет вернуться на последующих уроках, когда они больше узнают о правах ребенка.
Далее учащимся предлагается сделать Золушке подарок.
Учитель:
– Ребята, мы с вами решили, что детям нужны особые права. Давайте сделаем Золушке подарок. Каждая из групп, например, может нарисовать букет цветов для Золушки. А в каждом цветке написать, какие права вы хотели бы ей даровать. Вы можете придумать какой-то другой подарок. Для этого у вас есть 7 минут. А затем вы представите нам свои рисунки.
Все рисунки, представленные группами, вывешиваются на доске. Учащиеся перечисляют права, которые должны быть у Золушки, объясняют, почему они так думают.
Вывод учителя:
– Сегодня на уроке мы определили, что ребенку необходимы особые права. Ему недостаточно тех прав, которые записаны во Всеобщей декларации прав человека, т.к. он нуждается в особой заботе, защите и помощи взрослых. Знакомство с особыми правами детей мы начнем на следующем уроке.
Рефлексия. В конце этого урока и всех последующих рекомендуется провести учебную рефлексию, которая поможет учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Учитель организует беседу по вопросам:
Что нового вы узнали на уроке?
Чему вы научились?
Чему вы научились, работая в группе?

Словарь
Право человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством возможность что-то делать, осуществлять.
Декларация – рекомендация; международный договор, не имеющий обязательной силы.
Справедливость – признание достоинств человека, беспристрастное к нему отношение.
Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.

Урок N 2
Тема “Конвенция о правах ребенка”

Цели урока
1. На этом уроке учащиеся узнают о существовании Конвенции о правах ребенка, знакомятся с необходимостью появления такого документа и теми группами прав, которые в ней перечислены.
2. У учащихся формируются представления о понятиях: “конвенция”, “права ребенка”, “личные, социальные, политические и специальные права”.
3. У учащихся формируются умения аргументировать, делать выбор, действуя в группе, сравнивать свой выбор с выбором других.
Вопросы урока:
1. Какие могут быть потребности у детей?
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Группы прав: личные права, социальные, политические и специальные права ребенка.
Учитель:
– Сегодня мы с вами познакомимся с важнейшим международным документом, о котором должны знать и взрослые и дети. Этот документ называется “Конвенция о правах ребенка”. На прошлом уроке говорилось о том, что ребенку нужны особые права. Вспомните, почему ребенку необходимы особые права?
Беседа
Вспоминаются основные положения, которые обсуждались на предыдущем уроке.
Проблемное задание.
Затем учитель определяет задание на урок: определите группы прав, записанных в Конвенции о правах ребенка (это делается в конце урока).
Далее обсуждается ситуация.
Однажды компания восьмиклассников отправилась после уроков в парк. Была хорошая погода. Ребята шли по аллее и рассказывали веселые истории. Им было очень весело. Вдруг послышался детский плач. Ребята подбежали к скамейке и увидели на ней грудного ребенка, завернутого в одеяло. Ребенок громко плакал. Ребята подождали немного, вдруг кто-нибудь подойдет к ребенку. Но никого не было. Тогда они отнесли малыша в милицию. Оказалось, что этому ребенку всего 2 дня и его оставили родители. В одеяльце оказалась записка: “Пожалуйста, позаботьтесь обо мне”.
Задание (по группам):
1. Составьте список потребностей этой маленькой девочки, которой 2 дня отроду! Что ей необходимо для жизни? (1, 2-я группы).
2. Потребности человека с возрастом изменяются. И в 10 лет, как вам сейчас, у ребенка уже могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 10-летнего ребенка (3, 4-я группы).
Работа в группах – 10 минут.
Свои проекты группы оформляют на отдельных листах, которые затем вывешиваются на доске. В результате обсуждения могут получиться следующие варианты ответов (см. таблицу).

Обсуждается вопрос: Как с возрастом изменяются потребности ребенка?
Предполагаемый ответ: Они становятся разнообразные и сложные, их становится больше.
Учитель:
– Сейчас я зачитаю несколько положений из одного документа, а вы на своих листах отметите совпадения с прочитанными положениями знаком “+”. Учитель зачитывает адаптированный вариант Конвенции о правах ребенка (см. Приложение N 1). Сколько совпадений у вас получилось?
Не случайно, что у вас получилось столько совпадений с текстом этого документа. Оказывается, что вы сейчас фактически определили содержание очень важного международного документа – Конвенции о правах ребенка.
О правах детей уже говорилось во Всеобщей декларации прав человека. В ней записано, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
В 1979 году отмечался Международный год ребенка. Комиссия Организации Объединенных Наций приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта сложная работа продолжалась целых 10 лет.
Вопрос учащимся:
Как вы думаете, почему комиссия так долго, целых 10 лет, разрабатывала проект Конвенции?
Предполагаемые ответы:
Нужно было познакомиться с тем, как живут дети во многих странах, кто о них должен заботиться и защищать их права. Важно было ничего не забыть.
Задание
Если бы вас пригласили в комиссию по разработке проекта Конвенции, какое, на ваш взгляд, самое важное право ваша группа предложила бы и почему?
Обсуждение задания проводится в зависимости от предложений детей.
Выполнение проблемного задания.
Учитель предлагает определить группы прав, перечисленных в Конвенции о правах ребенка.
Учитель:
– Ребята, давайте определим группы прав, которые записаны в Конвенции. Вспомните еще раз, как называется главный международный документ о правах человека и когда он был провозглашен.
Дети называют Всеобщую декларацию прав человека, принятую в 1948 году. Учитель предлагает сделать рисунок в тетрадях и сам рисует на доске, сопровождая это комментариями.
Учитель:
– Всеобщая декларация прав человека послужила основой для Конвенции прав ребенка. Как из почвы вырастает цветок, так появление Всеобщей декларации создало условия для определения особых прав детей. (На доске рисуется почва и делается запись: Всеобщая декларация прав человека).
Через 41 год, 20 ноября 1989 года, Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Для этого ей понадобилось всего лишь 2 минуты. Так появился этот важнейший документ.
Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав. Государства, которые присоединялись к Конвенции, т.е. подписали ее, обязаны соблюдать содержащиеся в ней права ребенка. Россия тоже подписала Конвенцию в 1990 году.
А теперь попробуем определить, какие группы прав в ней записаны. Учитель помогает детям своими вопросами и комментариями.
Какие группы прав вы знаете?
Дети сразу называют неотъемлемые права человека.
Учитель:
– Первая группа прав – это неотъемлемые, или личные права человека, ребенка. Следующая группа прав – экономические, социальные и культурные права. Они осуществляются с помощью государства и проявляются в заботе о человеке, о ребенке.
Вопрос:
В чем проявляется забота государства о ребенке?
Дети говорят о бесплатном образовании, медицинском обслуживании, возможности пользоваться культурными ценностями и т.д.
Учитель:
– Конвенция признает права детей на объединения, дети могут принадлежать к разным организациям и клубам. Когда они станут взрослыми, то смогут быть членами политических партий и организаций, получат избирательные права, смогут участвовать в управлении государством, т.е. смогут заниматься политикой.
– Как называются права, предоставляющие возможность заниматься политикой?
(Политические права).
– Это политические права.
– Как вы думаете, есть ли дети, которым необходимо выделить специальные права?
Учащиеся называют детей-инвалидов, сирот и т.д.
– Это специальные права.
Вывод учителя:
– Мы выяснили: чтобы защитить детей, ООН провозгласила Конвенцию о правах ребенка, которую должны соблюдать правительства всех подписавших ее стран. А также узнали, какие права содержатся в этом документе.
Проводится рефлексия.
Беседа по вопросам:
– Что нового узнали?
– Чему научились?

Словарь
ООН – Организация Объединенных Наций – международная организация, призванная обеспечивать мир и защиту прав человека.
Конвенция – соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме.
Личные права – права, которые принадлежат каждому человеку уже потому, что он является человеком; никто их людям не дает, и никто их не может отобрать.
Социальные права – права, которые возникают в результате соглашения между гражданином и государством.
Политические права признают право детей на объединения; дети могут принадлежать к организациям и клубам; полные политические права дети получают по достижении 18 лет.
Специальные права – права для отдельных групп детей: больных, инвалидов, сирот и т.д.
Татьяна ИВАНОВА,
Галина СМИРНОВА,
учителя гимназии N 2
Раменское

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте