Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Чей ты родом-племенем? История, обществознание

Учительская газета, №8 от 24 февраля 2009. Читать номер
Автор:

Василий Осипович Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Мне кажется, что 42 учителя истории и обществознания, приславшие 71 материал на наш конкурс, любят свою работу и свой предмет. Их идеи, уроки, методические разработки, дидактические и наглядные материалы, сценарии уроков и внеклассных мероприятий подтверждают мысль Ключевского.

Очень правильно, когда преподаватель не только рассказывает о событиях, но и заставляет ребят делать собственные выводы, «будит» мысль. Интегрированный урок по истории и литературе «Кутузов и Наполеон как реальные исторические личности и герои романа «Война и мир», который прислал Игорь Круглов из поселка Вохтога Вологодской области, как раз побуждает детей думать и анализировать.

Мы прекрасно понимаем, что история – это предмет, который оказывает влияние на мировоззрение школьников. Нина Шавина, учитель истории и обществознания средней школы №51 города Астрахани, формирует мировоззрение своих учеников, анализируя исторические источники на уроках.

Ольга Зеленская, преподаватель истории профессионального училища №60 города Гая Оренбургской области, изучая Новую экономическую политику, ставит проблемную задачу: «Правильным ли был переход к НЭПу?», и ученики, изображая бедняков, середняков, кулаков, батраков, нэпманов, квалифицированных рабочих, пытаются ее решить.

Замечательные сценарии прислали также Алла Капустина из поселка Сайга Томской области («Политическая пропаганда») и учитель лицея №1 города Усть-Джегуты Карачаево-Черкесской Республики Зухра Семенова («Конфликт. Пути выхода из конфликта»).

Особое внимание хотелось бы обратить на материалы по краеведению. Ребенок должен гордиться своей малой родиной, изучать ее историю.

Людмила Смирнова, педагог средней школы №5 города Зверева Ростовской области, ведет серьезную методическую работу по краеведению. Она написала программу учебно-воспитательного курса «Знай свой край», а также сценарий классного часа «Вместе – дружная семья: этнический состав современного Дона».

Елена Доманская работает в средней школе №21 поселка Чульман Республики Саха (Якутия), в номинации «ИКТ в образовательном процессе» она подготовила интересную презентацию о Республике Саха (Якутии). Мы узнали о национальных традициях, верованиях, обычаях, кухне и даже услышали, как звучит национальный якутский музыкальный инструмент – хомус.

Надежда Дровосекова из поселка Кильмезь Республики Удмуртия на уроке обществознания на тему «Нации и межнациональные отношения» использует статистику национального состава поселка, что позволяет ребятам за цифрами видеть живых людей.

Марина Ламина, учитель истории из города Тулуна Иркутской области, совместно с учителем информатики Еленой Юсуповой представила на конкурс интегрированный элективный курс «Ты скажи, добрый молодец, чей ты родом-племенем?». В программе курса прописан практикум по составлению родословной семьи, изучению географии расселения родственников и миграции семей.

Отмечу также краеведческую деятельность Тамары Чабиной из поселка Кордон Пермского края, Прасковьи Савиновой, педагога кыштовской средней школы №1 Новосибирской области, Надежды Крюковой, учителя средней школы №1 города Тобольска Тюменской области.

Большое количество работ пришло в номинации «Организация внеклассной работы по предмету».

История учит мыслить креативно. Это доказывает Екатерина Долгих, преподаватель средней школы №89 г. Санкт-Петербурга. Ученики Екатерины Владимировны повторяют культуру средневековой Европы во время постановки пьесы «Робин Гуд».

Алексей Чернов, учитель истории и МХК Многопрофильного лицея-интерната города Йошкар-Олы Республики Марий Эл, разработал интеллектуальную игру для старшеклассников «Весь мир – театр…» (к 110-летию Московского художественного театра).

Учитель истории средней школы №3 города Ноябрьска Ямало-Ненецкого автономного округа Алексей Мельников проводит игру «Дебаты». Ребята постигают культуру ведения публичной дискуссии, учатся уважать оппонентов.

Практически все материалы, присланные на конкурс, снабжены презентациями. Замечательный проект с презентациями ребят на тему «Смута – трагедия, очищение и возрождение России» прислала Ольга Кико из города Гая Оренбургской области.

Обществознание – предмет сложный. А если учитель подходит к работе творчески и объясняет сложные темы простым языком, все становится понятным и интересным. Отмечу уроки Ольги Шалагиной из Вологды («Права человека и гражданина»), Ирины Буровой из города Советска Кировской области («Труд и трудовое право»), Татьяны Боровковой из города Балакова Саратовской области, Фаины Идрисовой из Челябинска («Особенности трудовых отношений»).

Читая работы учителей – участников конкурса «Сто друзей», в очередной раз осознаешь, как много в нашей стране талантливых учителей!

Ирина ИГНАШКОВА, учитель истории московской школы №2030


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту