Тема: “Специальные права детей”
Цели:
1. Учащиеся должны узнать о категориях детей, нуждающихся в специальных правах, и особой заботе общества, и в чем это проявляется.
2. Ребята получат представления о понятиях: специальные права детей, усыновление, дискриминация, беженцы, милосердие.
3. Сформировать умение аргументировать свой выбор, выделять главное, анализировать ситуацию, выполнять проблемное задание, делать выводы.
Вопросы:
1. Каким детям нужны особые забота и внимание?
2. Дети с физическими недостатками.
3. Дети-беженцы.
4. Дискриминация по национальному признаку.
5. Какие специальные права определены в Конвенции о правах ребенка?
Учитель: Ребенок – полноценная и полноправная личность. Он должен обладать правами по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Ребенок обладает всем комплексом прав: гражданскими, политическими, экономическими, социальными, культурными. Но есть дети, которым этих прав недостаточно. Им нужны особая забота, внимание, уход, помощь, т.е. им нужны специальные права.
Задание на урок:
Для каких детей потребовалось определить специальные права?
Какие специальные права нужны этим детям?
Вопрос:
Каким детям нужны особые забота и внимание?
Предполагаемые ответы:
Маленьким детям, больным, тем, у которых нет родителей и др.
К наиболее уязвимой группе относятся дети-инвалиды.
Учитель: В США об инвалидах говорят, что это люди с физическими недостатками, об умственно отсталых, что это люди с отклонениями в развитии.
Вопросы:
Почему в США принято говорить о физических и умственных недостатках людей в такой форме?
Каково отношение к этим людям?
На основе высказываний учащихся учитель делает вывод о гуманном, бережном и милосердном отношении к больным людям.
Учитель: Сейчас я прочитаю вам отрывок из известной сказки, и мы с вами обсудим проблемы, затронутые в ней.
“Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, – и Жене захотелось с ним познакомиться.
– Мальчик, как тебя зовут?
– Витя. А как тебя?
– Женя. Давай играть в салки?
– Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
– Как жалко! – сказала Женя. – Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой”.
Вопросы:
Из какой сказки взят отрывок?
Чем закончилась эта история?
Почему поступок Жени заслуживает особого уважения?
Учитель обобщает ответы детей.
Женя пожертвовала последний лепесток цветика-семицветика, хотя у нее самой было много разных желаний: получить велосипед, сходить в цирк, поесть сладостей и много других. Но она отказалась от всех своих желаний и помогла мальчику-инвалиду стать здоровым. Это очень благородный поступок – пожертвовать своими интересами ради другого человека.
Далее организуется беседа:
Почему люди, сталкиваясь с инвалидами, часто испытывают неудобства?
В каких школах учатся дети-инвалиды?
Как они проводят свободное время?
Как вы думаете, что больше всего их обижает?
Какого они хотят к себе отношения?
Прогнозируемые ответы:
1. Часто люди испытывают неудобства, т.к. у них нет опыта общения с инвалидами и они не знают, как правильно вести себя с ними.
2. Все больше появляется специальных школ для детей-инвалидов.
3. Как и все дети, они любят читать книги, смотреть телевизор, общаться с друзьями, заниматься спортом и т.д.
4. Больше всего эти дети не любят, когда их жалеют. Они хотят равного к себе отношения.
Комментарии учителя.
На самом деле дети-инвалиды ничем не отличаются от других. Они думают, чувствуют, разговаривают, как любой другой человек. Они ничем не отличаются, кроме того, что руки и ноги двигаются у них не так, как должны. Иногда люди задают глупые вопросы о болезни, а маленькие дети показывают пальцем.
Учитель: В современном мире происходят войны, конфликты на национальной и религиозной основе. Вы слышали о событиях в Югославии, Таджикистане. Когда людям приходится покидать свои дома, свою родину, этих людей называют беженцами. Среди них очень много детей.
Задание:
Работа в парах.
Составьте перечень проблем, с которыми сталкиваются беженцы, взрослые и дети, на новом месте жительства.
Предполагаемые ответы:
1) Отсутствие жилья, пищи, одежды и других нужных предметов.
2) Необходимость медицинской помощи.
3) Проблемы дальнейшего образования детей, потребность в детских садах для дошкольников.
4) Возможен языковой барьер.
5) Проблемы гражданства, трудоустройства.
6) Отсутствие денег и др.
Организуется беседа.
Вопросы:
Как должны относиться к беженцам местные жители?
Сможете ли вы помочь кому-то, если вам этот человек не нравится? Что будет, если не помочь такому человеку?
Учитель обобщает ответы учащихся.
Вынужденное переселение – это страшное бедствие для людей. Наш человеческий долг – не бросить их в беде, помочь этим людям, независимо от того, нравятся они нам или нет. Больше всего в этой помощи нуждаются дети. Они невинны, уязвимы и зависимы. Специальные права должны обеспечить выживание, защиту и развитие детей-беженцев.
Учитель: Часто проблема беженцев соприкасается с другой проблемой, какой именно, вы сейчас догадаетесь.
Представьте себе, что ваш класс разделили на краснокожих и бледнолицых, раздав вам соответствующие знаки различия. Краснокожим разрешается первым отвечать на вопросы учителя, не делать домашнее задание. Учитель ставит им только хорошие оценки и раздает им конфеты за правильный ответ. Бледнолицые ничего этого не имеют, но только они должны дежурить по классу, сдавать деньги на школьное оборудование и после уроков работать на пришкольном участке.
Вопросы:
О какой проблеме в межличностных отношениях идет речь?
Как вы к этому относитесь?
Почему такое происходит?
Обобщение учителя.
Несправедливо относиться к людям в зависимости от расы, цвета кожи или национальности. Это является дискриминацией, то есть преднамеренным ущемлением прав и законных интересов одних людей по сравнению с другими.
Обсуждение задания на урок.
Вопросы:
Для каких детей потребовалось определить специальные права?
Какие специальные права нужны этим детям?
В результате обсуждения на доске составляется схема.
Учитель: Пока еще очень много детей нуждается в специальных правах и нашей помощи.
Задание:
Если бы у вас был волшебный цветок, что бы вы попросили у него для обездоленных детей.
Учитель рисует на доске цветок и на его лепестках записывает предложения детей.
Вот и учредители Конвенции о правах ребенка тоже захотели помочь самым обездоленным из детей. Поэтому в Конвенции есть статьи, защищающие детей-сирот, инвалидов, беженцев, принадлежащих к национальным меньшинствам, и др.
Вопрос:
Какой вывод мы можем сделать из всего сказанного на уроке?
Вывод учителя.
Если ребенок попал в трудные условия, он имеет право на особое внимание и заботу общества и каждого из нас, чтобы он чувствовал себя полноценным и счастливым в нашем мире людей.
Рефлексия:
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Чему научились?
Словарь:
Специальные права детей –
права детей, попавших в особо сложные условия жизни и нуждающихся в особом внимании и заботе со стороны общества.
Усыновление – подтвержденное законом признание ребенка своим людьми, заменяющими родителей.
Дискриминация – преднамеренное ущемление прав и законных интересов одних людей по сравнению с другими.
Беженцы – люди, вынужденные покинуть место своего проживания для устройства в безопасных местах.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Тема
“Нарушение и защита прав ребенка”
Цели урока:
1. На уроке учащиеся уясняют, как проявляются нарушения прав ребенка и что права детей необходимо защищать.
2. У учащихся формируются представления о понятиях: право на индивидуальность, происхождение, личное достояние, нарушение прав, родительская власть.
3. У учащихся формируются умения моделировать ситуации, задавать вопросы, делать выводы.
Вопросы урока:
1. В чем проявляется нарушение прав ребенка? Почему это происходит?
2. Необходимость защиты прав детей.
3. Кто и как может защищать права детей?
Мотивация
Мотивацию к обсуждению данной проблемы учитель создает через игру “Эстафета”
Учитель: На наших уроках мы с вами говорили о ценности прав человека и ребенка. Права человека позволяют нам в полной мере развивать присущие человеку такие качества, как разум, талант, и удовлетворять наши духовные и иные запросы. Но может быть и по-другому.
А сейчас давайте поиграем. Каждый ряд – это команда. Смысл игры в том, какая из команд быстрее передаст предметы в конец ряда на последнюю парту и обратно.
Учитель раздает предметы. Это могут быть кубики, мячики, кегли, маленькие игрушки и т.д. Каждой команде выдается не менее 10 предметов.
Учитель: По моей команде “Вперед” вы начинаете передавать предметы, но по-одному. Итак, “Вперед”!
Учитель:
Вы все делаете неправильно. Нужно, чтобы мальчики передавали по 1 предмету, а девочки по 2.
Игра начинается снова. Через 30 секунд учитель вновь останавливает игру.
Учитель:
На первом ряду больше девочек с косичками. И они могут передавать сразу по 3 предмета.
Учитель останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые условия. Но в конечном итоге детям предоставляется возможность доиграть до конца. Затем проводится обсуждение игры.
Вопросы:
Что вам не понравилось и вызвало замешательство в ходе игры?
Почему игра показалась вам нечестной, несправедливой?
Возможные варианты ответов:
Должны быть четкие и понятные правила игры.
Все участники игры должны быть равны.
Не должно быть различий между участниками игры по каким-либо признакам.
Вопрос:
Почему наш урок начинается именно с такой игры?
Учащиеся приходят к выводу, что в ходе игры нарушались права ее участников. И именно нарушению прав ребенка посвящена тема урока.
Учитель: Общество наше, к сожалению, несовершенно. В жизни права человека и ребенка часто нарушаются. Даже игра нам это показала. Приведите примеры нарушения прав ребенка, которые вам стали известны через телевидение, печать, литературу или вы наблюдали их в жизни.
Примерные варианты ответов:
1) Родители оставляют маленьких детей на вокзалах, в парках, в мусорных контейнерах.
2) Взрослые жестоко обращаются с детьми, и те, не выдержав издевательств, убегают из дома.
3) Детей заставляют попрошайничать в метро и электричках, на вокзалах.
4) Некоторые родители избивают своих детей.
5) Взрослые вмешиваются в личную жизнь детей, не уважают мнение детей и т.д.
Учитель: Вы правы, действительно, пока еще очень много обездоленных детей. В последние годы растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской опеки, умственно неполноценных. Высок уровень детской смертности. Увеличивается число детей – беженцев. Детям стали меньше уделять внимания и в семье, и в школе. Они все чаще оказываются предоставленными сами себе. Растет распространение среди детей алкоголизма и наркомании.
Затем организуется работа в группах.
Задание. Работая в группах, вы должны показать на конкретных примерах, как могут нарушаться права ребенка. Когда первая группа будет представлять свою ситуацию, другие должны будут определить, какие права ребенка нарушены. Второй и третьей группам можно будет задавать вопросы.
Первая группа
В статье N 7 Конвенции о правах ребенка говорится: “Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя”. Представьте себе, что десятилетний мальчик ничего не знает о себе. У него нет имени, фамилии, он не знает, кем были его родители. Что могло произойти с этим мальчиком в большом городе? Придумайте историю 10-летнего мальчика.
Вторая группа
Проанализируйте ситуацию.
Косте 11 лет. Он живет вместе с младшими – сестренкой и братишкой, мамой и отчимом. Отчим обращается с Костей не так, как с другими детьми. Костя все время проводит в своей комнате. Он все время один. Он не может приглашать своих друзей. Окно в его комнате забито досками. В комнате только лампа, кровать и стол. Когда Костя заканчивает делать уроки, лампу забирают, и он остается один в темной комнате. Когда Костя попытался пожаловаться маме, отчим его избил. Так с ним обращаются каждый день в течение года. У Кости нет праздников: ни дня рождения, ни Нового года.
Вопросы:
Какие права Кости были нарушены?
Что бы вы посоветовали ему в такой ситуации?
Третья группа
Вам предлагаются рисунки, на которых изображены нарушения прав ребенка. Составьте рассказ по рисункам.
Вопросы:
Какие права детей нарушены?
Почему такое могло произойти?
Предполагаемые результаты работы в группах.
Первая группа:
1. С мальчиком могло произойти много неприятностей:
1) Он мог потеряться.
2) Ему нечего было есть, негде ночевать.
3) Бомжи могли заставить его попрошайничать на улице.
4) К нему обращались: “Эй, ты!”, “Пацан!”, “Ты, в красной майке!”.
5) Его обижали, унижали, избили. Никто не заступился. И т.д.
2. Были нарушены права:
1) Право на имя.
2) Право на заботу родителей.
3) Право на жилище.
4) Право на достоинство и достойную жизнь.
5) Право на жизнь без насилия.
6) Право на заботу и защиту со стороны родителей, взрослых.
Вторая группа:
1. Нарушены права:
1) Право на личную свободу.
2) Право на приватную жизнь.
3) Право на достойные условия жизни.
4) Право на личную неприкосновенность.
5) Право на достоинство.
6) Право на охрану здоровья и развитие ребенка.
7) Право на жизнь без насилия.
2. Косте можно посоветовать:
1) Рассказать обо всем своим друзьям и обязательно взрослым: учителям, соседям, родственникам.
2) Обратиться в милицию.
3) Обратиться в организации, которые защищают права людей, и т.д.
Третья группа:
1. Ребята говорят о нарушении прав на личную неприкосновенность, на охрану здоровья, на личную собственность.
2. Люди нарушают права, так как не знакомы с Конвенцией о правах ребенка, с Всеобщей декларацией прав человека. Отсутствуют воспитание и уважение к другим людям. Не знают о наказаниях за нарушение права. Они не считают права человека ценностью.
Во время выступления групп учитель дает комментарии.
Фамилия, имя, принадлежность к семье – это наши человеческие достояния. Никто не имеет права унижать чужое достоинство, чувство чести и гордости.
Татьяна ИВАНОВА,
Галина СМИРНОВА,
учителя граждановедения
Раменское
Комментарии